Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа
Цель дисциплины – дать представление студентам о географии как целостной системе взаимодействия естественных наук, ее современных теоретических и методологических основах.
Задачи дисциплины:
- охарактеризовать задачи географии в теории познания современного общества;
- изложить методологические основы географии в ее естественно-историческом развитии и специфику географического познания;
Лекция 5. Процесс географического познания.
Лекция 6. Закономерности и движущие силы развития географии.
Лекция 7. Системный анализ в географии.
Лекция 8. Взаимодействие общества и природы.
1. Понятие о географической среде с позиций экосистемы.
2. Географический фатализм и географический нигилизм.
3. «Обмен веществ» между обществом и природой.
4. Рациональное и нерациональное природопользование.
Лекция 9. Решение экологических проблем в географической науке.
1. Антропогенное загрязнение окружающей среды.
2.
Междисциплинарный и
3.
Ресурсно-географическое и
4.
Обострение экологических
Раздел 4. Словарь терминов (Глоссарий).
Географическая оболочка – целостная и непрерывная оболочка Земли, среда деятельности человека, сфера взаимопроникновения и взаимодействия атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы.
Геосистема – географическое образование, состоящее из множества взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов географической оболочки, находящихся в развитии.
Гипотеза – вероятное предположение о причинах каких-либо явлений, еще не проверенное и не подтвержденное эксперимсентом.
Инфраструктура – элементы географической среды, возникающие в результате воздействия общества на природу в связи с созданием условий для обеспечения тех или тных видов общественной деятельности на определенной территории.
Концепция – совокупность наиболее существенных элементов теории, точка зрения, руководящая идея для понимания сущности определенных процессов и явлений.
Ландшафт - относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием ее компонентов (рельефа, климата, водной среды, почв, растительного мира), а также особенностями сочетаний и характером взаимосвязей с более низкими территориальными единицами.
Ландшафтная сфера – часть географической оболочки, в которой наиболее активно взаимодействуют все геосферы.
Математические методы в географии – применение математического аппарата и вычислительной техники для решения научных задач географии, а также теоретических и прикладных вопросов рационального природопользования.
Моделирование – метод исследования природных объектов, процессов и явлений путем их напурного, математического и логического имитирования.
Модель – физическое или знаковое подобие (обычно упрощенное) реального природного объекта, явления или процесса.
Природопользование – деятельность, объединяющая все стороны воздействия человека на природу, включая ее освоение, охрану и преобразование.
Районирование – выявление объективно существующих территориальных различий в географической среде или ее отдельных элементах.
Ритмичность – чередование природных явлений и процессов, происходящих в определенной последовательности и с закономерной частотой.
Системный подход в географии – н7аправление методологического научного познания в географии, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.; ориентирует исследование на раскрытие целостности географического объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.
Страноведение – географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Сукцессия ландшафта – процесс последовательной смены переменных состояний ландшафта в направлении к коренному или близкому к нему динамическому состоянию.
Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных взаимосвязях, основных идеях в той или иной области знания.
Учение – совокупность теоретических положений в какой-либо области научных знаний, которое может включать в себя ряд теорий, концепций.
Хорология – учение о географических и топографических закономерностях распространения объектов и явлений на земной поверхности.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации)
Не предусмотрен.
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
Характер изменений в программе |
Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение |
Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение |
Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение |
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут.
Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя |
Учебный год |
Факультет |
Специальность |
Дженюк С.Л., доктор геогр. наук, профессор каф. естественных наук |
2012-2013 |
ЕФКиБЖД |
020401.65 География (Страноведение и |
Информация о работе Теория и методология географической науки