1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
План последовательного проведения
практических занятий.
№ |
Раздел дисциплины |
Наименование практических работ |
Кол-во
часов |
1 |
Периодизация географической науки |
1.
Заполнение таблицы «Основные этапы развития теории
и методологии географической науки» на основе
докладов |
2 |
2 |
Развитие географии: анализ в историческом
аспекте |
2. Составление краткой характеристики
одной из научных школ отечественной
географии XIX-XX вв. (с указанием выдающихся представителей,
главных направлений исследований и важнейших
трудов) |
4 |
3 |
Теория географической науки: определение
ее сущности и методологических основ |
1. Выявление на основе новых
публикаций в периодических географических
изданиях новых аспектов развития
понятий «географическая среда»,
«географическая картина мира»,
«окружающая среда».
2. Составление учебного портфолио по теме
«Основные понятия географии» |
2
2 |
4 |
Закономерности и движущие силы развития
географии |
1. Заполнение таблицы «Закономерности и движущие
силы развития географии». Формулирование выводов. |
4 |
1.7.1. Темы лабораторных занятий
Не предусмотрено
- Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
- Основные вопросы теории географии XYΙΙ-XYIII вв.
- Основные вопросы
теории мировой географии первой половины
XIX в.
- Основные вопросы теории мировой
географии второй половины XIX в.- начала
XX века.
- Основные вопросы теории зарубежной
географии в XX веке.
- Географический метод и его формы.
- Основные проблемы
методологии географии.
- Дифференциация и интеграция в развитии географической науки.
- Предметная сущность географии
- Определение предмета (объекта)
изучения, общего для всей географической
науки.
- Целенаправленное построение системной концепции.
11. Место географии в классификации
наук.
12. Система
географических наук и перспективы
ее развития.
1.8. Учебно-методическое обеспечение
дисциплины
1.8.1. Рекомендуемая литература
а) основная
литература
- Голубчик, М. М.
Теория и методология географической
науки: учебное пособие для вузов / М. М.
Голубчик [и др.]. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 463 с.
- Исаченко, А. Г.
Теория и методология географической
науки: учебное пособие для вузов / А. Г.
Исаченко. – М. : Академия, 2004. – 395 с.
- Максаковский, В. П. Географическая
культура. М.: ВЛАДОС, 1998. - 416 с.
б) дополнительная литература
- Котляков, В. М. Избранные сочинения в шести книгах. Кн.
3. География в меняющемся мире / В. М. Котляков. - М. : Светоч, 2001. – 341 с.
- Лавров, СБ. Глобальная география
/ С. Б. Лавров, Ю. Н. Гладкий.
- М. : Дрофа,
2001. –
382 с.
- Ласточкин, А. Н. Общая география: предпосылки развития и содержание // География и природные ресурсы.
1998. №
4. С. 5—10.
- Ласточкин, А. Н. Системно-морфологическое основание наук о Земле (Геотопология, структурная география и общая теория геосистем) / А. Н. Ласточкин.
- СПб. : Нева, 2002. – 129 с.
- Любимов, И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география / И. М. Любимов. - М. : Гелиос, 2001. – 321 с.
- Симонов, Ю. Г. Язык географии и система терминов в географических науках // Известия АН. Серия география
- 2000. - № 5. - С. 8—15.
- Ткаченко, А. А. О процессе социологизации и элементах общей теории социально-экономической географии
// Региональные исследования. - 2002. - № 1. - С.
20-23.
- Холина, В.Н. География человеческой деятельности : экономика, культура, политика / В.Н. Холина. - М.
: Просвещение, 1995. – 300 с.
в) Ресурсы Интернет:
- Географический справочник [Электронный
ресурс]. – Режим доступа : http://geo.historic.ru
- Национальное
географическое общество [Электронный
ресурс]. – Режим доступа :
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml
- Проект WGEO - всемирная география [Электронный
ресурс]. – Режим доступа :http://www.wgeo.ra
1.9 Материально-техническое
обеспечение дисциплины.
Перечень
используемых технических средств:
а)
оборудование компьютерного класса;
б)
проектор «оверхед».
Перечень
используемых пособий:
а)
плакаты (схемы организации мониторинга,
технологии дистанционного зондирования
Земли, блок-схемы математических моделей
и др.);
б)
географические карты мира, России,
СЗФО, Мурманской области, «Экологический
атлас Мурманской области», наборы
топографических и навигационных
карт;
в)
электронные атласы ММБИ-НОАА по арктическим
морям, электронный атлас окружающей
среды Белого моря.
1.10. Примерные зачетные
тестовые задания
Не предусмотрены
1.11. Примерный перечень
вопросов к экзамену (зачету)
1. Система уровней географического
познания.
2. Основы и особенности географического
познания.
3. Объект, предмет и содержание
географической науки.
4. Основы учения о географической
среде как объекте географической
науки.
5. Проблема целостности географической
науки.
6. Структура географии и ее
место в системе наук.
7. Природно-географические науки.
8. Система географических наук,
процессы дифференциации и интеграции.
9. Основные географические школы
и взгляды на мир.
10. Учение о географической оболочке
и его место в современной
географии.
11. Географическое районирование.
12. Системный подход в географии
и основы учения о геосистемах.
13. Теоретический компонент географического
знания.
14. Концепция территории и территориальной
организации природно-общественных
геосистем.
15. Общегеографические учения и
концепции.
16. Концепции физической географии.
17. Теории пространственного развития
в социально-экономической географии.
18. Моделирование в географии.
19. Географическое прогнозирование.
20. Место географии во взаимодействии
природы и общества.
21. Сеть географических учреждений,
географы и их специализация
в разных странах.
22. Области применения географических
знаний.
23. Роль географии в современном
мире. Новые перспективы развития
географии.
24. Структурная организация современной
географии.
1.12. Комплект экзаменационных
билетов.
Не предусмотрено.
1.13. Примерная тематика
рефератов.
- Древнегреческая география:
Гомер, Фалес Милетский, Анаксимандр, Гекатей.
- Геродот у истоков исторической географии.
- Древнегреческие философы о географии.
Платон и Аристотель.
- Эратосфен - «отец географии».
- География Древнего Рима: Птолемей.
- География в Средние века. География
в христианской Европе.
- География в Китае. Китайские географические
исследования и открытия.
- Морские экспедиции португальцев.
- Великие географические открытия.
Роль в развитии географии.
- Кант и его география.
- Исследования Александра Гумбольдта.
- Проблема целостности географической
науки. Причины дифференциации.
- Основные географические школы
и их взгляды.
- Развитие российской географической
науки.
- Значение трудов В.И. Вернадского
для географии.
- Примерная тематика курсовых работ.
- Теоретические основы и современные методы исследований в палеогеографии.
- Использование географических и биологических методов в биогеографии.
- Севморпуть как природно-хозяйственная система
1.15. Примерная тематика
квалификационных ( дипломных ) работ.
- Теория и методология исследований природной среды Кольского полуострова на основе палеогеографических данных.
- Методология сводного биогеографического описания (на примере одного из регионов Северо-Запада).
- Комплексные географические проблемы освоения и эксплуатации Севморпути.
1.16.
Методика исследований ( если есть
).
Не
предусмотрена.
1.17. Балльно-рейтинговая система
Не предусмотрена
Раздел 2. Методические рекомендации
по организации изучения дисциплины.
Теоретическая
часть дисциплины раскрывается на лекционных
занятиях, а на практических занятиях
в ходе дискуссий, путем написания
самостоятельных работ усваиваются
основные понятия дисциплины, студенты
учатся анализировать и прогнозировать
развитие географической науки.
Самостоятельная
работа студентов заочной формы
обучения по изучению дисциплины включает:
- работу с рекомендованной литературой
(см. подраздел 1.7.1) и конспектами лекций;
- поиск информации о новых разработках
в области теории и методологии географической
науки в сети Интернет;
- подготовку к выполнению практических
заданий 1-4;
- проработку темы «Применение современных
теоретических и методологических принципов
в одной из частных географических дисциплин»
(климатология, океанология, почвоведение,
политическая география и др. – по выбору
студента) с подготовкой реферата и выступлением
на итоговом семинаре.
При подготовке реферата следует использовать
рекомендованную учебную литературу,
периодические издания, а также
продумать и сформулировать собственные
примеры научных разработок в
рассматриваемой области географии.
Раздел 3. Содержательный компонент
теоретического материала.
Лекция 1.
Введение. Современная география.
- Место географии в системе естественных и общественных наук.
- Проблема «единой географии».
- Основные общегеографические понятия.
- Применения общенаучных методов в географии.
- Глобальные проблемы и роль географической науки в их решении.
Лекция 2. Периодизация географической
науки.
- Формирование представлений о материках и океанах, форме и размере Земли.
- Описательный этап развития географии.
- Дифференциация географических наук.
- Современный этап развития географии.
Лекция 3. Развитие географии: анализ
в историческом аспекте.
- Учение о географической зональности.
- «Камеральная статистика»
- начальный этап социально-экономической географии.
- Комплексные землеведческие и страноведческие описания в зарубежной географии.
- Российская география в XVIII и XIX веках.
- Концепции современной географии.
- Применение системного анализа и математических методов в географии.
Лекция 4. Теория географической науки:
определение ее сущности и методологических
основ.
- Географическая (ландшафтная) оболочка
(сфера) Земли и географическая среда.
- Методологическая сущность географии.
- Географический метод и его формы.
- Анализ и синтез в географии.
- Детерминизм и неодетерминизм в географии.