Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:07, курсовая работа
Экономическое районирование – это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. Экономические районы РФ формировались под воздействием различных сочетаний природных, экономических и социальных условий.
Все экономические районы имеют свои особенности и свое место в межрайонном разделении труда. Однако важно, чтобы эти особенности тесно увязывались с задачами экономически обоснованного размещения отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в масштабах всей страны.
ВВЕДЕНИЕ
Состав Поволжского района………………………………………………
Географическое положение района………………………………………
Природные условия и ресурсы……………………………………………
Народно-хозяйственный комплекс……………………………………….
Топливно-энергетический комплекс……………………………………..
Территориальная структура района………………………………………
Республика Калмыкия ……………………………………….
Республика Татарстан………………………………………..
Астраханская область………………………………………..
Волгоградская область……………………………………….
Пензенская область ………………………………………….
Самарская область……………………………………………
Саратовская область………………………………………….
Ульяновская область…………………………………………
Великая русская река………………………………………………………
Волга – транспортная сеть…………………………………...
Волга – экономическая ось Поволжья………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………
Крупнейшими электростанциями района являются: Волжская, Волгоградская, Саратовская и Нижнекамская гидростанции, Заинская ГРЭС, ТЭЦ КАМАЗ, ТЭЦ ВАЗ, Балаковская АЭС. Общая установленная мощность электростанций региона составляет 26 млн. кВт, из которых на ГЭС приходится 28%, ТЭС – 57%, АЭС – 15%. Производство электроэнергии в районе с 1991 по 1999 год снизилось на 16% (со 123,3 млрд. до 103,4 млрд. кВт.ч).
Ресурсная база региона при ускорении темпов развития экономики будет явно недостаточной для удовлетворения потребности в топливе и энергии. Экономическое развитие Поволжья и в перспективе будет базироваться на привозном топливе (в основном Западной Сибири).
Перспективы развития газодобычи в районе связаны в первую очередь с освоением месторождений Прикаспийской провинции. Астраханский газохимический комплекс по-прежнему остается главным объектом газовой промышленности региона.
Добыча нефти в регионе будет последовательно падать. Перспективы увеличения добычи нефти связаны с освоением новых глубокозалегающих месторождений Волгоградской и Саратовской областей.
Реконструкция и
модернизация
– модернизация, совершенствование
и развитие нефтегазового
– сохранение оптимальных соотношений между различными типами электрогенерирующих мощностей;
– повышение эффективности использования всех видов энергоресурсов;
– обеспечение в необходимых
объемах транзита
Территориальная структура района
Республика Калмыкия
Республика расположена на Прикаспийской низменности, территория – 76,1 тыс. км2. Столица – г. Элиста (63 тыс. жителей). Административное деление: 13 районов, 3 города и 114 сел. Основные города: Элиста, Каспийский, Городовиковск. Республика расположена в слабоосвоенной засушливой части Прикаспийской и Сарпинской низменностей. Ее юго-восточная часть омывается Каспийским морем. Климат в республике резко континентальный, средняя температура января -5ѕ-8°С, июля +23ѕ+28°С. Количество осадков 170–200 мм в год. Продолжительность вегетационного периода 180–215 дней. Агроклиматические и почвенные условия в целом неблагоприятны для земледелия, но обеспечивают ведение рентабельного товарного овцеводства.
Поверхностных вод мало, распространены мелководные соленые озера. В республике имеются запасы нефти, газа и газового конденсата. Калмыкия является перспективным районом по ведению геологоразведочных работ на нефть. Кроме того, республика располагает запасами глин, песков, соли. Ощущается недостаток пресной воды.
Транспорт развит недостаточно. По территории республики проходит железная дорога Астрахань – Кизляр. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием составляет 29 км на 1000 км2 площади (последнее место среди субъектов Федерации, расположенных в западной зоне России). Строится новый международный аэропорт в г. Элисте.
Экологические проблемы
в республике возникли из-за
загрязнения почвы при нефтедоб
Удельный вес
республики в производстве
Спад в отраслях
материального производства
В 1999 году в республике было произведено промышленной продукции на 910 млн. руб. Ее среднедушевой объем составил всего 14% от среднего уровня по России. Уровень инвестиционной активности в республике резко уступает среднероссийскому. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 1999 году был более чем на 70% ниже, чем в среднем по России. При этом объем инвестиций в экономику республики по сравнению с уровнем 1991 года упал более чем в 25 раз. Иностранных инвестиций в 1999 году в ее экономику не поступало.
Республика Калмыкия
располагает собственными
Добыча нефти в
республике сократилась за 1991–1999
годы в 2,3 раза (с 450 тыс. до 200
тыс. т). Отсутствие НПЗ обусловливает
ее вывоз за пределы
Остальные топливные
ресурсы (уголь и продукты
Кризис экономики
в Калмыкии сопровождался
В структуре потребления
Собственное производство
электроэнергии в республике
незначительно. Поставки из
Перспективы развития
энергетического сектора
– с освоением нефтегазовых
ресурсов глубокозалегающих
– с освоением собственных, в том числе нетрадиционных, источников получения электроэнергии и тепла;
– с реализацией программы
энергосбережения с целью
Республика Татарстан
Республика Татарстан
расположена на востоке
Площадь республики – 68 тыс. км2. Административное деление: 43 района, 19 городов, 22 поселка городского типа и 848 сел. Основные города – Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск.
Поверхность в
основном равнинная; по
По территории
республики протекают реки
Республика располагает значительными запасами нефти и природного газа. Имеются также запасы угля, гипса и глин.
Татарстан располагает развитой транспортной сетью. Протяженность железных дорог – 754 км, автодорог с твердым покрытием – 6064 км (152 км на 1000 км2 площади). Это лучший показатель в Поволжском районе. Строится автомобильный переход через р. Каму. Водные пути – Волга, Кама, низовье реки Белой – используются весьма интенсивно.
Имеются крупные аэропорты в Казани, Набережных Челнах, Бугульме.
Экологическая обстановка сложная, особенно в районах Казани и Альметьевска. Наиболее значимые по объему сброса сточных вод источники загрязнения водных объектов республики – предприятия машиностроения, жилищно-коммунального хозяйства и нефтехимии (крупнейшие из них ОАО «Камаз», ЖКХ Казани, ОАО «Нижнекамскнефтехим»). Кроме того, значительные объемы загрязненных сточных вод сбрасывают «Татнефть» и «Татэнерго».
На предприятия
энергетики и топливной
По общему уровню экономического развития (в соответствии с его интегральной комплексной оценкой) республика занимает 5-е место среди субъектов Российской Федерации. Удельный вес ее в производстве валового внутреннего продукта страны составляет 2,9%. Среднедушевой объем валового регионального продукта – около 113% от среднего уровня по России, а при его расчете с учетом паритета покупательной способности населения – 153%.
Спад в отраслях
материального производства
Республика обладает мощным экономическим потенциалом и высоким уровнем развития промышленности. В структуре промышленности ведущую роль играют электроэнергетика (27%), топливная (23%), химическая и нефтехимическая промышленность (20%), а также машиностроение и металлообработка (13%). В 1999 году в республике было произведено промышленной продукции на 100 534 млн. руб. Республика Татарстан – основная нефтедобывающая база Поволжья. Нефтяная отрасль является основой ТЭК республики. Начальные суммарные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в 3,9 млрд. т, запасы газа незначительны. В республике разрабатываются 96 месторождений. Главные из них – Ромашкинское, Новоелховское, Бавлинское .
В Татарстане равномерно представлены нефти легкие, средней плотности и тяжелые, 30% нефтей имеют высокую вязкость; сернистость – средняя и высокая.
Выработанность запасов около 75%. Из-за естественного старения фондов отрасли добыча нефти за 1991–1999 годы сократилась на 25%. В Татарстане переработку нефти осуществляет ОАО «Нижнекамскнефтехим», которое за 1991–1999 годы нарастило объемы переработки нефти в 1,6 раза . Это позволяет практически полностью удовлетворить потребности республики в топочном мазуте и дизельном топливе, а также осуществлять их вывоз в сопредельные регионы Поволжья и на экспорт. Недостаточным было производство бензина, что диктовало необходимость его завоза из других регионов.
Добыча попутного газа сократилась за 1991–1999 годы в 2,1 раза и не покрывает внутренней потребности в нем республики. Переработка попутного газа осуществляется на Миннибаевском ГПЗ. В 1999 году потребности республики в газе практически полностью (на 96,1%) покрывались поставками из Западной Сибири. Потребляемый уголь также привозной.
Из Республики Татарстан вывозятся: сырая нефть в объеме 20,2 млн. т. в другие районы РФ и на экспорт, 1,9 млн. т топочного мазута, 300 тыс. т дизельного топлива. В то же время в республику поставляется 13,8 млрд. м3 газа, 258 тыс. т угля ,417 тыс. т автобензина.
Кризис экономики в Республике Татарстан сопровождался падением потребления топливных ресурсов. За 1991–1999 годы потребление газа сократилось в 1,3 раза, угля – в 3,5 раза, топочного мазута – в 1,4 раза, автобензина – в 1,6 раза, дизельного топлива – почти в 2 раза.. В структуре потребления топливных ресурсов Республики Татарстан преобладают газ (82%) и продукты переработки нефти (17%). На долю угля приходится 1% .
Республика Татарстан
располагает развитой
Выработка электроэнергии за 1991–1999 годы сократилась в 1,6 раза (с 36,1 млрд. до 22,07 млрд. кВт.ч). В 1999 году республика почти полностью удовлетворяла внутренние потребности в электроэнергии. Дефицит в размере 0,48 млрд. кВт.ч покрывался ее передачей из ОЭС Волги.
Перспективы развития энергетического сектора Республики Татарстан связаны: