Этноэкономика – равноправный сектор хозяйственного комплекса региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:00, реферат

Краткое описание

В современных теоретических и прикладных исследованиях помимо макро- и микроуровня национальной экономики принято выделять и мезоуровень. К мезоуровню экономики, как правило, относятся отраслевая, межотраслевая, корпоративная, региональная формы организации экономической деятельности. Однако, как показывает практика организации хозяйственной деятельности в полиэтнических регионах, на мезоэкономическом уровне существует еще один сегмент хозяйственной деятельности, в значительной мере не наблюдаемый статистическими и налоговыми органами – этноэкономика.

Вложенные файлы: 1 файл

этноэкономика.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Глава I. Этноэкономика – равноправный сектор хозяйственного комплекса региона.  Этноэкономика как составная часть национального хозяйства регионов. Этноэкономика как ресурс  социально – экономического  развития региона.

 

Этноэкономика   - научная дисциплина, исследующая особенности экономической деятельности этносов.

(Толковый словарь  обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)

 

В современных теоретических и прикладных исследованиях помимо макро- и микроуровня национальной экономики принято выделять и мезоуровень. К мезоуровню экономики, как правило, относятся отраслевая, межотраслевая, корпоративная, региональная формы организации экономической деятельности. Однако, как показывает практика организации хозяйственной деятельности в полиэтнических регионах, на мезоэкономическом уровне существует еще один сегмент хозяйственной деятельности, в значительной мере не наблюдаемый статистическими и налоговыми органами – этноэкономика.

Этноэкономика является неотъемлемой частью «экономической ткани»

переходных обществ, имеющих сложную полиэтническую структуру. Управление модернизационными процессами в этих обществах требует разработки и реализации таких экономических стратегий и механизмов, которые бы учитывали ресурсы этноэкономического сектора национального хозяйства, факторы его устойчивости и адаптивности.

В этой связи представляется актуальным вопрос об идентификации этого сектора экономики.

Существующие понятия, описывающие различные стороны этого феномена – «мелкотоварное производство», «натуральное хозяйство», «традиционный хозяйственный уклад» – недостаточно отражают системность фактора, на котором зиждется этот сектор экономики. Все эти понятия необходимо методологически связать с понятием «этнос», т.е. происхождением и социальной формой локального хозяйственного уклада, а также культуры на территориях проживания этнических групп.

К характерным чертам этноэкономики относятся:

– доминирование неформальных институтов;

–господство традиционных, преимущественно аграрных форм хозяйственной деятельности;

–сочетание натуральных и мелкотоварных форм производства, замкнутость

домохозяйств, малоразвитость обмена;

– немобильные ресурсы, присущие местной среде обитания;

– эмпирический хозяйственно-трудовой опыт, использование кустарных

ремесел и надомного труда;

- экстенсивный тип занятости с использованием сырьевой хозяйственной

инфраструктуры, доминирование ручного труда;

– низкая социальная и территориально-пространственная мобильность населения.

Один из наиболее существенных признаков этноэкономики – применение традиционных для этнически выраженных регионов методов ведения производственной деятельности, личного подсобного и домашнего хозяйства. Особенно ярко это проявляется в хозяйственных укладах казачества, горных народов Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, в Калмыкии. Процессы регионализации российской экономики в период рыночных реформ этноэкономика – равноправный сектор хозяйственного комплекса Юга России, обеспечивающий, как показал исторический опыт, экономическую устойчивость этносов даже в условиях    глубокого и     продолжительного экономического кризиса, смягчающий  последствия шока,   связанного    с экономическим переходом. Поэтому успешной в полиэтническом регионе может быть лишь та экономическая политика модернизации, которая способна соединить «большой» – корпоративный сектор и «малый» – этноэкономический, найти и реализовать механизмы их взаимодействия, органически «вписать» мелкотоварные формы труда и производства в развивающуюся на корпоративной основе предпринимательскую деятельность, увеличивая тем самым экономическую плотность региона, «развертывая» его экономическое и социальное пространство.

 

 

 Этноэкономика –это территориально-локализованный исторически сложившийся на базе хозяйственного уклада этноса сегмент экономики, характеризуемый господством традиционных, преимущественно аграрных форм хозяйственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства, с доминированием ручного труда, неразвитостью обмена, замкнутостью домохозяйств, использованием кустарных ремесел, надомного труда, «отходничества» и т.п.

Этносы обладают собственной идентичностью и самоназванием, уникальной совокупностью культурных характеристик, в основе которых лежит локализация этносов в определенном физическом пространстве.

В этноэкономике используется большая часть сырьевых ресурсов, производимых частным образом, и значительная часть ресурсов общественного сектора экономики.

Поэтому успешной в регионе может быть лишь та экономическая политика, которая способна соединить корпоративный, «большой» сектор этноэкономики и ее «мелкий» сектор, найти и реализовать механизмы их взаимодействия, органически «вписать» мелкотоварные формы труда и производства в развивающуюся на корпоративной основе предпринимательскую деятельность.

В сфере этноэкономики на территории Коми – Пермяцкого округа предпринимательская деятельность имеет ресурсно-хозяйственную базу для развития в следующих «подотраслях» мелкотоварного производства:

I. Подотрасли переработки  продукции аграрного сектора  экономики:

- изготовление изделий из меха, шерсти, кожи;

- переработка молока;

- приготовление вяленого мяса, копченостей;

- розлив минеральной воды;

 

II. Подотрасли  по производству промышленных  товаров массового спроса:

- производство строительных и отделочных материалов из минерально- сырьевых ресурсов;

- изготовление мебели, дверей, подоконников и т.д. на основе лесных ресурсов;

- изготовление сувениров, поделок, посуды из  бересты и других природных материалов.

 

 III. Подотрасли по сбору и переработке дикорастущих растений и их плодов:

- сбор лекарственных трав;

- собирание и обработка грибов, лесных плодов и ягод.

 

 IV. Подотрасли, оказывающие разнообразные услуги населению

-  туризм;

- общественное питание  на основе  национальной кухни.

 

Развитие этих подотраслей этноэкономики во взаимосвязи с «большой» экономикой обеспечит:

- расширение сырьевой базы предприятий переработки;

- дополнительную занятость населения, в том числе с неполным рабочим днем и т.п. (этноэкономика — это «гибкие» формы занятости);

- рост налогооблагаемой базы и средств местных бюджетов;

- создание «паутины» малого бизнеса и развитие социальной инфраструктуры.

(Систематизировано по монографии А.Х. Тамбиева [9].)

 

 

Этноэкономика является подсистемой экономики в целом, отражающей особенности приспособления этнических сообществ к конкретным условиям жизни, что проявляется и в особенностях формирования специализации селений на региональном рынке.

 

В заключение хотелось бы отметить, что современное состояние научных знаний по теме предлагаемого проекта трудно назвать удовлетворительным, поскольку оно находится в зачаточном состоянии – проблема стала привлекать внимание лишь в последнее время. Исследования по ним пока лишь единичны, а некоторые из них принадлежат авторам данного проекта. В этих исследованиях, а также в ряде статей, посвященных той же тематике, показывается важность исследований по теме проекта для разработки моделей экономического развития, как Дагестана, так и для России в целом и для её регионов с соответствующей спецификой развития. В связи с тем, что в многих ординарных исследованиях формально подходят к оценке значимости известных моделей экономического развития общества без учета особенностей того или иного региона развития традиций и менталитета российского человека, основным направлением наших исследований является рассмотрение экономических и социальных проблем, стоящих перед обществом, с учётом особенностей местных традиций, конкретной ситуации, сложившейся как в стране в целом, так и в отдельных её регионах, в частности, в Республике Дагестан. Помимо того, проблемы и перспективы управления социально-экономической специализацией в регионе должны быть рассмотрены через плоскость формирования этноэкономик, что является в высокой степени оригинальным подходом.

 

Этноэкономика - это наука о взаимосвязи и взаимовлиянии, которое оказывают традиции, обычаи, культура, психология, идеология и религиозные воззрения различных этносов на процессы экономического развития.

Те или иные особенности этноса являются основой развития определённых отраслей и видов производств.

 

Когда особенности экономики в той или иной стране неизбежно увязывается со спецификой географических, исторических, религиозных, культурных, психологических факторов и условий проживания соответствующего этноса можно рассматривать как этноэкономику. 

 

          Согласно определению Лайта, – «экономика является этнической, если в ней участвуют представители одной этнической группы »[2] . Очевидно то, что каждая модель этноэкономики рождает свои модели предпринимательства, называемые нами этническим предпринимательством.  
        Этнические традиции, определяющие склонность к экономическому успеху есть экономический ресурс этнического предпринимательства, выступающий в роли неовеществленного капитала, который А. Лайт правомерно называет этническим ресурсом. 

      В отечественной теории этноэкономики сложились два направления. Первое направление рассматривает экономическую активность этнических диаспор, в котором этническое предпринимательство имеет неформальный характер часто с криминальным оттенком. 
Во втором направление этноэкономики, концептуально разработанном для Юга России в которой субъектами являются домашние хозяйства и социальные группы, объединенными узами родства и свойства, сформировались два подхода.

      В соответствии с узким подходом этноэкономика понимается как сегмент национальной экономики, представленный традиционными архаическими хозяйственными укладами, обладающими высокой степенью жизнеспособности на индустриальных и даже постиндустриальных стадиях общественного развития [3] .

       Согласно широкому подходу, этноэкономика представляет собой специфическую форму национальной экономики, унаследовавшую территориально-хозяйственные уклады, имеющие ярко выраженные этнические корни [20].

Таким образом, этническая экономика представляет собой сложную иерархическую систему, в которой, как правило, выделяют три уровня:

  1. макроэтноэкономика моноэтнических стран и регионов;
  2. мезоэтноэкономика полиэтнических регионов и субрегинов;
  3. микроэтноэкономика институциональных (производственных) единиц.

          Предпринимательство в этой сфере этноэкономики есть исторически сложившейся тип хозяйственной деятельности, преимущественно автохтонных этносов, основанный на использовании ресурсов окружающей среды (этнических ресурсов) и максимально к ней адаптированной. Такой, объективно существующий в экономиках переходного типа вид коллективно-группового предпринимательства[4] мы называем этническим предпринимательством, под которым понимаем специфический экономический ресурс, гармонично совмещающий этнические ресурсы: ресурсы природной среды обитания и приобретенный в ходе исторического развития неовеществленный капитал – навыки, традиции и обычаи этнических групп с целью адаптации к макроэкономической среде.

 

Поэтому приоритетным направлением развития малого предпринимательства в полиэтнических регионах должно стать развитие этнопредпринимательства.

 

 

 

         В стратегических  планах социально-экономического  развития субъектов Российской  Федерации зачастую отсутствует  учет территориального этноэкономического  феномена. Исследователями издревле отмечалась дифференциация в психотипах, социально-демографическом поведении, склонностях к определенным видам производства, условиях быта, стандартах уровня жизни, выборе занятий людей, относящихся или идентифицирующих себя с различными этническими (и религиозными) общностями.

 Этнический фактор в приложении  к экономическим процессам будет  совокупно объединять в себе  следующие компоненты:

-традиционная экономическая деятельность  и склонность к ней;

-предпринимательская активность;

-элементы гуманитарного измерения  экономики, в том числе: стремление  к образованию, самореализация личности, определенный спектр творческих  способностей и различная степень  их воплощения и др.

 

Этнизацию экономических процессов, следует напрямую связывать с естественным и механическим движением населения и рассматривать в качестве катализатора устойчивого социально-экономического развития и основы территориальной самоорганизации.

Этноэкономика – это  научное направление, исследующее закономерности и механизмы взаимовлияния территориально локализованных этнодемографических и экономических процессов и структур в целях определения перспективных путей устойчивого, взаимодополняющего и гармоничного социально-экономического развития общества.

Этноэкономика выступает, особенно в кризисные периоды, базовой основой экономики региона, ее глубинным устойчивым каркасом.

Информация о работе Этноэкономика – равноправный сектор хозяйственного комплекса региона