Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 06:04, курсовая работа
Уральский экономический район – крупнейший промышленный центр России с исторически сложившейся индустриальной базой. Развитие экономики района обусловлено выгодным экономико-географическим положением, наличием мощного производственного и научного потенциала, обеспеченностью природными ресурсами и квалифицированной рабочей силой.
Индустриальный комплекс Уральского экономического района (УЭР) – один из самых мощных в стране.
1. Экономико-географическое положение района
2. Природно-ресурсный потенциал
3. Население и трудовые ресурсы
4. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства
4.1 Машиностроительный комплекс
4.2 Металлургический комплекс
4.3 Топливно-энергетический комплекс
4.4 Химический комплекс
4.5 Строительный комплекс
4.6 Лесной комплекс
Характеристика сельского хозяйства
IV. Характеристика транспортного комплекса района.
4.1. Общая характеристика транспортной системы
4.2. Железнодорожный транспорт
4.3. Речной транспорт
4.4. Автомобильный транспорт
4.5. Трубопроводный транспорт
4.6. Авиационный транспорт
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
4.3. Речной транспорт
Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Он развит на реках Камского бассейна. В районе протекает 9 крупных рек; расположено десять озер, из которых Иртяш, Уелги, Пелымский Туман и Увильды имеют площадь зеркала более 50 км2. Перевозки водным транспортом осуществляются по рекам Кама, Белая, Чусовая, Тобол, Тура, Урал, Вишера и Тавда, которые судоходны от 200 до 240 дней в году. Для многих населенных пунктов в УрФО единственным связующим звеном с «Большой землей» является внутренний водный транспорт. Общая протяженность судоходных речных коммуникаций округа составляет 11,4 тысячи километров, по которым ежегодно перевозится порядка 1,9 миллиона тонн грузов и 600,0 тысяч пассажиров. Водный транспорт развит в республике Башкортостан – судоходство осуществляется по рекам Белая и Уфа; в республике Удмуртия – пристани Сарапул, Камбарка. в последние десятилетия сокращается и в настоящее время. Поскольку внутренние водные пути являются в основном естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз) первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности. Однако доля речного транспорта в. грузообороте постоянно падает, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего, с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична. Более того, речной транспорт практически превращается в специфический вид технологического транспорта, так как свыше 70% перевозимых им грузов составляют минеральные строительные материалы.
4.4. Автомобильный транспорт
«Большая роль автомобильного транспорта обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая манёвренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечить доставку «от двери до двери» без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния; широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства)».
По грузообороту автомобильный транспорт на Урале занимает третье место после железнодорожного и трубопроводного. Значительна роль автомобильного транспорта в пассажирских перевозках. Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 12-13 км. Автобусы перевозят более 60% пассажиров, а в некоторых регионах и в сельской местности - 100%. Урал достаточно хорошо оснащен автобусами общего пользования и по этому показателю занимает второе место в РФ.
Автомобильный транспорт общего пользования, выполняющий регулярные маршрутные перевозки пассажиров, представлен перевозчиками различных форм собственности. Ежесуточно автобусами перевозится 4,5 миллиона пассажиров. Этот вид транспорта развит в республике Башкортостан; в республике Удмуртия благоприятна конфигурация транспортной сети, основные промышленные центры расположены на автодорогах с твердым покрытием, до 50% внутриреспубликанских перевозок осуществляется автомобильным транспортом; в Курганской области подавляющий объем внутриобластных перевозок приходится на долю автомобильного транспорта; в Оренбургской области протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) – 13,7 тыс. км (70% от общей протяженности); автомобильный транспорт в Коми-Пермяцком АО развит крайне слабо - крайне редкая сеть автодорог плохого качества. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.
4.5. Трубопроводный транспорт
«Размещение трасс трубопроводов существенно отличается от направлений железных и автомобильных дорог. Оно меньше зависит от рельефа местности, что позволяет прокладывать их по кратчайшему пути. Этот вид транспорта может функционировать в любых климатических и погодных условиях, потери при транспортировке минимальны». Велика роль трубопроводов. Этот вид транспорта хорошо развит. Он играет особое значение для вывозки основной продукции нефтегазового комплекса — нефти и газа. Магистральные газопроводы берут начало на Уренгойском, Ямбургском и Медвежьем месторождениях и расходятся в трех основных направлениях: вдоль железной дороги на Тюмень; на Белоярский, Югорск, Пермь; на Ухту («Северное сияние»). Эксплуатация газопроводов осуществляется предприятиями «Тюменьтрансгаз» (г. Югорск) и «Сургуттрансгаз». Магистральные нефтепроводы берут начало от г. Губкинский в направлении Сургут- Тюмень. Конденсат провод проложен от Уренгойского месторождения на Сургут.
До недавнего времени практически весь добытый в округе природный газ и нефть транспортировались за его пределы. Но в 1999 г. произошел перелом. Природный газ стал поступать в города округа, не являющиеся центрами нефтегазового комплекса. Это произошло благодаря строительству газопровода Лон-гъюган- Салехард. В результате окружной центр получил не только возможность применять в быту экологически чистое и относительно дешевое топливо, но и перспективы для развития отраслей, потребляющих его в качестве сырья. Через Северный и Центральный Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Через район проходит значительное количество магистральных нефте- и газопроводов как в широтном, так и в меридианальном направлении, обеспечивая энергоресурсами центральные, южные и восточные районы России. Через территорию проходит мощная система трубопроводов, обеспечивающая подачу газа (с северных районов Тюменской области и Средней Азии) и нефти (с Западной Сибири) на Урал. По грузообороту трубопроводный транспорт на Урале занимает второе место после железнодорожного.
Трубопроводный транспорт развит в республике Башкортостан – она занимает 1-е место на Урале по протяженности нефтепроводов; по территории Удмуртии проходят газопроводы; на территории Оренбургской области проложены трубопроводы: Оренбург – западная граница России (газ), Бухара – Урал с ответвлением на Орск (газ), Эмба – Орск (нефть), Ишимбай – Орск (нефть), Оренбург – Башкортостан (конденсат); в Коми-Пермяцком АО трубопроводный транспорт развит крайне слабо, равно как и другие виды транспорта..
4.6. Авиационный транспорт
«Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самый быстрый. Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург. Район имеет широкую сеть внутренних и межрегиональных авиалиний». Воздушный транспорт, в условиях недостаточно развитой сети наземных сообщений, имеет для округа важнейшее значение. Воздушным транспортом осуществляются как пассажирские, так и грузовые перевозки. Главные аэропорты— Салехард, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск. Через них открыто прямое сообщение на Москву, Тюмень, Екатеринбург, Адлер, Краснодар, Санкт-Петербург и другие города России. Главные авиаперевозчики — авиакомпании «Ямал», «Тюменские авиалинии» и «Тюмень-АВИАтранс». В местном сообщении используются легкомоторная авиация и вертолеты. Вертолетное сообщение приобретает все большее значение, поскольку часть местных аэропортов, ввиду кризисного состояния экономики, закрыта. Оно особенно развито в западной части округа, где в зимний период иные средства сообщения невозможны. Центром вертолетных перевозок является Салехард, откуда выполняются рейсы в Лабытнанги, Мужи, Горки, Яр-Сале, Новый Порт и в множество других населенных пунктов. В восточной части эту роль берет на себя Новый Уренгой.
Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большими расстояниями перевозок. Основными технико-экономическими особенностями воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются: высокая скорость доставки пассажиров, манёвренность в организации пассажирских перевозок, большая беспосадочная дальность полёта и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транспорта (на отдельных направлениях они на 25% короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50% - чем на речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2-3 раза). Единственный транспорт, который охватывает перевозками почти все районы страны. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик. Самолеты доставляют грузы в трудно доступные районы страны, перевозят скоропортящуюся продукцию и почту. Главная специализация – перевозка пассажиров. Кроме перевозки грузов (около 2 млн. тонн в год) и пассажиров, самолеты и вертолеты гражданской авиации используются в разных отраслях народного хозяйства: для аэрофотосъемки, при проведении проектно-изыскательских работ, в сельском хозяйстве, при тушении лесных пожаров и др. Однако воздушный авиапарк сильно устарел: 26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет, 7% - свыше 30 лет. Ведутся работы по подготовке к эксплуатации новых самолётов, имеющих характеристики на мировом уровне.
Заключение.
Урал занимает центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами восточной зоны, отсюда – относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западных, так и в восточных районах страны. Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико-географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.
Главное направление дальнейшего развития хозяйства уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике – всемирная интенсификация производства. В последние годы в регионе снизилась фондоотдача, а возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятия, что в сочетание с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия – гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудования, медленно реагируют на запросы рынка. Четвертая часть основных фондов в промышленности региона нуждается в замене на улучшенной технологической основе, в первую очередь, в черной и цветной металлургии.
Первоочередными задачами на Урале
являются развитие наукоемких производств,
сферы образования, конверсия оборонной
промышленности. Специализация Уральского
района в дальнейшем сохранится, но
она должна быть доведена до высокого
технологического уровня. Основная доля
капитальных вложений будет направляться
на техническое перевооружение и
реконструкцию действующих
Территория, население и хозяйство субъектов РФ в составе Уральского района.
Субъект РФ |
Террит-ия тыс. км² |
Население, тыс. чел. |
Плотность Населения, чел./ км² |
Число городов и посёлков Городского типа |
Доля городского населения в общей численности, % |
Плотность автодорог с твёрдым покрытием, км/1000км² |
Число предприятий и организаций всех форм собственно- сти |
Доля пром-ти в суммарной продукции хозяйства,% |
Республика Башкортостан
Удмуртская Республика
Курганская обл.
Оренбургская обл.
Пермский край
Свердловская обл.
Челябинская обл.
Районв целом |
143,6
42,1
71,0
124,0
160,6
194,8
87,9
824,0 |
4098
1633
1106
2223
154
4660
3673
382 |
28,5
38,8
15,6
17,9
7,4
23,9
41,8
24,7 |
21/40
6/11
9/6
12/26
1/3
47/99
30/30
150/265
|
64,7
69,7
54,9
64,1
79,0
87,6
81,3
74,5 |
111
106
85
94
58
50
90
85 |
46 871
22 166
18 179
29 705
34 003
68 184
47 606
266 714 |
85,7
80,4
63,4
86,3
88,0
91,1
93,4
88,1 |
Приложение 2
Доля субъектов РФ в составе Уральского района по основным экономическим показателям (2006г.),%*
Субъекты РФ |
территория |
Численность населения начало 2006г. |
Численность занятых в экономике |
Валовой региональный продукт** |
Объём промышленной продукции |
Объём сельскохозяйственной продукции |
Инвестиции в основной капитал | |
Республика Башкортостан
Удмуртская Республика
Курганская обл.
Оренбургская обл.
Пермский край
Свердловская обл.
Челябинская обл. |
17,4
5,1
8,6
15,1
19,5
23,6
10,7 |
20,2
8,0
5,4
10,9
14,6
22,8
18,1 |
19,5
8,4
5,0
11,0
15,4
22,9
17,8 |
20,2
6,4
3,0
9,4
17,2
25,9
17,9 |
19,2
6,3
2,3
9,3
0,1
25,8
21,5 |
27,0
8,0
8,4
13,8
12,1
16,0
14,7 |
22,8
7,9
2,2
11,1
0,2
25,0
16,0 |
* составлено по данным: Регионы России. Статистический сборник. М.,2007. Т.2.
** По автономным округам, входящим в состав краёв и областей, данный показатель не разрабатывают.
Таблица 3. Лесные ресурсы, находящиеся
в ведении государственных
Регионы |
Общая площадь лесного фонда, тыс. га. |
Лесистость, % |
Общий запас древесины На корню, млн. м3 |
Уральский район |
35 604 |
44,0 |
4261 |
Республика Башкортостан |
5675 |
38,4 |
714 |
Удмуртская Республика |
1608 |
45,8 |
261 |
Курганская область |
1313 |
22,3 |
141 |
Оренбургская область |
574 |
4,5 |
62 |
Пермская область |
7502 |
66,5 |
875 |
в том числе Коми-Пермяцкий автономный округ |
2641 |
80,1 |
305 |
Свердловская область |
13 626 |
66,9 |
1560 |
Челябинская область |
2665 |
28,5 |
342 |