Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 19:34, курсовая работа
Транспорт оказывает большое влияние на рациональность размещения производительных сил, при этом в зависимости от соотношений веса сырья, топлива и готовой продукции в каждой отрасли, с учётом транспортного фактора, предприятия размещаются по-разному.
Существует экономическая политика в России в области транспорта, которая заключается в создании и развитии единой транспортной системы. Единая транспортная система включает в себя: железнодорожный, автомобильный, воздушный, внутренневодный, морской, трубопроводный, ВЛЭП - виды транспорта. Россия располагает крупнейшей в мире транспортной сетью наземных путей сообщения – 1.5 млн. км.
Введение
2)Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги.
3)Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги.
А. Железнодорожный транспорт.
Б. Речной транспорт.
В. Автомобильный транспорт.
Г. Трубопроводный транспорт.
Д. Воздушный транспорт.
4)Расчёт густоты железнодорожной сети по областям, краям, и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом.
5)Картосхема района тяготения Юго-Восточной железной дороги.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая география транспорта»
Тема: «Экономико-географическая характеристика района тяготения
Юго-Восточной железной дороги и определение спроса на перевозки
грузов».
План:
1)Введение
2)Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги.
3)Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги.
А. Железнодорожный транспорт.
Б. Речной транспорт.
В. Автомобильный транспорт.
Г. Трубопроводный транспорт.
Д. Воздушный транспорт.
4)Расчёт густоты железнодорожной сети по областям, краям, и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом.
5)Картосхема района тяготения Юго-Восточной железной дороги.
1.Введение.
Железнодорожный
транспорт в России — одна
из крупнейших железнодорожных
сетей мира, существующая с 1837
года и насчитывающая 86 тыс.
км железнодорожных путей, из
которых около половины —
Транспорт во все
времена является одним из
важнейших факторов развития
всех отраслей экономики. Без
него невозможно нормальное
Транспорт оказывает
большое влияние на
Существует экономическая
политика в России в области
транспорта, которая заключается
в создании и развитии единой
транспортной системы. Единая
транспортная система включает
в себя: железнодорожный,
Примерная протяженность отдельных видов транспорта: железнодорожный – 85,5 тыс.км., автомобильный (с твёрдым покрытием) - 910 тыс.км., из которых 725 тыс.км. – заасфальтированных, нефтепроводный – 65 тыс.км., газопроводный – 160 тыс.км., речной (судоходный) – 90 тыс.км., воздушный (внутренний) – 600 тыс.км., воздушный ( международные линии) – 200 тыс.км., линии электропередач – 500 тыс.км.
Железнодорожный
транспорт в России является
ведущим видом транспорта, на
его долю приходится 56% грузооборота
и 44% пассажирооборота. Но если
рассматривать объем
Россия имеет выгодное
географическое положение, в
Транспортные коммуникации
объединяют все районы страны,
что является необходимым
Значение транспорта,
как важной составной части
экономики Российской
Рассматривая транспорт
как отрасль материального
Также стоит отметить,
что транспорт, являясь одной
из наиболее фондоемких
Транспорт играет
огромную роль в обеспечении
обороноспособности и
Также не стоит
забывать про качественные
Это, во-первых: скорость
транспортного сообщения. Она
влияет на эффективность
Во-вторых: своевременность
(регулярность, ритмичность) транспортного
обслуживания в грузовом и
пассажирском сообщениях. Оно имеет
большое экономическое
В-третьих: стоимостные
характеристики перевозок
И конечно немало
важно: доступ к безопасным
и качественным транспортным
услугам. Он определяет эффективность
работы и развития
Таким образом,
транспорт является одной из
крупнейших системообразующих
2.Экономико-географическая
характеристика района
Юго-восточная железная дорога пролегает по территории областей расположенных на юго-западе европейской части России: Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Саратовской, Пензенской. Управление дороги расположено в Воронеже. Суммарная площадь региона составляет 160 тыс. кв. км. Эксплуатационная длина – 4189,1 км.
Дорога граничит с рядом железных дорог: Московской (ст. Ряжск, Павелец, Елец, Ефремов, Волово, Касторная-Курская, Курск, Готня), Приволжской (ст. Ду-плятка, Благодатка, Абадурово), Куйбышевской (ст. Кривозеровка), Северо-Кавказской (ст. Чертково) и Южной дороги (ст. Выстрел, Соловей, Нежеголь, Красный Хутор, Казачок, Илег-Пеньковка). Длина главных путей составляет 6,8 тыс. километров, из них - 52% на бетонном основании. Протяженность бесстыкового пути 3368,6 км. Дорога располагает преимущественно двухпутными линиями. В состав дороги входят отделения: Мичуринское, Елецкое, Ртищевское, (с 1985 г.), Лискинское, Белгородское (с 1991 г.) и Воронежское (как филиал дороги с 2000 г.). Основные станции и узлы: Богоявленск, Кочетовка, Елец, Казинка, Мичуринск, Лев Толстой, Тамбов, Грязи, Воронеж, Отрожка, Лиски, Касторная, Ртищево, Балашов, Поворино, Россошь, Валуйки, Старый Оскол, Белгород, Готня.
Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России. Магистраль связывает южные районы России с центром, Поволжьем и Уралом, а точнее Донбасс, Северный Кавказ и Закавказье с районами Центра и Европейского Севера, Поволжье с южным, западным и северо-запападным районами страны.
Она пролегает
через 11 областей, которые относятся
к различным экономическим
Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины.
Юго-Восточная магистраль имеет преимущественно транзитное значение. Основные направления грузопотоков: Старый Оскол – Валуйки – Лиски – Пенза; Курск – Харьков; Павелец - Ряжск – Мичуринск – Ртищево – Саратов; Ряжск – Лиски – Чертково.
Юго-Восточная железная дорога
связывает южные районы России с
Центральным районом, Поволжьем
и Уралом. Её недаром называют магистралью
металла и хлеба. Она обеспечивает
перевозки рудодобывающих предприятий
Курской магнитной аномалии, Новолипецкого
металлургического и
К крупнейшим железнодорожным станциям, обслуживающим промышленные комплексы, относятся: Стойленская, Котел, Лебеди (Белгородская область), Павловск-Воронежский, Придача (Воронежская область), Курбакинская, Михайловский Рудник (Курская область), Новолипецк, Чугун 1 и 2, Елец (Липецкая область) и Никольское (Тамбовская область).
Кроме того, значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Украиной, — Соловей и Красный Хутор (Белгородская область) и через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 29% от объема перевозок с преобладанием погрузки-выгрузки железной руды — 17,3 млн.т (48% от местного сообщения) и минерально-строительных материалов — 10,7 млн.т (29,5%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по рудам всяким — 54%; минерально-строительным материалам — 56%.
Главным природным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1 до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до 40 км с мощностью пластов 70-350 метров. Балансовые запасы железной руды Курской магнитной аномалии в пределах района по состоянию на 01.01.90 г. по категориям А+В+С1 оцениваются в 31,7 млрд.т, в т.ч. в Курской области 9,3 млрд.т, в Белгородской 22,4 млрд.т. Развиты два главных типа руд: бедные, но в значительной степени рентабельно обогащаемые, с содержанием железа 36% и богатые, содержание железа, в которых составляет свыше 60% при незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких метров до 700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в Белгородской области. В настоящее время наиболее известными месторождениями в Белгородской области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское, Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области — Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд (на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных рудников ведется с помощью специальных холодильных агрегатов для замораживания пород при проходке шахтных стволов. Высокое качество богатых руд на глубине может не только восполнять расходы на эту технику, но и обеспечивать высокую эффективность горнорудной промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти руды содержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли фосфора.