Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:03, курсовая работа
Изучение ландшафта крайне необходимо для разработки научных основ рационального использования природных условий и ресурсов, для улучшения, преобразования и охраны природы в современном мире. Но невозможно перейти к рассмотрению учения о ландшафте без опоры на фундаментальные основы естественных наук. Поэтому целью нашей курсовой работы является рассмотрение учения о географическом ландшафте, начиная от зарождения географии в древнейших представлениях человека и до появления различных направлений и понятий учения в современности.
Введение……………………………………………………………...…….3
Глава 1. Формирование географических представлений в древнем мире………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Понятие о ландшафте в Средневековье……………..………...8
Глава 3. Развитие ландшафтных идей Нового времени……...……......11
3.1. Учение о географическом ландшафте в России……………………11
3.2. Зарубежные школы ландшафтоведения………………………...…..15
3.2.1. Немецкая школа……………………………………………….……15
3.2.2. Французская школа……………………………………………...…18
Глава 4. Современный этап развития учения о ландшафте..……..…….20
Заключение……………………………………………….………………23
Список литературы………………………………………………….…..25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых"
______________________________
Институт прикладной математики, информатики, био- и нанотехнологий
Кафедра биологии и экологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«УЧЕНИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ЛАНДШАФТЕ»
Выполнил:
студент группы э-113
Сорокин М.А.
Проверил:
К.б.н., доцент Репкин Р.В.
Владимир 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Формирование географических представлений
в древнем мире……………………………………………………………………
Глава 2. Понятие о ландшафте в Средневековье……………..………...8
Глава 3. Развитие ландшафтных идей Нового времени……...……......11
3.1. Учение о географическом ландшафте в России……………………11
3.2. Зарубежные школы ландшафтоведения………………………...….
3.2.1. Немецкая школа……………………………………………….……15
3.2.2. Французская школа……………………………………………...…18
Глава 4. Современный этап развития учения о ландшафте..……..…….20
Заключение……………………………………………….…
Список литературы………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Учение о ландшафте является стержневой проблемой физической географии. Наука с каждым днем стремительно движется вперед, и ее развитие создает благоприятную почву для появления новых идей и теорий. Возникновение любой современной науки всегда имеет исторические предпосылки. Конечно, и учение о географическом ландшафте не могло бы зародиться без определенных стадий своего исторического развития, в которых длительное время изучались и разрабатывались представления о различных компонентах природы Земли. Нередко теории и идеи, забытые много веков назад, получают сейчас свою новую жить. Этому способствует абсолютно иной, непредвзятый взгляд на проблему современного ученого. Изучение географического ландшафта всегда шло неровно, одна дискуссия сменяла другую, что вполне закономерно. Но споры ученых, освещая ландшафт с разных сторон, не удаляли, а приближали нас к познанию его существа. Это происходит и в настоящее время.
Следует учитывать, что на развитие научных, в частности географических, представлений большое влияние всегда оказывал прогресс общества, в том числе и экономический. Наука вступала с таким социально-экономическим прогрессом в тесную и весьма сложную связь, удовлетворяя потребности общества. Порой эти потребности так завышались, что ученые сталкивались с задачами, которые еще не в состоянии были решить. Поэтому учение о географическом ландшафте – это сравнительно молодая наука, являющаяся основой ландшафтоведения.
Рассмотрение исторического аспекта географии ландшафтов необходимо ученым для того, чтобы не повторить ошибки своих предшественников, избежать заблуждений прошлого. А иногда и наоборот – творческие умы ученых опережают возможности практического исполнения и реализации своих идей. В богатейшей истории развития ландшафтоведения несложно отыскать примеры обеих таких ситуаций. Вся история изучения земных ландшафтов с самых своих истоков была связана не только с пониманием компонентов природы и их взаимосвязей, но, прежде всего, и с практикой – выбором места для постройки дома, сельским и лесным хозяйством, освоением новых территорий, познанием различных геосистем суши и др.
Изучение ландшафта крайне необходимо для разработки научных основ рационального использования природных условий и ресурсов, для улучшения, преобразования и охраны природы в современном мире. Но невозможно перейти к рассмотрению учения о ландшафте без опоры на фундаментальные основы естественных наук. Поэтому целью нашей курсовой работы является рассмотрение учения о географическом ландшафте, начиная от зарождения географии в древнейших представлениях человека и до появления различных направлений и понятий учения в современности.
.
ГЛАВА 1
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
С древнейших времен люди занимались практической деятельностью – рыболовством, охотой, примитивным земледелием и скотоводством. В связи с этим начинала зарождаться география. Все фактические знания человека, прежде всего, определялись характером его деятельности, окружающими природными условиями. Первобытный человек обладал умением свободно ориентироваться в пространстве и прекрасной наблюдательностью. Но такие необходимые для выживания качества сочетались с недоразвитостью мышления. Вследствие этого человек не мог правильно объяснить природные явления и процессы. Все наводнения, землетрясения, засухи и другие природные катаклизмы растолковывались магическим и божественным вмешательством. Такие представления первобытного человека передавались из поколения в поколение в виде мифов и народных сказаний, неизбежно приобретая фантастический смысл.
Древние племена выбирали для жизни наиболее подходящие места. Ими чаще всего были крупные реки, которые являлись источниками орошения и водными путями. Горы и пустыни являлись естественными и надежными границами. Так появлялись первые государства – Египет, Северная Индия, Китай и др. До наших дней сохранились письменные документы этих народов, в которых описываются природные явления, географические объекты и рассказы о дальних путешествиях. Индийские мореходы еще началу II тыс. до н.э. плавали к берегам Аравии, устью Евфрата и восточной Африке, пользуясь муссонными ветрами. Зимой они плыли на запад, летом - на восток. В эпических поэмах Индии приводится описание всей тогда известной части Земли, перечисляются все главные реки, горы и моря. В Китае уже в I тыс. до н.э. велись географические журналы, создавались трактаты, в которых описывалась вся территория государства [14, с.104].
Древние народы не только описывали берега, горы, землю и природные явления, но и классифицировали их. Географические объекты связывали с климатическими условиями и природными явлениями. Например, землетрясения рассматривали как следствие трескания земли от засухи или после сильных дождей. Горы описывали как естественные рубежи, защищающие от природных бедствий, как источники разработки железных руд.
Географический фактор повлиял и на развитие стран Средиземноморья. Минойцы обладали целостным представлением о Вселенной. В письменных документах Древней Греции много говорится о космосе, небе, Земле, что свидетельствует о четком миропонимании и о попытке объяснить строение Вселенной естественными причинами, исходя из целостной картины мира, единого материального начала.
Природные ландшафты, обладающие большим разнообразием, оказывали большое воздействие на общественное развитие. Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания новых земель. Вследствие этого происходило активное изучение новых природных систем и комплексов. Общеземлеведческое направление в географии стало приобретать прикладной характер. Оно в первую очередь было подчинено нуждам навигации.
Геродот, которого по праву можно считать основоположником исторической географии, попытался воссоздать былую географическую реальность. Так, например, он справедливо считал, что дельта Нила образована отложениями этой реки в Средиземном море. Геродот также смог реконструировать береговую линию древности, тем самым, показав, что многие города, которые были когда-то портами, находятся сейчас далеко от побережья. Подобные явления он смог пронаблюдать и на других реках. Он также доказал, что ветры дуют с холодных мест в более теплые, установив связь между температурой воздуха и направления ветров.
Географические понимания древнего мира заложили прочную основу для дальнейшего изучения географии ландшафтов, которая начинается с первых познаний первобытными народами своей местности и окружения, их способностью ориентироваться, рисовать простейшие планы на камнях и т.п. Эти древнейшие воззрения стали первой ступенью для возникновения современной науки.
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ О ЛАНДШАФТЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Созревание единого
Все важнейшие достижения этой эпохи были описаны в книге совсем еще молодого ученого из Нидерландов Бернхардуса Варениуса. Его труд «Всеобщая география» впервые увидел свет в 1650 году. Географию он определял как естественную науку о «земноводном шаре» и рассматривал ее как часть прикладной математики, пытаясь доказать практическую ценность естествознания. Варениус считал, что Землю необходимо изучать по ее отдельным частям, а не только как единое целое. Поэтому в книге ученого описываются различные явления твердой земной поверхности, рассматриваются отдельные природные системы. Так впервые от общей науки отделились ее частные направления. Бернхардус Варениус во многом обогнал своих современников и предшественников. Его труд «Всеобщая география» был самым точным и научным в то время. В последствии, по указу Петра I в 1718 году, работа Варениуса была переведена на русский язык и издана в России.[5, с. 57].
Накопив достаточные сведения о природе, и другие географы того времени стали отделять от общей науки частные направления. Но это ограничивалось только описанием свободных от домыслов фактов, собранных длительными наблюдениями. Ученые не могли дать объяснения природным системам и явлениям. Это было связано с тем, что полученных знаний все же оказалось мало для прогресса в изучении геосистем. Природа материков практически была не изучена [6, с.74].
Со второй половины 17 века в разы приумножается интерес к изучению природы разных стран. Ученые начинают все большее внимание уделять опытному изучению материков и происходящих на них явлений. В 18 веке появляются немногочисленные, но уже по-настоящему научные географические описания. К одному из таких относится естественнонаучная монография С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» с приложением двух карт. Его топографические карты стали символическим изображением земной поверхности Камчатки. В них были указанны особенности рельефа и ландшафта – болота, пески, горные системы, реки и т.п. Карты стали основами исследований Крашенинникова, став остовом в описании ландшафтов.
Во времена Петра Великого в России придавалось огромное значение практической пользе географии. В ее пропаганду внес великий вклад сподвижник Петра Великого В. Н. Татищев. Его можно справедливо считать первым ученым-географом в России. Много внимания уделял он состоянию экономики отдельных территорий. Об Астраханской провинции он писал: «Обилие ее состоит в превеликом множестве рыбы, скота, птиц и прочем, исходящем от оных, к тому неисчерпаемое множество соли; противно тому жит никаких, кроме малой части проса, и лесов, токмо по островам и низким берегам, самое малое число, а более довольствуются из верховых городов» [18, с.51-52]. Татищев глубоко осознавал общественную значимость географии, писал большое количество трудов. Но он занимался наукой лишь урывками, совмещая ее с политическими делами. Поэтому многие его работы, содержащие ценную научную информацию, не имели четкой систематизации, а многочисленные идеи не обрели практической реализации, так и оставшись лишь проектами. Эти проекты Татищева интересовали многих географов того времени, которые пытались довести их до логического конца. Основываясь на них, особенно способствовал развитию науки в России М. В. Ломоносов. Он был прекрасным организатором и теоретиком в географии. Его представления о климате, геоморфологических процессах, почвах во многом опередили свое время.
До 19 века географические ландшафты рассматривали как однородные единицы природы. Активно изучались их естественные границы, микроклимат, биоразнообразие. Изучение ландшафтов останавливалось на описательном уровне. Фундаментальные естественные науки тогда еще не создали условий для возможного разъяснения наблюдаемых физико-географических явлений и приведения их во взаимную связь. Но они проложили следующую ступень к дальнейшему изучению географии ландшафтов.
ГЛАВА 3
РАЗВИТИЕ ЛАНДШАФТНЫХ ИДЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ