Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Кафедра геоэкологии и инженерной
геологии
Реферат по геоэкологии
Геоэкологические
аспекты освоения подземного пространства
Преподаватель
Студент гр. ЭП-33
Нижний Новгород – 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Комплексное использование подземного
пространства крупнейших городов способствует
решению задач, связанных с нехваткой
земель для расширения городов, с быстрым
ростом транспортных средств, переуплотненностью
центральных районов, недостаточной обеспеченностью
зелеными насаждениями, растянутостью
инженерных и транспортных коммуникаций.
Уменьшение жизненного пространства людей
приводит к увеличению их заболеваемости,
снижению продолжительности жизни и рождаемости.
Перенаселение территорий является причиной
эпидемий, воин, массовых бедствий и катастроф.
Возрастающая перенаселенность вызывает
необходимость активного поиска
путей увеличения жизненного пространства,
один из которых – освоение подземного
пространства, обладающего по сравнению
с поверхностным рядом дополнительных
полезных свойств. Подземные сооружения
более изолированы от поверхностных факторов,
нередко более долговечны и требуют меньших
эксплуатационных затрат чем поверхностные.
В ряде случаев, таких как необходимость
безопасного (скрытого) расположения объектов,
добыча полезных ископаемых, сооружение
тоннелей и подземных коммуникаций, использование
подземного пространства является неизбежным
и жизненно необходимым. Все эти факторы
обусловили значительное развитие подземного
строительства в последние годы, удваиваемого
в объемах каждые 10 лет.
В связи с этим актуальной проблемой,
является изучение экономической
целесообразности рационального использования
подземного пространства. Именно это я
и попытаюсь отразить в своей контрольно-курсовой
работе.
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДЗЕМНЫХ
СООРУЖЕНИЙ
Подземными обычно называют такие
сооружения, главные части которых,
по эксплуатационным соображениям, расположены
под землей. Классификаций их существует
довольно много, но я хочу привести лишь
самые интересные с архитектурной точки
зрения.
1.1 По своему назначению подземные
сооружения делятся на:
- транспортные (пешеходные, автотранспортные и железнодорожные тоннели, метрополитены, автостоянки и т.д.);
- энергетические (подземные комплексы ГЭС, ГАЭС, АЭС, шинные и кабельные тоннели и шахты, энергетические водоводы и проч.);
- хранилища (нефти, газа, вредных и радиоактивных
отходов, холодильники);
- общественные (предприятия коммунально-бытового обслуживания, торговли и общественного питания, складские, спортивные и зрелищные сооружения и т.д.);
- инженерные (тоннели, коллекторы, бензопроводы, очистные, перекачные, водозаборные
сооружения и т.д.);
- специального и научного назначения (ускорители заряженных частиц, подземные заводы, сооружения гражданской обороны и проч.).
1.2 По расположению подземные
сооружения могут быть:
- изолированные от зданий и сооружений;
- встроенные (совмещенные с подвальными этажами здания);
- пристроенные (расположены рядом со зданием и присоединенные к ним подземными проездами и переходами);
1.3 По взаимодействию подземного
объекта с внешней средой подземные сооружения
классифицируют:
- сооружения, необходимость возведения которых определяется без учета их возможного взаимодействия с внешней средой(объекты специального назначения, гражданской обороны, первые линии метрополитенов);
- сооружения, при проектировании и строительстве
которых экологические факторы учитываются
в неявном виде (большинство транспортных
тоннелей и метрополитенов, различные
хранилища и т.д.;
- сооружения, при проектировании и строительстве которых максимально учитывается взаимодействие объекта и природной
среды (Манежная площадь, современные
линии метрополитенов;
- объекты, возведенные с целью минимизации влияния вредного фактора (подземные АЭС, хранилища вредных веществ);
- сооружения экологического назначения (альтернативные системы тепло- и энергоснабжения).
- Также различают подземные сооружения в соответствии с планировочной схемой (тоннели, камеры, шахты); с формой поперечного сечения, в зависимости от глубины заложения и др.
2. Перспектива освоения подземного
пространства в условиях рыночной экономики
Освоение подземного пространства
в условиях рыночной экономики –
достаточно новое направление инженерной
деятельности. В данных условиях необходимость
его реализации зависти от наличия
специфических условий, определяющих
спрос и предложения. Применительно к
освоению подземного пространства это
означает, что реальная возможность сооружать
подземные объекты возникает в том случае,
если в существующем правом поле совпадают
интересы строителей и заказчиков.
Показателен опыт строительства коммерческими
структурами подземных переходов нового
типа, приспособленных для размещения
в них объектов торговли, сервиса и т.д.
Этот опыт может служить первым этапом
на пути создания «нулевых» этажей крупных
городов. В условиях дефицита торговых
площадей в центре города это может оказаться
прибыльным мероприятиям. Экономическая
оценка показывает, что таким же перспективным
и прибыльным оказывается и сооружение
подземных автостоянок или гаражей в центральных
районах под площадями и бульварами, организованных
по типу акционерных обществ. Необходимость
сооружения подземных автостоянок подтверждается
тем, что за последние 10-15 лет количество
автомобилей в городах сильно увеличилось.
Развитие инфраструктуры повышает
прибыльность торговых объектов бытового
обслуживания центральных частей городов,
увеличивает стоимость единицы строительного
объема зданий и единицы площади земельного
участка, престиж объектов, располагаемых
в центральной части городов.
Стоимость земельных участков в
центральных частях крупных городов
России приближается к стоимости земельных
участков городов развитых стран мира.
В 2002 году плата за право заключения договора
аренды земли на окраине Москвы составляла
300-800тыс. долларов за гектар, а в центре
ставка достигала 5-10 млн. долларов. В настоящее
время подземное строительство характеризуется
повышенными капитальными затратами.
Зарубежный опыт уже подтвердил как перспективность
освоения подземного пространства крупных
городов, так и перспективность повторного
использования выработанного пространства
месторождений полезных ископаемых.
Зарубежная практика свидетельствует,
что число автомобилей возрастает
в 3 – 3,5 раза быстрее роста протяженности
автодорог, что приводит к «параличам»
движения. Например, в Париже проезжая
часть улиц занимает площадь 11,5 млн
кв.м, а движущиеся и стоящие экипажи –
11,2 млн кв.м; в Нью-Йорке на 1 км дорог приходится
120 автомобилей, в Лондоне – 63 и т.д.
Характер, размеры и размещение объектов
подземного строительства, сочетание
наземных и подземных сооружений, этапы
освоения подземного пространства устанавливаются
в тесной увязке с решениями генерального
города разработке которого, в свою очередь,
учитывается гипотеза организации подземного
пространства. Это позволяет повысить
общую эффективность градостроительных
решений. Экономический эффект при
этом проявляется в различных формах.
С одной стороны, подземное решение ведет
к увеличению сметной стоимости строительства
соответствующих объектов; с другой стороны,
достигается эффект, который выражается
в следующем:
- предотвращается «расползание» городских территорий, сокращается размер изъятий сельскохозяйственных земель для нужд строительства и тем самым размер компенсационных выплат по возмещению потерь землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства;
- сокращаются протяженность дорог, улиц, инженерных коммуникаций, объемы работ по инженерной подготовке и благоустройству за счет уменьшения отводов городских территорий;
- повышается рентабельность предприятий торговли и общественного питания на основе их укрупнения,
возможности организации «попутного»
обслуживания – при их расположении в
подземном пространстве на линиях и пересадочных
узлах транспортных коммуникаций;
- снижаются эксплуатационные расходы на содержание подземных объектов, особенно там, где технологический
процесс позволяет использовать такие
преимущества подземного исполнения,
как постоянство температуры, виброустойчивость,
шумоизоляцию и т.п.;
- обеспечивается рациональная организация всей системы городского транспорта, при которой возможно увеличение скорости
передвижения, сокращается время доставки
пассажиров и грузов;
- обеспечивается эффективная организация системы инженерных коммуникация, включая средства доставки почты, снего- и мусороудаления;
- экономится свободное время населения в сфере транспортного,
торгового и бытового обслуживания.
3. Геоэкологические проблемы и
аспекты освоения подземного пространства
- наличие водоносных горизонтов, которые могут испытывать негативное влияние в процессе строительства и эксплуатации объекта и подлежат защите
от загрязнения и истощения;
- области питания подземных вод (в случае, если они находятся в зоне
возможного негативного влияния проектируемого
объекта) и области разгрузки подземных
вод, на характеристиках которых может
отразиться проектируемое строительство;
- условия залегания, распространения и естественную или сложившуюся ко времени строительства
в городских условиях защищенность горизонтов
подземных вод (вособенности, первого
от поверхности);
- состав, фильтрационные и сорбционные свойства грунтов зоны
аэрации и водовмещающих пород и их пространственную
изменчивость;
- наличие верховодки;
- глубину залегания первого от поверхности регионального
водоупора и локальных слабопроницаемых
разделяющих слоев;
- закономерности движения грунтовых вод, основные закономерности
режима грунтовых вод, наличие и характер гидравлической
взаимосвязи между горизонтами и с поверхностными
водами;
- наличие условий для формирования под влиянием хозяйственной деятельности новых водоносных горизонтов и верховодки;
- температуру и химический состав грунтовых вод,
их загрязненность вредными компонентами;
- возможность проникновения в подземные воды по транзиту загрязнений из поверхностных вод;
- влияние изменений в подземных водах на охраняемые территории и рекреационные ресурсы города;
- возможность, характер и степень влияния техногенных факторов на изменение гидрогеологических условий.
4. Экономическая эффективность
освоения подземного пространства
В последние десятилетия наблюдается
значительный рост подземного строительства
различного назначения и его многофункционального
использования. Этому способствовало
снижение стоимости подземного строительства.
Если раньше стоимость подземных работ
была в несколько раз выше чем наземных,
то сегодня, в силу совершенствования
техники и технологии подземных работ,
стоимость их во многих случаях незначительно
дороже наземных, особенно в зонах застройки.
Эффективность комплексного подземного
строительства складывается из социально-экономических,
инженерно-экономических и градостроительных
компонентов.
При выявлении эффективности объекты,
размещаемые в подземном пространстве,
можно подразделить на три группы.
1. Эффективность размещения под
землей транспортных коммуникаций
и сооружений определяется на
основе: экономии городских территорий
за счет площадей для сооружения как самих
объектов, так и защитных зон при них; увеличения
оборачиваемости транспортных средств;
сокращения длительности поездок; доставки
грузов; сокращения количества остановок,
экономии энергетических ресурсов; максимальной
сохранности существующей наземной застройки;
улучшения санитарно-гигиенического состояния
наземной среды.
2. Эффективность размещения под
землей зрелищных сооружений, предприятий
торговли и общественного питания,
а также ряда объектов коммунально-бытового
обслуживания определяется на основе:
экономии территории, а также сохранения
наземной застройки при размещении в сложившихся
частях города; экономии времени населения
за счет приближения объектов обслуживания
к потребителю, по пути его передвижения
(попутное обслуживание); повышения размеров
товарооборота и прибыли предприятий
торговли, общественного питания и культурно-зрелищных
предприятий за счет удобного расположения
их в зонах интенсивного скопления пешеходов
и пассажиров — потенциальных посетителей
перечисленных объектов обслуживания.
3. Эффективность размещения под
землей объектов складского хозяйства,
промышленных зданий и сооружений,
коммунальных объектов, отдельных
транспортных сооружений, объектов
инженерного оборудования определяется
на основе: экономии городских территорий;
сокращения протяженности инженерных
коммуникаций за счет размещения сооружений
и объектов в центре нагрузок; улучшения
санитарно-гигиенического состояния городской
среды, экономических преимуществ, обусловленных
компактным планировочным решением.
Таким образом, на основе комплексного
использования подземного пространства
города эффективность рассматривается
в различных сферах: