Территориальная структура Поволжья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Экономическое районирование – это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. Экономические районы РФ формировались под воздействием различных сочетаний природных, экономических и социальных условий.
Все экономические районы имеют свои особенности и свое место в межрайонном разделении труда. Однако важно, чтобы эти особенности тесно увязывались с задачами экономически обоснованного размещения отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в масштабах всей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Состав Поволжского района………………………………………………
Географическое положение района………………………………………
Природные условия и ресурсы……………………………………………
Народно-хозяйственный комплекс……………………………………….
Топливно-энергетический комплекс……………………………………..
Территориальная структура района………………………………………
Республика Калмыкия ……………………………………….
Республика Татарстан………………………………………..
Астраханская область………………………………………..
Волгоградская область……………………………………….
Пензенская область ………………………………………….
Самарская область……………………………………………
Саратовская область………………………………………….
Ульяновская область…………………………………………
Великая русская река………………………………………………………
Волга – транспортная сеть…………………………………...
Волга – экономическая ось Поволжья………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 3 файла

курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

      Область является  одним из важных промышленно  развитых регионов России. В структуре промышленности ведущую роль играют отрасли машиностроения (авиастроение, автомобилестроение и др.), в совокупности производящие более 50% всей промышленной продукции. Из других отраслей выделяются электроэнергетика, пищевая, легкая и промышленность строительных материалов.

      В 1999 году в области было произведено промышленной продукции на 20 726 млн. руб. Ее среднедушевой объем составил около 69% от среднего показателя по РФ. Уровень инвестиционной активности в области в целом значительно уступает среднероссийскому. Объем инвестиций в экономику области по сравнению с уровнем 1990 года сократился более чем в 7 раз. Общий объем иностранных инвестиций в 1999 году составил 1,6 млн. долл. (0,02% от их общей величины по РФ).

      Современное финансовое  положение Ульяновской области  является более напряженным, чем в целом по Российской Федерации. Доля убыточных предприятий во всех отраслях экономики в 1999 году составила около 48%. С территории области в бюджетную систему страны поступило налогов и сборов на 4563,9 млн. руб., или 0,5% от их общероссийского объема, в том числе в федеральный бюджет – 1747 млн. руб. (0,5%).

      Развитие нефтяной  промышленности области основывается  на начальных суммарных извлекаемых  ресурсах нефти (около 170 млн.  т). Нефть имеет высокую плотность,  сернистость средняя и высокая. В области разрабатываются 28 месторождений, в основном мелких.

      В перспективе  значительный интерес для энергетики  будут иметь битуминозные породы, запасы которых в Ульяновской области весьма значительны.

      Добыча нефти в  области за 1991–1999 годы возросла в 5,2 раза за счет ввода глубоколежащих месторождений. Практически вся нефть передается для переработки на нефтеперерабатывающие заводы Поволжья.

      Все потребляемое  топливо завозится в Ульяновскую  область из других районов  РФ. В 1999 году сюда было поставлено 2140 млн. м3 западносибирского газа, 217 тыс. т кузнецкого угля, а также 707 тыс. т топочного мазута, 150 тыс. т автобензина и 250 тыс. т дизельного топлива.

      В 1991–1999 годах  произошло падение потребления  топливных ресурсов: угля – в 4,3 раза, топочного мазута – в 2,6 раза, автобензина – в 1,9 раза, дизельного топлива – в 2,6 раза.

      В Ульяновской  области в структуре потребления  топливных ресурсов преобладают  газ (59%) и продукты переработки  нефти (37%). На долю угля приходится 4%.

      Электроэнергетика  Ульяновской области включает 4 электростанции, в том числе 3 ТЭЦ и 1 небольшую  АЭС. Выработка электроэнергии  в области за 1991–1999 годы сократилась в 1,5 раза (с 3,85 млрд. до 2,55 млрд. кВт.ч) и не удовлетворяет внутренние потребности (6,26 млрд. кВт.ч). Дефицит покрывался передачей электроэнергии из ОЭС Волги

      Перспективы развития  энергетического сектора Ульяновской  области связаны: 

   – с дальнейшим развитием  ее нефтяного комплекса, в том  числе с привлечением иностранных инвестиций;

   – с необходимостью реконструкции  и модернизации действующих ТЭС 

   – с улучшением технического  состояния электрических сетей;

   – с проведением активной  энергосберегающей политики.

 

 

Великая русская  река

 

 

      Волга 16-я по длине река в мире и 5-я — в России. Словно гигантское дерево раскинула Волга по великой Русской равнине свои ветви — притоки. Почти 1,5 млн. км2 захватила она в черту своего бассейна. Зародившись небольшим ручьем среди лесов и болот возле деревни Волговерховье в центре Валдайской возвышенности, Волга на пути к морю принимает дань от многочисленных притоков (самые крупные из них Ока и Кама) и превращается в могучую реку, самую большую во всей Европе, протяженностью 3700 км, неся свои воды во внутреннее Каспийское море-озеро. В нижнем течении (после Волгограда) у неё нет притоков.

      Волга — типично  равнинная река. От истока до  устья она спускается всего  на 256 метров. Это очень малый уклон по сравнению с другими величайшими реками мира, что дает очень большие удобства для судоходства.

      По своим природным  особенностям естественная, прежняя  Волга — типичная восточно-европейская река смешанного питания с преобладанием снегового, с продолжительным ледоставом и летним спадом воды.

      За год по  Волге стекает огромное количество воды — около 250 км3.

 
      По природным особенностям  Волгу принято делить на три  части. От истока до впадения Оки она называется Верхней Волгой, далее до впадения Камы — Средней и от Самарской Луки до устья — Нижней. Территория, где протекает река, именуются соответственно Верхне-волжье, Среднее и Нижнеё Поволжье.

 

Волга — транспортная магистраль

 

      В далекие геологические  эпохи случилось так, что природа  «обидела» Волгу, лишив её выхода  в океан, и заставила впадать  во внутреннее море.

      Это обстоятельство  издавна доставляло большие неудобства  русским людям, общавшимся с другими соседними народами. Оживленный причерноморский рынок всегда привлекал русских купцов.

      Необходимость соединения  Волги с Доном назрела давно. Первую попытку соединения великих рек предприняли турки, которые хотели перебросить боевые корабли, тяжелые пушки и войска водным путем по Дону и Волге, чтобы отобрать у нас Астрахань, присоединенную к России в 1556 г.

      Для этого их  султан Селим II в месте волока между реками приказал сделать прокоп. Иван Грозный, узнав про непрошеных гостей, послал к месту работы большое войско, но те еще раньше сбежали с негостеприимной Русской земли. «Турецкая канава» сохранилась до нашего времени.

      Проблемой соединения Волги и Дона занимался и Петр I. Но по-настоящему осуществить эту идею удалось только с 1948 по 1952 годах. Волгу соединили с Доном. Здесь возник канал Волго-Дон. Он начинается от Волги близь Волгограда и подходит к Дону у Калача. Длина трассы 101 км. На волжском склоне устроено 9 шлюзов, на донском — 4. По нему идут десятки миллионов тонн всевозможных грузов. Так Волга получила выход к южным морям — Азовскому и Черному.

      Но для неё это  было уже не достаточно. Ей  были крайне нужны выходы к северным морям — удобные и доступные для больших современных судов. На месте устаревшей «Маринки» (водного пути соединявшего бассейны рек Волги и Невы в 1810 году) была создана новая большая глубокая дорога Волго-Балт — Волго-Балтийский водный путь длиной 360 км. Вместо обветшалых малых шлюзов здесь было устроено семь новых с несколькими гидростанциями. В 1964 году из Волги в Балтику по нему впервые прошли большие суда и теплоходы.

      И, наконец, Беломоро-Балтийский  канал соединил Волгу с Белым  морем.

Таким образом, современная Волга  — водный путь, связанный с пятью  морями Европы. Днем и ночью нескончаемым потоком идут по нему разнообразные  грузы — строительные материалы и лес, машины и уголь, нефть, соль, хлеб, овощи и фрукты. Две трети речных грузов республики перевозится по Волге и её притокам. На ней расположены 1450 портов и пристаней и все крупнейшие города Поволжья. Волга объединяет их как великая транспортная магистраль. Грузооборот на ней в 10 раз превышает железнодорожный этого района.

 

Волга — экономическая ось Поволжья

 

      На рубеже 19-20 веков  — началась индустриализация  Поволжья. Оно становится крупным  районом производства товарного  зерна и мукомольной промышленности. Усиливается значение Волги. Она становится «главной улицей России» (перевозится зерно, нефть, сплавляется лес). В Царицыне (Волгограде) возникают самые мощные в России лесопильные заводы.

      Политика индустриализации  в годы довоенных пятилеток  (крупнейший тракторный завод  в Волгограде) и первые годы  войны (в связи с эвакуацией сюда оборонных

предприятий в 1941-42 гг.) сделали Поволжье из аграрного — промышленным, из мукомольного — машиностроительным с усиленным развитием военной промышленности.

      В послевоенный  период, особенно с 1950 г. в течение  двух десятилетий Поволжье становится главным районом России нефтедобычи и её переработки нефтехимии. Основные районы добычи и переработки нефти и газа расположены в Татарии (Альметьевск, Елабуга), Самарской области (Новокуйбышевск, Сызрань, Отрадный). Изменился поток нефти. Она пошла теперь и вниз по Волге. Поволжье превратилось в край нефти и газа.

      На берегах Волги  раскинулись 67 городов. Все они  вытянулись вдоль или около  её.     Крупнейшие из них  следующие.

      Нижний Новгород (бывший Горький) — первый город  на Волге и третий по численности населения в России (1 млн. 357 тыс. жителей), основан в XIII веке Владимировским князем Юрием Всеволодовичем и имел в это время важное стратегическое значение. Его расположение у слияния Оки с Волгой способствовало развитию промышленности и торговли.

      С середины 19 века  город приобретает промышленное  значение. Там был построен Сормовский  судостроительный завод, ныне  «Красное Сормово», где строятся  морские и речные суда на  подводных крыльях («Ракета», «Метеор», «Комета»). На весь мир известны горьковские легковые и грузовые автомобили «Волга» (с эмблемой фигуры оленя на капоте) и ГАЗ (знаменитые «газики»).

      В Нижнем Новгороде  действует крупный речной порт. Здесь находится управление Волжского  объединенного речного пароходства.

      Вторым по численности  населения в Поволжье (1 млн. 156 тыс.) является город Самара, основанный в 16 веке как крепость в излучине Волги близь впадения в неё реки Самара (давшей название городу). В годы ВОВ сюда были эвакуированы десятки промышленных предприятий, превратившие город в один из крупнейших центров машиностроения (самолеты, разнообразные станки, буры для прохождения скважин, электрооборудование для автомобилей и тракторов). Самара — центр по изготовлению подшипников.Здесь развита металлообрабатывающая и химическая промышленность.   Самара — родина знаменитого жигулевского пива. Так же известен город своей шоколадной фабрикой «Россия».

       Столица Татарстана  — Казань (1 млн. 101 тыс. чел), была  основана в 12 веке как крепость и торговый центр, на границе Волжской Булгарии и русских земель. Это крупный промышленный центр и главный центр татарской культуры в России. Здесь развиты: машиностроение и химическая промышленность. Она поставляет народному хозяйству турбохолодильные и электронно-вычислительные машины, компрессоры, синтетический каучук, полиэтилен, кинофотопленку, изделия бытовой химии и т.д.

Казань — самый университетский  город. Ученые Казанского университета Н.И. Лобачевский, В.М. Бехтерев, А.В. Вишневский принесли славу отечественной науке. В Казанском университете учился Лев Николаевич Толстой. В этом городе родился Ф.И. Шаляпин, проходил свои «университеты» А.М. Горький.

      Казанский речной  порт — один из самых крупных  на Волге. Через него проходят  маршруты всех транзитных, транспортных и туристских линий пароходов центральных бассейнов.

      Крупнейший город  Нижнего Поволжья — Волгоград,  известный с конца 16 века под  названием Царицын (от речки  Царица, впадающей в Волгу). Город  вытянут вдоль правого берега  Волги на 80 км от плотины Волгоградской ГЭС до шлюзов Волго-Донского канала. Он возник в месте наибольшего приближения двух великих рек Русской равнины Волги и Дона и развивался как центр торговли, перевалки леса, добычи и переработки Волжских рыбных богатств.

Сегодняшний Волгоград — крупный промышленный центр Поволжья. В нем развиты металлургия (завод «Красный Октябрь»), машиностроение, в том числе крупнейший тракторостроительный завод, химическая нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая и другие отрасли. Волгоград является крупным транспортным узлом.

      Второй по численности  населения город Нижнего Поволжья  город Саратов (874 тыс. жит.). Сначала  он стал центром переработки  сельскохозяйственных продуктов,  особенно зерна. Затем появились  машиностроительный, судостроительный, гвоздильно-проволочный заводы, позднее были построены крупные нефтеперерабатывающий, химический заводы, крупнейший в Европе завод технического стекла (использовалось при строительстве Кремлевского дворца съездов в Москве), комбинат крупно панельного домостроения. Выпускаются передвижные электростанции, холодильники, и продукция легкой и пищевой промышленности.

      Саратов — крупный  центр науки, культуры, образования.  В Саратове находится старейший университет Поволжья, картинная галерея, созданная художником Боголюбовым, одна из самых крупных в России.

      Современный приволжский  город Тольятти, расположен на  левом берегу Куйбышевского водохранилища, численность населения — 722,6 тыс. жителей. Наиболее крупное предприятие Тольятти — Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Завод легковых автомобилей «Жигули» выпускает автомобили трех названий: «Жигули», «Нива», «Лада».

Здесь выпускается оборудование для  цементной, горнорудной, химической промышленности. Построены азотно-туковый и синтетического каучука заводы. Тольятти — один из крупнейших элеваторов, высокомеханизированный речной порт, который связан скоростными линиями с другими городами. Сегодня Тольятти — это крупнейший индустриальный центр Среднего Поволжья.

      Ульяновск — крупный  речной порт на Куйбышевском водохранилище,  с населением 667,4 тыс. человек. Этот старинный город (до 1924 г. — Симбирск) был основан в 1648 г.

      Ульяновск — крупный  центр автомобилестроения (УАЗ). Здесь  выпускается целое семейство грузовых автомобилей (фургоны, санитарные машины). Производятся режущие станки, дождевальные установки, стиральные машины, обувь, мебель, трикотаж. Ульяновский порт связан с десятками портов других городов. Очень велик грузо-пассажирский поток этого города.

      Астрахань — самый  южный из Волжских городов. В прошлом — столица Астраханского татарского ханства. В 1717 году Петр I сделал Астрахань столицей Астраханской губернии.

      В настоящее время  Астрахань — важный порт и  главный рыбопромышленный центр  по разведению, добыче и переработки рыбы. Известен рыбоконсервный холодильный комбинат, где рыбу разделывают, замораживают, солят, коптят, консервируют и т.д.

Содержание.doc

— 21.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

тиульник.doc

— 21.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Территориальная структура Поволжья