Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:03, курсовая работа
Изучение ландшафта крайне необходимо для разработки научных основ рационального использования природных условий и ресурсов, для улучшения, преобразования и охраны природы в современном мире. Но невозможно перейти к рассмотрению учения о ландшафте без опоры на фундаментальные основы естественных наук. Поэтому целью нашей курсовой работы является рассмотрение учения о географическом ландшафте, начиная от зарождения географии в древнейших представлениях человека и до появления различных направлений и понятий учения в современности.
Введение……………………………………………………………...…….3
Глава 1. Формирование географических представлений в древнем мире………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Понятие о ландшафте в Средневековье……………..………...8
Глава 3. Развитие ландшафтных идей Нового времени……...……......11
3.1. Учение о географическом ландшафте в России……………………11
3.2. Зарубежные школы ландшафтоведения………………………...…..15
3.2.1. Немецкая школа……………………………………………….……15
3.2.2. Французская школа……………………………………………...…18
Глава 4. Современный этап развития учения о ландшафте..……..…….20
Заключение……………………………………………….………………23
Список литературы………………………………………………….…..25
Ландшафтное пространство облекает всю нашу планету. Современная наука определяет географический ландшафт, как большой природный «резервуар», объединяющий в себе фитоценозы и зооценозы, человека и неорганические явления - формы рельефа, климат, скопления вод, почву, которые являются производными одновременно и органического мира и неорганических частей земной коры. Изучает взаимное влияние всех отдельных компонентов такого природного «резервуара» друг на друга.
Ландшафтоведение выступает как интегрирующая концепция 21 века. К ландшафту относят не только природные компоненты, но и человека с продуктами его деятельности. Ландшафт – все, что нас окружает и системы, которые создает человек. Отношение между природой и обществом рассматривается как целостность. Ландшафт рассматривается как понятие, принадлежащее не только географии, но и значительно большему полю культуры.
В настоящее время учение о географическом ландшафте не «заморожено», а динамично развивается, благодаря расширенному арсеналу методов и разработок. Такими являются фрактальный и многомерный анализ аэрофотоснимков. Применение палеоботанических и радиоуглеродных методов может выявить временной ход развития ландшафтов. Ландшафтно-археологические методы позволяют восстанавливать антропогенную активность ландшафтов на разных этапах голоцена. Сформировывались методы математического моделирования геосистем. Созданы ландшафтные геоинформационные системы. Развиваются космические методы исследования ландшафтов Земли, продолжаются работы по рациональному природопользованию и рекреации. Большое внимание уделяется исследованиям, имеющим экологическую направленность. Ландшафтно-географические поля, формируемые антропогенными геосистемами, все чаще становятся объектами исследования. Весьма показательны в этом отношении изыскания, проводимые в нуклеарных геосистемах крупных промышленных центров и городов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
География, как учение о ландшафтах, проделала длительный путь. Еще с древних времен люди постигали искусство общения с природой, умели выведать у нее такие тайны, размышлять о которых полезно, поучительно и в наши дни. А наблюдательный талант человека выражался в умении постановок вопросов о природе, которые приходится решать не одному поколению исследователей. На любом этапе своего развития естественно-географические науки на первое место выдвигали решение проблем, связанных с интересами человека. Поэтому история ландшафтоведения непосредственно связана с общественной практикой.
Успешная реализация комплексных программ развития крупных регионов, в том числе научных разработок, связанных с проблемами устойчивого развития, или, другими словами, средосберегающей стратегии среды жизнеобеспечения человека, зависит от многих условий, в том числе от полноты знаний о прошлом территории.
В современную эпоху учение о ландшафте особенно значимо для человека. Это связано с биологическими потребностями людей, с нуждами производства, научно-технической революцией 21 века. Понимание географического ландшафта необходимо для разработки научных основ рационального использования природных условий и ресурсов, для улучшения, преобразования и охраны природы. Поэтому данное учение в ходе своего развития приобрело одновременно характер теоретической и прикладной дисциплины.
В последние десятилетия наиболее дальновидные ученые и общественные деятели осознали, что решение острейших проблем сельского, а также лесного хозяйства требует понимания взаимосвязей между компонентами природной среды и синтетического охвата природы конкретных территорий. Поэтому происходит тщательное изучение геосистем, которые в совокупности образуют жизненную среду человечества, обладают экологическим и ресурсным потенциалом. Это значит, что именно геосистемы обеспечивают все необходимые энергетические и сырьевые источники для развития производства.
Сейчас для человечества все больше возникает угроза истощения полезных природных ресурсов, бедности почв, загрязнения воды, сокращения площади лесных зон, большого количества природных катаклизмов (наводнений, пожаров, засух, оползней и т.д.). А состояние географических ландшафтов оказывает большое влияние на воспроизводство этих жизненно-важных для человека природных ресурсов. Поэтому интерес к изучению ландшафтов очень высок в современном мире. В настоящее время ученые активно ищут новые пути познания природы и решения злободневных вопросов современной технической цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берг Л.С., Географические зоны Советского Союза, [т. I], 3 изд., М., 1947, т. 2, М., 1952, 511 с.
2. Берг Л.С. Очерки по истории
русских географических
3. Вестник ВолГУ. Серия 11. 2011. No 2 (2). География и геоинформатика.
4. Высоцкий, Г. Н. О карте типов местопроизрастаний / Г. Н. Высоцкий // Современные вопросы русского сельского хозяйства. – СПб., 1904, 94 с.
5. Горкин А. П. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006, 624 с.
6. Забелин И.М. Развитие физико-
8. Исаченко А.Г. Основные вопросы физической географии. Л., 1953, 88 с.
9. Калесник С. В. Современное состояние учения о ландшафтах. Изд. ЛГУ, 1959., 186 с.
10. Калесник С.В., Задачи географии и полевые географические исследования, «Ученые записки Ленинградского гос. ун-та. Серия географических наук», 1940. вып. 2.
11. Калесник С.В., Учение о ландшафтах в связи с преобразованием природы в СССР, «Известия Всесоюзного географ, об-ва», 1952, т. 84 вып. 3.
12. Крупеников И.А. Л.С. Берг (1876–1950). – Кишинев : Штиинца, 1976. – 126 с.
13. Лялин С.П., Перченок Ф.Ф. Репрессированные почвоведы : записки Б.Б. Полынова о 1937 г. // Трагические судьбы : репрессированные ученые Академии наук СССР / сост., авт. предисл. И.Г. Арефьева ; под ред. В.А. Кутанева. М. : Наука, 1995., 90 с.
14. Мильков Ф. Н. Физическая география: учение о ландшафте и географическая зональность.— Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. — 328 с.
15. Мильков Ф.Н., Лесостепь Русской
равнины. Опыт ландшафтной характеристик
17. Солнцев Н.А. Учение о ландшафте (избранные труды) DOC – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 384 с.
18. Татищев В. Н. Избранные труды по географии России, 298 с.
19. Полынов Б.Б. Географические работы. – М. : Географгиз, 1952. – 400 с.
20. Полынов Б.Б. Учение о ландшафтах // Вопр. географии. 1953. Сб. 33. 278 С.
21. Ратцель Фридрих. Человечество как жизненное явление на земле., 58 с.
22. А. А. Чибилев «Природа Оренбургской области. (Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк)». Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995. — 128 с.
23. Интернет-ресурс: Орленок В.В., Курков А.А., Кучерявый П.П., Тупикин С.Н., Онлайн-учебник. История географической науки http://uchebnik-online.com
24. Интернет-ресурс: Физическая география.
http://museum.forest.ru/eksp.