Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:07, курсовая работа
Экономическое районирование – это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. Экономические районы РФ формировались под воздействием различных сочетаний природных, экономических и социальных условий.
Все экономические районы имеют свои особенности и свое место в межрайонном разделении труда. Однако важно, чтобы эти особенности тесно увязывались с задачами экономически обоснованного размещения отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в масштабах всей страны.
ВВЕДЕНИЕ
Состав Поволжского района………………………………………………
Географическое положение района………………………………………
Природные условия и ресурсы……………………………………………
Народно-хозяйственный комплекс……………………………………….
Топливно-энергетический комплекс……………………………………..
Территориальная структура района………………………………………
Республика Калмыкия ……………………………………….
Республика Татарстан………………………………………..
Астраханская область………………………………………..
Волгоградская область……………………………………….
Пензенская область ………………………………………….
Самарская область……………………………………………
Саратовская область………………………………………….
Ульяновская область…………………………………………
Великая русская река………………………………………………………
Волга – транспортная сеть…………………………………...
Волга – экономическая ось Поволжья………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………
Область является одним из важных промышленно развитых регионов России. В структуре промышленности ведущую роль играют отрасли машиностроения (авиастроение, автомобилестроение и др.), в совокупности производящие более 50% всей промышленной продукции. Из других отраслей выделяются электроэнергетика, пищевая, легкая и промышленность строительных материалов.
В 1999 году в области было произведено промышленной продукции на 20 726 млн. руб. Ее среднедушевой объем составил около 69% от среднего показателя по РФ. Уровень инвестиционной активности в области в целом значительно уступает среднероссийскому. Объем инвестиций в экономику области по сравнению с уровнем 1990 года сократился более чем в 7 раз. Общий объем иностранных инвестиций в 1999 году составил 1,6 млн. долл. (0,02% от их общей величины по РФ).
Современное финансовое положение Ульяновской области является более напряженным, чем в целом по Российской Федерации. Доля убыточных предприятий во всех отраслях экономики в 1999 году составила около 48%. С территории области в бюджетную систему страны поступило налогов и сборов на 4563,9 млн. руб., или 0,5% от их общероссийского объема, в том числе в федеральный бюджет – 1747 млн. руб. (0,5%).
Развитие нефтяной
промышленности области
В перспективе
значительный интерес для
Добыча нефти в области за 1991–1999 годы возросла в 5,2 раза за счет ввода глубоколежащих месторождений. Практически вся нефть передается для переработки на нефтеперерабатывающие заводы Поволжья.
Все потребляемое
топливо завозится в
В 1991–1999 годах произошло падение потребления топливных ресурсов: угля – в 4,3 раза, топочного мазута – в 2,6 раза, автобензина – в 1,9 раза, дизельного топлива – в 2,6 раза.
В Ульяновской
области в структуре
Электроэнергетика Ульяновской области включает 4 электростанции, в том числе 3 ТЭЦ и 1 небольшую АЭС. Выработка электроэнергии в области за 1991–1999 годы сократилась в 1,5 раза (с 3,85 млрд. до 2,55 млрд. кВт.ч) и не удовлетворяет внутренние потребности (6,26 млрд. кВт.ч). Дефицит покрывался передачей электроэнергии из ОЭС Волги
Перспективы развития
энергетического сектора
– с дальнейшим развитием ее нефтяного комплекса, в том числе с привлечением иностранных инвестиций;
– с необходимостью
– с улучшением технического состояния электрических сетей;
– с проведением активной энергосберегающей политики.
Великая русская река
Волга 16-я по длине река в мире и 5-я — в России. Словно гигантское дерево раскинула Волга по великой Русской равнине свои ветви — притоки. Почти 1,5 млн. км2 захватила она в черту своего бассейна. Зародившись небольшим ручьем среди лесов и болот возле деревни Волговерховье в центре Валдайской возвышенности, Волга на пути к морю принимает дань от многочисленных притоков (самые крупные из них Ока и Кама) и превращается в могучую реку, самую большую во всей Европе, протяженностью 3700 км, неся свои воды во внутреннее Каспийское море-озеро. В нижнем течении (после Волгограда) у неё нет притоков.
Волга — типично равнинная река. От истока до устья она спускается всего на 256 метров. Это очень малый уклон по сравнению с другими величайшими реками мира, что дает очень большие удобства для судоходства.
По своим природным
особенностям естественная, прежняя
Волга — типичная восточно-
За год по Волге стекает огромное количество воды — около 250 км3.
По природным особенностям
Волгу принято делить на три
части. От истока до впадения
Оки она называется Верхней Волгой, далее
до впадения Камы — Средней и от Самарской
Луки до устья — Нижней. Территория, где
протекает река, именуются соответственно
Верхне-волжье, Среднее и Нижнеё Поволжье.
Волга — транспортная магистраль
В далекие геологические
эпохи случилось так, что
Это обстоятельство
издавна доставляло большие
Необходимость соединения Волги с Доном назрела давно. Первую попытку соединения великих рек предприняли турки, которые хотели перебросить боевые корабли, тяжелые пушки и войска водным путем по Дону и Волге, чтобы отобрать у нас Астрахань, присоединенную к России в 1556 г.
Для этого их султан Селим II в месте волока между реками приказал сделать прокоп. Иван Грозный, узнав про непрошеных гостей, послал к месту работы большое войско, но те еще раньше сбежали с негостеприимной Русской земли. «Турецкая канава» сохранилась до нашего времени.
Проблемой соединения Волги и Дона занимался и Петр I. Но по-настоящему осуществить эту идею удалось только с 1948 по 1952 годах. Волгу соединили с Доном. Здесь возник канал Волго-Дон. Он начинается от Волги близь Волгограда и подходит к Дону у Калача. Длина трассы 101 км. На волжском склоне устроено 9 шлюзов, на донском — 4. По нему идут десятки миллионов тонн всевозможных грузов. Так Волга получила выход к южным морям — Азовскому и Черному.
Но для неё это было уже не достаточно. Ей были крайне нужны выходы к северным морям — удобные и доступные для больших современных судов. На месте устаревшей «Маринки» (водного пути соединявшего бассейны рек Волги и Невы в 1810 году) была создана новая большая глубокая дорога Волго-Балт — Волго-Балтийский водный путь длиной 360 км. Вместо обветшалых малых шлюзов здесь было устроено семь новых с несколькими гидростанциями. В 1964 году из Волги в Балтику по нему впервые прошли большие суда и теплоходы.
И, наконец, Беломоро-
Таким образом, современная Волга — водный путь, связанный с пятью морями Европы. Днем и ночью нескончаемым потоком идут по нему разнообразные грузы — строительные материалы и лес, машины и уголь, нефть, соль, хлеб, овощи и фрукты. Две трети речных грузов республики перевозится по Волге и её притокам. На ней расположены 1450 портов и пристаней и все крупнейшие города Поволжья. Волга объединяет их как великая транспортная магистраль. Грузооборот на ней в 10 раз превышает железнодорожный этого района.
Волга — экономическая ось Поволжья
На рубеже 19-20 веков
— началась индустриализация
Поволжья. Оно становится крупным
районом производства
Политика индустриализации в годы довоенных пятилеток (крупнейший тракторный завод в Волгограде) и первые годы войны (в связи с эвакуацией сюда оборонных
предприятий в 1941-42 гг.) сделали Поволжье из аграрного — промышленным, из мукомольного — машиностроительным с усиленным развитием военной промышленности.
В послевоенный период, особенно с 1950 г. в течение двух десятилетий Поволжье становится главным районом России нефтедобычи и её переработки нефтехимии. Основные районы добычи и переработки нефти и газа расположены в Татарии (Альметьевск, Елабуга), Самарской области (Новокуйбышевск, Сызрань, Отрадный). Изменился поток нефти. Она пошла теперь и вниз по Волге. Поволжье превратилось в край нефти и газа.
На берегах Волги раскинулись 67 городов. Все они вытянулись вдоль или около её. Крупнейшие из них следующие.
Нижний Новгород
(бывший Горький) — первый
С середины 19 века
город приобретает
В Нижнем Новгороде
действует крупный речной порт.
Здесь находится управление
Вторым по численности населения в Поволжье (1 млн. 156 тыс.) является город Самара, основанный в 16 веке как крепость в излучине Волги близь впадения в неё реки Самара (давшей название городу). В годы ВОВ сюда были эвакуированы десятки промышленных предприятий, превратившие город в один из крупнейших центров машиностроения (самолеты, разнообразные станки, буры для прохождения скважин, электрооборудование для автомобилей и тракторов). Самара — центр по изготовлению подшипников.Здесь развита металлообрабатывающая и химическая промышленность. Самара — родина знаменитого жигулевского пива. Так же известен город своей шоколадной фабрикой «Россия».
Столица Татарстана — Казань (1 млн. 101 тыс. чел), была основана в 12 веке как крепость и торговый центр, на границе Волжской Булгарии и русских земель. Это крупный промышленный центр и главный центр татарской культуры в России. Здесь развиты: машиностроение и химическая промышленность. Она поставляет народному хозяйству турбохолодильные и электронно-вычислительные машины, компрессоры, синтетический каучук, полиэтилен, кинофотопленку, изделия бытовой химии и т.д.
Казань — самый
Казанский речной порт — один из самых крупных на Волге. Через него проходят маршруты всех транзитных, транспортных и туристских линий пароходов центральных бассейнов.
Крупнейший город Нижнего Поволжья — Волгоград, известный с конца 16 века под названием Царицын (от речки Царица, впадающей в Волгу). Город вытянут вдоль правого берега Волги на 80 км от плотины Волгоградской ГЭС до шлюзов Волго-Донского канала. Он возник в месте наибольшего приближения двух великих рек Русской равнины Волги и Дона и развивался как центр торговли, перевалки леса, добычи и переработки Волжских рыбных богатств.
Сегодняшний Волгоград — крупный промышленный центр Поволжья. В нем развиты металлургия (завод «Красный Октябрь»), машиностроение, в том числе крупнейший тракторостроительный завод, химическая нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая и другие отрасли. Волгоград является крупным транспортным узлом.
Второй по численности
населения город Нижнего
Саратов — крупный центр науки, культуры, образования. В Саратове находится старейший университет Поволжья, картинная галерея, созданная художником Боголюбовым, одна из самых крупных в России.
Современный приволжский город Тольятти, расположен на левом берегу Куйбышевского водохранилища, численность населения — 722,6 тыс. жителей. Наиболее крупное предприятие Тольятти — Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Завод легковых автомобилей «Жигули» выпускает автомобили трех названий: «Жигули», «Нива», «Лада».
Здесь выпускается оборудование для цементной, горнорудной, химической промышленности. Построены азотно-туковый и синтетического каучука заводы. Тольятти — один из крупнейших элеваторов, высокомеханизированный речной порт, который связан скоростными линиями с другими городами. Сегодня Тольятти — это крупнейший индустриальный центр Среднего Поволжья.
Ульяновск — крупный речной порт на Куйбышевском водохранилище, с населением 667,4 тыс. человек. Этот старинный город (до 1924 г. — Симбирск) был основан в 1648 г.
Ульяновск — крупный центр автомобилестроения (УАЗ). Здесь выпускается целое семейство грузовых автомобилей (фургоны, санитарные машины). Производятся режущие станки, дождевальные установки, стиральные машины, обувь, мебель, трикотаж. Ульяновский порт связан с десятками портов других городов. Очень велик грузо-пассажирский поток этого города.
Астрахань — самый южный из Волжских городов. В прошлом — столица Астраханского татарского ханства. В 1717 году Петр I сделал Астрахань столицей Астраханской губернии.
В настоящее время
Астрахань — важный порт и
главный рыбопромышленный