Теоретические основы изучения спелеологических ресурсов и спелеотуризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Начало XXI века характеризуется ростом интереса к дикой природе на нашей планете. Пещеры в этом ряду занимают особое место. От многих геологических памятников природы их отличает высокий потенциал коммерческого использования в качестве экскурсионно-туристских объектов.
Учет и изучение рекреационных ресурсов Украины является непременным условием развития туристско-экскурсионной отрасли.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 1.72 Мб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Географический факультет

Кафедра туризма

 

 

 

Коровина Мария Андреевна

 

 

СПЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ КРЫМА

 

 

Специальность – 6.020107 – туризм

 

 

                                                                          Курсовая работа

                                                                                 1 курс, группа 12 – Т

                                                                                       Научный руководитель:

                                                                                   ассистент С.А. Гуров

 

 

 

 

Симферополь – 2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начало XXI века характеризуется ростом интереса к дикой природе на нашей планете. Пещеры в этом ряду занимают особое место. От многих геологических памятников природы их отличает высокий потенциал коммерческого использования в качестве экскурсионно-туристских объектов.

Учет и изучение рекреационных ресурсов Украины является непременным условием развития туристско-экскурсионной отрасли.

В данной работе рассматривается опыт эксплуатации подземных ландшафтов карстовых полостей Крыма. Крым является богатейшим по наличию карстовых форм рельефа, среди которых охраняемыми карстовыми полостями являются пещеры. Крым обладает огромными ресурсами. На территории края расположено около 1600 карстовых пустот, из них около 50 можно использовать в туристско-рекреационных целях. Существуют так же специальные клубы и организации, которые проводят лекционные и практические занятия по спелеотуризму. Эти организации разрабатывают специальные программы по изучению пещер, прокладке новых маршрутов. Организуются спелеологические турниры, а так же мероприятия краевого и федерального значения. Члены клубов сотрудничают с экологическими и природоохранными организациями, предпринимают меры по облагораживанию мест отдыха. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Актуальность темы:

    • широкое развитие карста на территории Украины предопределяет наличие спелеоресурсов в виде крупных карстовых полостей, перспективных для оборудования и организации туристско-экскурсионных спелеокомплексов. Среди них выделяются пещеры Горного Крыма и Подольско-Буковинской карстовой области.
    • в современном мире спелеотуризм является одним  из наиболее динамично развивающихся видов туризма. Этот вид туризма может быть как экскурсионным, спортивным, так и массовым.
    • пещеры уязвимы, хищнически эксплуатируются и быстро деградируют, а, следовательно, нуждаются в бережном отношении и охране.

Научно-практическая значимость темы: анализ рекреационного потенциала и возможности регулирования природопользования с целью сохранения и восстановления уникальных природно-рекреационных ресурсов территории Крыма.

Цель данной курсовой работы: на основе исследования спелеоресурсов Крыма выявить перспективы развития спелеотуризма на территории края; определить район, наиболее благоприятный для реализации этих перспектив; изучить современное состояние Крымских пещер;  провести оценку природоохранных мероприятий.

Объектом  курсовой работы  являются спелеоресурсы  Крыма.

Предметом – возможности использования этих ресурсов в рекреационной деятельности на территории Крыма.

Основными задачами работы являются:

  • рассмотрение спелеотуризма, его классификаций и основных понятий;
  • определение предпосылок развития спелеотуризма на территории Крыма;
  • выявление основных проблем, тормозящих развитие спелеотуризма;
  • рассмотрение возможных путей решения этих проблем;
  • рассмотрение планов и проектов в области спелеотуризма, которые разрабатываются и реализуются местными клубами и организациями; 
  • анализ района, который является наиболее благоприятным и перспективным для развития спелеотуризма;
  • определить предпосылки и основные ресурсы, на основе которых в данном районе можно составлять комбинированные туристские маршруты.

В ходе данного исследования были использованы работы ученых и исследователей, источники  периодической, непериодической литературы, статьи из журналов, книг, материалы семинаров, географические справочники и энциклопедии,  статистические сборников,   материалы интернет – ресурсов.

В работе были использованы следующие методы научных исследований: литературно-описательный, системный, сравнительный, метод анализа.

Работа  включает в себя 60 страниц машинописного текста, содержит 15 рисунков и  6 таблиц.

Всего в процессе написания работы были использованы 38  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы изучения спелеологических ресурсов и спелеотуризма

1.1. Понятие и классификация

 

Центральным понятием является – спелеологические ресурсы – это ресурсы карстового рельефа, элементы геологической среды, которые имеют особую научную, психолого-эстетическую и оздоровительную ценность и используются для удовлетворения различных потребностей людей (в том числе рекреационных). [30]

Спелеология - (от греч.σπήλαιον — «пещера» и λόγος — «учение») — комплексная наука, раздел наук о Земле, а именно карстоведения, на стыке физической географии, гидрогеологии и минералогии, занимающаяся всесторонним исследованием пещер и изучающая природные подземные пространства, — их происхождение, эволюцию, возраст, морфологию, минералы, состав и миграцию подземных вод, вмещающие породы, а также органический мир (подземные экосистемы) и остатки древней материальной культуры. Возникла в Европе, после чего стала распространяться, охватывая новые территории.[11]

Люди профессионально занимающиеся изучением полостей в земной коре – спелеологи.

Пещера – это крупная подземная полость в верхней толще земной коры, сообщающаяся с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями. Обычно пещеры  представляют  собой фрагмент древней гидросистемы. Их образование происходило и происходит преимущественно путем выщелачивания и размыва известняков, доломитов, гипсов и других легкорастворимых пород. Наиболее крупные пещеры образовывают сложные системы проходов и залов, суммарной длиной нескольких десятков километров. В пещерах нередко встречаются препятствия.[7]

Поскольку пещеры на территории Украины возникают в разных породах (известняки в Крыму, ракушечник в Одесской области, гипсы в Западной Украине), они также отличаются характером отложений, наличием кристаллов, натечных форм и другими признаками. Привлекательными для организации туризма, как спортивного, так и экскурсионного.

Пещеры по категории трудности [27] :

    1 - пещеры, для прохождения которых требуется минимальное количество вспомогательных средств. Глубина колодцев не более 40 м. Колодцы, как правило, сухие и простые для прохождения. В горизонтальных пещерах должны иметься препятствия: узости, участки несложного скалолазания или обводненные участки. Время прохождения - 2-8 часов. Общая глубина - 20-100 м.

2А - колодцы могут быть обводненными, но без сильных водотоков. Горизонтальные пещеры могут иметь открытые сифоны. Время прохождения 3-8 часов. Общая глубина 40-180 м.

2Б - то же, но количество препятствий больше. Время прохождения - 6-16 часов. Общая глубина 150-300 м.

3А - колодцы могут быть сильно обводнены. В горизонтальных пещерах могут быть небольшие сифоны, требующие применения аппаратов автономного дыхания. Время прохождения - 12-48 часов. Общая глубина - 180-360 м.

3Б - то же, но количество препятствий больше. Время прохождения - 2-5 дней. Общая глубина 320 - 550 м.

4А - пещеры вертикального и смешанного типа, для их прохождения требуется установка промежуточного пункта питания и отдыха на маршруте или подземного лагеря. Могут быть участки сложного лазания, в том числе с применением штурмовых лесенок, шестов и т.п. Время прохождения - 4-8 дней. Общая глубина 420 - 550 м.

4Б - то же, но количество препятствий больше. Время прохождения - 7-14 дней.

5А - множество всевозможных препятствий. Для прохождения требуется установка подземных лагерей. Время прохождения - 12-18 дней. Общая глубина - 800-1200 м

5Б - необходима установка нескольких подземных лагерей. Время прохождения - свыше 18 дней. Общая глубина свыше 1100 м.

Основным критерием для определения категории трудности пещеры является продолжительность путешествий, количество препятствий на маршруте и их сложность.[11]

Препятствия – это отвесные и крутонаклонные участки (колодцы и уступы), узости. Есть также снежные и водные препятствия (в том числе сифоны (рис.1.)).

Рис.1. Сифон в Пещере Ени-Сала-3 ( Долгоруковский массив )

Пещеры по происхождению можно разделить на 6 групп [12]: тектонические, эрозионные, ледовые, вулканические, антропогенные  и, самая большая группа – карстовые (рис.2).

 

 

Рис.2. Карстовая пещера Солдатская

При этом карстовые пещеры могут быть: горизонтальными (для прохождения пещеры почти не нужны специальные средства), вертикальными (это пещеры с препятствиями в виде наклонных и отвесных ходов, колодцев и уступов), наклонными и сложными. По глубине: колодцы, шахты. По микроклимату: теплые (максимальная для крымских пещер температура воздуха: +12,2°C ( пещера Иограф-3, Ялтинский массив, замер сделан в июне 1962 г.)) и холодные (минимальная для крымских пещер температура воздуха: -25,4°C (пещера Б.Бузлук, Караби, замер 1954.)

Для карстовых пещер характерны такие натечные образования как [16]: сталактиты (образования, висящие на своде, в форме сосульки (рис.3.)), сталагмиты (образования, поднимающиеся с пола), «поцелуйчик»  - встреча сталактита и сталагмита,  сталагнаты (колонны, из сросшихся сталактитов и сталагмитов), соломинки (макаронины), занавеси (драпировки, флаги), геликтиты  («сосульки», растущие под произвольным углом, изгибающиеся или ветвящиеся), кораллиты (образования , напоминающие коралл), кристалликтиты (ветвящиеся образования, содержащие правильные формы монокристаллов), антодиты (пещерные цветы), пещерный жемчуг – оолиты (выросшие под капелью), гуры( гуровые плотины), забереги, натёчные коры, лунное молоко (мондмильх). Все эти натеки образуются в результате выделения солей из насыщенных вод, прошедших карстовую толщу и капающих с потолка пещер.[32]

Рис.3.Натечные колонны и острые сталактиты в Геофизической пещере ( Ай-Петринский массив )

1.2. Оценка спелеоресурсов для целей организации туризма

Спелеотуризм – разновидность спортивного туризма, цель заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.). Открытие новых спелеотуристических маршрутов сопряжено с исследованием пещер — спелеологией. К тому же, это отдых для избранных – для занятий спелеотуризмом нужна хорошая физическая подготовка и снаряжение.[15]

Существует  спортивный спелеотуризм – от любительского  он отличается тем, что  участники  ставят перед  собой  цели – прохождение  пещер определенной сложности и получение спортивного разряда. Для получения разряда по спелеотуризму необходимо пройти несколько пещер. Любительский спелеотуризм характеризуется посещением более простых и безопасных пещер, он широко распространен в местном туризме, играет существенную роль в краеведении.

Таблица 1. Характеристика категорийных туристских походов. [28]

Виды туризма

и характеристики походов

Категории сложности походов

I

II

III

IV

V

VI

Продолжительность походов в днях (не менее)

6

8

10

13

16

20

Протяженность походов в километрах (не менее):

           

пешеходных

130

160

190

220

250

300

горных

100

120

140

150

160

160

велосипедных

400

500

650

800

1000

-

спелеопоходов (количество пещер, определяющих к.с.)

5

4-5

1-2

1-2

1

-


В познавательном экскурсионном туризме  используются пещеры, имеющие хорошую  транспортную доступность, просторные вход и внутренние помещения. Для  массового посещения пещеры специально оборудуют: расчищают вход и внутренние проходы, прокладывают тропинки (настилы), протягивают ограждения вблизи опасных или природоохранных мест, проводят свет, иногда устанавливают скульптурные группы сказочных персонажей, богов, животных, первобытных людей, сценки исторических или легендарных событий. Многие пещеры интересны тем, что в прошлом служили стоянками древних людей. Использовались пещеры и как культовые места, известны целые пещерные храмы (Индия, Турция, Китай). В Китае огромные храмовые комплексы с многочисленными скульптурными и барельефными изображениями созданы в искусственных пещерах.[30]

Информация о работе Теоретические основы изучения спелеологических ресурсов и спелеотуризма