Уральский экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 06:04, курсовая работа

Краткое описание

Уральский экономический район – крупнейший промышленный центр России с исторически сложившейся индустриальной базой. Развитие экономики района обусловлено выгодным экономико-географическим положением, наличием мощного производственного и научного потенциала, обеспеченностью природными ресурсами и квалифицированной рабочей силой.
Индустриальный комплекс Уральского экономического района (УЭР) – один из самых мощных в стране.

Содержание

1. Экономико-географическое положение района
2. Природно-ресурсный потенциал
3. Население и трудовые ресурсы
4. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства
4.1 Машиностроительный комплекс
4.2 Металлургический комплекс
4.3 Топливно-энергетический комплекс
4.4 Химический комплекс
4.5 Строительный комплекс
4.6 Лесной комплекс
Характеристика сельского хозяйства
IV. Характеристика транспортного комплекса района.
4.1. Общая характеристика транспортной системы
4.2. Железнодорожный транспорт
4.3. Речной транспорт
4.4. Автомобильный транспорт
4.5. Трубопроводный транспорт
4.6. Авиационный транспорт
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика Урала.docx

— 2.41 Мб (Скачать файл)

Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы сосредоточены на севере. По заготовке древесины Уралу принадлежит третье место в стране после Северного района и Восточной Сибири.

Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия  которой также расположены в  Пермской (Краснокаменск, Красновишерск, /Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.

Основные направления дальнейшего  развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг  в северные районы Урала, повышение  комплексности использования лесных ресурсов; увеличение химической и  химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое  перевооружение действующих предприятий.

В перспективе  перед лесным комплексом Урала стоит задача повышения эффективности использования лесных ресурсов, прежде всего в природозащитных целях, на основе улучшения их состояния и развития защитного лесоразведения. В деревообрабатывающем комплексе необходимо увеличивать объемы выпуска качественной конечной продукции, более полно и глубоко использовать древесину.

На Урале легкая и пищевая  промышленность  развиты пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная (около 80% мощностей кожевенно-обувной промышленности размещается в Свердловской, Пермской, Челябинской областях), построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области; хлопчатобумажная промышленность развита в Челябинской области. Нашла распространение швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.

Пищевая промышленность насчитывает  множество подотраслей и предприятий, большая часть которых сконцентрирована на юге Урала, в зоне развития  сельского хозяйства. Мукомольно-крупяная промышленность исторически сложилась в главной зоне посевов пшеницы – в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане и частично в Свердловской области, здесь же больше всего развита мясная промышленность. Курганская и Оренбургская области выделяются по производству животного масла.

Специализация агропромышленного  комплекса Урала – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция  животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкорстане и Оренбуржье.

Сельскохозяйственные угодья занимают 35 млн. га., в том числе пашни – 22,4 млн. га.

В структуре посевных площадей Урала  наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63%), а также кормовые (свыше 32%). Выращиваются также картофель и овощи (Свердловская область, Удмуртская Республика, Пермская область), лен-долгунец (Удмуртская Республика), подсолнечник и сахарная свекла (Оренбургская область и Республика Башкортостан). Доля технических культур в посевах невелика – немногим более 1,5%, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

В структуре сельскохозяйственного  производства Урала преобладает  животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге  района – мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Район занимает 1-е  место в стране по производству мясной продукции. Среди субъектов выделяются Свердловская и Пермская области. По выпуску цельномолочной продукции  район находится на 2-м месте, уступая  только Центральному экономическому району.

Важная задача, стоящая перед  сельским хозяйством Урала – повышение  урожайности зерновых культур и  продуктивности скота.

Транспорт и экономические связи. Транспорт играет огромную роль в  функционировании хозяйственного комплекса  Урала. Это объясняется, с одной  стороны, активным участием района в  территориальном разделении труда, а с другой – высоким уровнем  комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что  многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи  друг с другом. Отсюда – высокий  удельный вес внутрирайонных перевозок  ( до 60%).

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт, железнодорожные магистрали пересекают Урал, в основном, в широтном направлении, они осуществляют экономические  связи с другими районами. Построена  меридиональная железная дорога, выполняющая  внутрирайонные перевозки. Предполагается построить Западно–Уральскую меридиональную и Северо–Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряжённость дорог.

Автомобильный транспорт имеет  большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твёрдым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо – Кавказский, Волго–Вятский, Западно–Сибирский экономические районы и Казахстан.

Великая роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.

Уральский район осуществляет разнообразные  экономические связи со многими  регионами. Из восточных районов  Урал получает в основном сырьё и  топливо, а поставляет продукцию  обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно  обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причём вывоз по обмену превышает ввоз). Наиболее тесные связи  – с соседними экономическими районами : Западно – Сибирским и Поволжском, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия, уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ и пр.

 

 

 

 

 

 

Характеристика сельского  хозяйства

 

Агропромышленный комплекс  специализирован  на  производстве

   зерновой  и  животноводческой  продукции.   Площадь 

сельскохозяйственных  угодий  35 млн га,   из   них  22,4  млн га  заняты  пашней, а 12,6 млн га естественными  кормовыми  угодьями. 

Около  60%  всех  угодий  приходится  на  Южный,  остальные – на  Средний  и  Западный  Урал.  

В  структуре  посевных  площадей  зерновые  культуры  составляют   

около – 2/5, а  кормовые - более1/3.  

Остальное  приходится  примерно  в  равных  долях  на   технические  культуры,  картофель  и  овощи.  Наиболее  крупной  долей  зерновых  культур отличается  Оренбургская,  Курганская  и  Челябинская  области,  технические   

(подсолнечник,  сахарная  свекла,  лён)-Оренбургская,  Пермская   обл.   

и  Башкортостан,  картофеля  и  овощей -  Свердловская,  Пермская  обл., Удмуртия, кормовых культур-Пермская  и  Свердловская  обл.   

По  валовому  сбору  зерна (от  9  до  16  млн  т)  Урал  уступает  только   

Северному Кавказу  и  Западной  Сибири.  

По  производству  картофеля  Урал  занимает  второе  место  в  стране,   

уступая  лишь  Центральному району, а  овощей  третье 

(вслед  за  Центральным районом  и  Северным  Кавказом).   

Животноводство  в  районе  имеет  мясо-молочное  направление.   

При  этом  показательно, что  по  производству  мяса   

район занимает  первое  место  в  стране,  а  молока -на  втором  

(после  Центрального  района).

Специализация  сельского  хозяйства  Урала  меняется с  севера  на  юг.  

В  северной  части  района  молочное  животноводство и  свиноводство  сочетаются  с  выращиванием  картофеля,  овощей, льна,  ячменя  и  овса.  

Южная  и  юго-восточная  части   важнейшие  зерновые  районы,  

специализированные  на  производстве  сильных  высокобелковых  пшениц.  

Здесь  также  развиты мясное  животноводство  и  овцеводство.  Башкортостан  выделяется  производством  мёда. 

 

IV. Характеристика транспортного комплекса района.    4.1. Общая характеристика транспортной системы.

     Свердловская железная дорога – мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом. Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Являясь основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, по основным показателям входит в первую тройку дорог России и имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн. кв. км с населением более 10 млн. человек. Эксплуатационная длина (на 01.01.10) – 7152,2 км, развернутая длина - 13852,5 км. В 2009 году Свердловской железной дорогой перевезено 43.5 млн. пассажиров и 104,7 млн. тонн грузов. Численность сотрудников составила 65567 человек (в том числе на перевозках - 60324 человек). На долю СвЖД приходится 9,5 % объема сетевой погрузки, в том числе таких важнейших грузов, как нефть, цветные металлы, лесные и строительные грузы. Магистраль обслуживает почти 400 км подъездных путей, ее услугами пользуются более 12000 промышленных предприятий.  Ежесуточно по Свердловской магистрали курсирует 1288 грузовых, 117 пассажирских, 455 электропоездов. И на всем протяжении их следования железнодорожники обеспечивают надежную работу инфраструктуры и безопасный пропуск подвижного состава. Для своих партнеров-клиентов дорога предлагает новые услуги. На СвЖД действует Центр Логистики, основная задача которого – организация мульти модальных перевозок с котировкой сквозных ставок и предоставление комплексных транспортно-экспедиторских услуг. К СвЖД примыкает разветвленная сеть подъездных путей для промышленного транспорта, обслуживающих горно-рудную, каменноугольную, металлургическую, торфодобывающую, деревообрабатывающую промышленность, предприятия машиностроительной промышленности.

 4.2. Железнодорожный транспорт

     Железнодорожный  транспорт  -  основной  вид  магистрального  транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных связей Урала с конфигурацией, пропускной и провозной способностью. Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность провозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность, сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения и др.

Важнейшая роль среди видов транспорта в  Уральском экономическом районе принадлежит железным дорогам. В целом по району показатели достаточно высоки, недаром данный вид транспорта в районе является основным. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Наибольшее значение из широтных магистралей, осуществляющих экономические связи с другими районами, имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск - Владивосток. Но главной широтной дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга - Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное - Орск; параллельно ей идёт дорога Серов - Челябинск. На западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск - Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель - Обь. Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог. Значительная часть железных дорог электрифицирована, что связано с высокой грузонапряженностью и большим количеством подъёмов на многих участках.

Основные  объемы перевозок по железной дороге приходятся на следующие станции: Свердловск-сортировочный, Пермь-сортировочный, Серов-сортировочный, Челябинск-главный, Оренбург. Перегрузка железнодорожного транспорта вызвана тем фактом, что автомобильный и речной транспорт развиты недостаточно. Массовые грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования осуществляются филиалами ОАО «Российские железные дороги»: Свердловской и Южно-Уральской железными дорогами, частично — Горьковской на магистральном пути протяженностью более 9,0 тысяч километров. Кроме того, 1310 предприятий имеют подъездные железнодорожные пути не общего пользования протяженностью 10,6 тысячи километров. В пассажирообороте ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота).

Информация о работе Уральский экономический район