Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:24, реферат
В начале XX века вращательный способ бурения нефтяных скважин практически полностью вытеснил распространенный в то время ударный способ. Долото, похожее на «рыбий хвост», прикреплялось на резьбе к нижней части колонны бурильных труб и приводилось во вращение с поверхности специальным устройством – ротором. Этот способ передачи мощности долоту через длинную и гибкую бурильную колонну позволил значительно увеличить скорость бурения скважин, хотя и имел очевидные недостатки, главным из которых была частая поломка труб. Примерно в то же время возникла идея установить двигатель для передачи вращения непосредственно над долотом. Активные попытки создания гидравлического забойного двигателя для вращательного привода долота при бурении скважин предпринимались как у нас в стране, так и за рубежом. Но к серьезным практическим результатам вначале они не приводили.
Введение ……………………………………………………………………………………….2
Изобретение турбобура ……………………………………………………………………….3
Американские разработки турбобура ………………………………………………………..3
Второй этап развития конструкции турбобура ……………………………………………..3
30-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………..4
40-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………..4
50-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………..5
60-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………..5
70-80-е годы ХХ в …………………………………………………………………………….6
ГЗД …………………………………………………………………………………………….8
Современная конструкция турбобура ………………………………………………………10
Послесловие …………………………………………………………………………………..11
Вывод …………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Изобретение турбобура ……………………………………………………
Американские разработки
турбобура ……………………………………………………
Второй этап развития конструкции турбобура ……………………………………………..3
30-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………
40-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………
50-е годы ХХ в ………………………………………
60-е годы ХХ в ………………………………………
70-80-е годы ХХ в ………………………………
ГЗД ………………………………………………………………………………
Современная конструкция
турбобура ……………………………………………………
Послесловие ………………………………………………………………………………
Вывод ………………………………………………………………………………
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРБИННОГО БУРЕНИЯ
Введение
В течение многих десятилетий применение турбинного способа составляло около 80 процентов от общего объема проходки. Известные преимущества турбинного бурения заключались в значительном росте скорости бурения по сравнению с другими способами, а также в существенной экономии затрат на дорогостоящие высокопрочные бурильные и утяжеленные трубы.
Ещё в 70-х гг. 19 в. появились предложения по созданию забойных двигателей, то есть размещению двигателя непосредственно над буровым долотом у забоя буримой скважины. Созданием забойного двигателя занимались крупнейшие специалисты во многих странах, проектируя его на принципе получения энергии от гидравлического потока, позднее — на принципе использования электрической энергии. В 1873 американский инженер Х. Г. Кросс запатентовал инструмент с гидравлической одноступенчатой турбиной для бурения скважин. В 1883 Дж. Вестингауз (США) сконструировал турбинный забойный двигатель. Эти изобретения не были реализованы, и проблема считалась неосуществимой. В 1890 бакинский инженер К. Г. Симченко запатентовал ротационный гидравлический забойный двигатель. В начале 20 в. польский инженер Вольский сконструировал быстроударный забойный гидравлический двигатель (так называемый таран Вольского), который получил промышленное применение и явился прототипом современных забойных гидроударников.
В начале XX века вращательный способ бурения нефтяных скважин практически полностью вытеснил распространенный в то время ударный способ. Долото, похожее на «рыбий хвост», прикреплялось на резьбе к нижней части колонны бурильных труб и приводилось во вращение с поверхности специальным устройством – ротором. Этот способ передачи мощности долоту через длинную и гибкую бурильную колонну позволил значительно увеличить скорость бурения скважин, хотя и имел очевидные недостатки, главным из которых была частая поломка труб. Примерно в то же время возникла идея установить двигатель для передачи вращения непосредственно над долотом. Активные попытки создания гидравлического забойного двигателя для вращательного привода долота при бурении скважин предпринимались как у нас в стране, так и за рубежом. Но к серьезным практическим результатам вначале они не приводили.
Изобретение турбобура
История развития турбинного способа бурения по существу начинается с 1923 г., когда в Советском Союзе М.А. Капелюшниковым, С.М. Волохом и Н.А. Корнеевым был изобретен, изготовлен и применен на практике одноступенчатый редукторный турбобур, примененный двумя годами позже для бурения в Сураханах. Частота вращения выходного вала этого турбобура составляла от 15 до 30 об/мин (0,25-0,5 с-1). Однако для создания достаточной для бурения величины крутящего момента приходилось срабатывать в одной ступени турбины значительный перепад давления. Поэтому скорость течения бурового раствора между лопатками была очень большой и в зависимости от расхода составляла от 60 до 70 м/с. Это вызывало интенсивный эрозионный износ проточной части турбины и снижало эффективность турбобура. Низкой была также и долговечность маслонаполненного зубчатого редуктора. Наработка на отказ турбобура Капелюшникова в среднем не превышала 10 ч. Тем не менее, этот турбобур в течение десяти лет довольно успешно конкурировал с начинающим тогда развиваться роторным способом бурения.
Американские разработки турбобура
В 1924 г. инженером американской компании “Standard Oil” С. Шарпенбергом был создан первый многоступенчатый безредукторный турбобур. Он имел турбину осевого типа, состоящую из 20-ти ступеней, с частотой вращения от 1500 до 4500 об/мин (25-75 с-1). Однако результаты промышленных испытаний этого турбобура были отрицательными. В 1938 г. Шарпенберг повторил опыты, но также безуспешно.
В 1927 г. американец Диль разработал и испытал турбобур, представлявший собой аналог советского турбобура Капелюшникова и др. Однако результаты опытного бурения оказались неудовлетворительными. Турбинное бурение проигрывало роторному по стоимостным показателям. С тех пор серьезных попыток создания новых конструкций турбобуров в США не предпринималось.
В то же время, в Советском Союзе проводились интенсивные исследования по совершенствованию редуктора и турбины. Однако в начале XX века они не привели к созданию надежной работоспособной конструкции и к 1933 г. турбинное бурение в нашей стране было полностью вытеснено роторным.
Второй этап развития конструкции турбобура
Началом нового этапа в развитии конструкций турбобуров явилось создание в 1934 – 1935 гг. в Экспериментальной конторе турбинного бурения Азнефти (ЭКТБ) талантливыми советскими инженерами П.П. Шумиловым, Р.А. Иоаннесяном, Э.И. Тагиевым и М.Т. Гусманом безредукторного турбобура с многоступенчатой турбиной. Принципы, заложенные в эту конструкцию, стали основой для дальнейшего развития турбобуростроения, а теоретические разработки и положения авторов безредукторного многоступенчатого турбобура позволили создать современную теорию турбинного бурения.
Эти турбобуры имели 64, а
затем и 100 ступенчатую турбину
и осевую опору качения, работающую
в смазке. Герметизация картера подшипника
осуществлялась резиновыми сальниками.
Масло подкачивалось с помощью
лубрикаторов. Однако такая конструкция
опоры турбобура оказалась
Принципиально новой опорой, также созданной в ЭКТБ, явилась многоступенчатая резинометаллическая пята скольжения, работающая в среде бурового раствора. Наработка турбобура на отказ увеличилась до 50 ч и более. Важным достижением явилась также разработка технологии литья ступеней осевых турбин, вначале из ковкого чугуна, а затем из стали. Благодаря этому турбобур превратился в простую и надежную конструкцию, обладающую высокими эксплуатационными показателями. В дальнейшем был создан целый ряд односекционных забойных машин типов Т12, Т14, Т19, имеющих межремонтный период от 50 до 100 ч.
Рассматривая историю
появления турбинного способа бурения
в Советском Союзе, необходимо иметь
в виду, что развитие нефтяной отрасли
в то время шло по пути резкого
наращивания скоростей бурения
при относительно слабом техническом
оснащении процесса строительства
скважин. В довоенные годы страна
не располагала необходимым
30-е годы XXв.
С конца 30-х годов, доля высокооборотного турбинного бурения резко увеличивается, а с середины 50-х годов оно занимает доминирующее положение, которое сохраняется и в настоящее время. Низкооборотные способы и средства бурения – роторный и винтовой забойный двигатель, в сумме составляют сегодня около 20 % от общего объема проходки.
Большое влияние на конструкции
и характеристики современных турбобуров
оказало появление
Первые советские турбобуры имели повышенные частоты вращения – порядка 600 – 1200 об/мин (10-20 с-1). Это позволяло получать высокие значения механических и рейсовых скоростей проходки. При бурении относительно неглубоких скважин (до 2000 м) турбинный способ обеспечивал повышенный темп углубления по сравнению с роторным и даже выигрывал у него по проходке на долото. Последнее обстоятельство объяснялось в основном низкой стойкостью трехшарошечных долот старых конструкций.
40-е годы ХХв.
Появление наклонного бурения относится к 1894, когда С. Г. Войслав провёл этим способом скважину на воду близ Брянска. Успешная проходка скважины в Бухте Ильича (Баку) по предложению Р. А. Иоаннесяна, П. П. Шумилова, Э. И. Тагиева, М. Т. Гусмана (1941) турбинным наклонно-направленным бурением положила начало внедрению наклонного турбобурения, ставшего основным методом направленного бурения в СССР и получившего применение за рубежом. Этим методом при пересечённом рельефе местности и на морских месторождениях бурят кусты до 20 скважин с одного основания. В 1938—41 в СССР разработаны основы теории непрерывного наклонного регулируемого турбинного бурения при неподвижной колонне бурильных труб. Этот метод стал основным при бурении наклонных скважин в СССР и за рубежом.
В 1941 Н. С. Тимофеев предложил в устойчивых породах применять так называемое многозабойное бурение.
50-е годы XXв.
В начале 50-х гг. в связи с ростом глубин бурения стали стремиться к увеличению числа ступеней турбины для снижения частот вращения долот. Появились секционные турбобуры, состоящие из 2 – 3 секций, собираемых в одну машину непосредственно на буровой. Секции свинчивались с помощью конической резьбы, а их валы соединялись сначала конусными, а затем конусно-шлицевыми муфтами. Осевая опора секционного турбобура устанавливалась в нижней секции. В дальнейшем, с целью упрощения эксплуатации турбобуров, осевая опора была вынесена в отдельную секцию – шпиндель. Это усовершенствование позволило производить смену наиболее быстро изнашиваемого узла турбобура – его осевой опоры, непосредственно на буровой.
Секционные шпиндельные турбобуры типа 3ТСШ1 в настоящее время серийно выпускаются машиностроительными заводами нашей страны. Они широко применяются для бурения скважин в Западной Сибири, Урало-Поволжье и других районах массового бурения. Важной особенностью конструкций этих турбобуров является принцип унификации, предусматривающий возможность использования в турбобуре турбин и опор любого типа соответствующего габаритного размера. В турбинных секциях могут быть установлены как быстроходные, так и тихоходные ступени турбин. В шпиндельных секциях резинометаллическая осевая опора скольжения может быть заменена многорядным подшипником качения.
В конце 50-х гг. во Всесоюзном научно-исследовательском институте буровой техники – ВНИИБТ, были начаты интенсивные исследования по разработке опоры качения турбобура. Дело в том, что резинометаллическая пята, хорошо работающая при использовании в качестве бурового раствора воды или глинистых растворов с относительно низким содержанием твердой фазы, а также при невысоких значениях перепада давления на долоте, в случае применения утяжеленных или сильно загрязненных буровых растворов существенно искажала выходную характеристику турбобура, что в свою очередь снижало эффективность турбинного способа бурения. Особенно сильно это проявлялось в районах глубокого бурения и в скважинах с высокими забойными температурами. Турбинное бурение здесь было почти полностью вытеснено роторным.
60-е годы XXв.
В начале 60-х гг. Р.А. Иоаннесяном, Д.Г. Малышевым, Ю.Р Иоанесяном и Б.В. Кузиным была создана упорно-радиальная шаровая опора турбобура, представляющая собой многоступенчатый шарикоподшипник двустороннего действия. Турбобуры типа АШ диаметром 164, 195 и 240 мм с шаровой опорой серии 128700 в настоящее время серийно выпускаются машиностроительными заводами. Их конструкции также унифицированы с конструкциями серийных турбобуров типа ТСШ1.
В конце 60-х гг. М.Т. Гусманом, Г.М. Никитиным, А.И. Агеевым и др. была создана амортизированная осевая шаровая опора типа ШШО, которая широко применялась в шпинделях серийных турбобуров диаметром 172 и 195 мм.
Огромное значение для дальнейшего развития турбинного бурения имело открытие и начало массового разбуривания нефтегазовых месторождений в Западной Сибири («Третье Баку»). Геологический разрез здесь был представлен в основном мягкими и малоабразивными породами. Продуктивные пласты залегали на небольшой глубине – от 2000 до 3000 м. В связи с внедрением кустового метода разработки месторождений все скважины проектировались наклонно-направленными. Поэтому, специально для этих условий во ВНИИБТ М.Т. Гусманом, Г.М. Никитиным, В.П. Шумиловым, Б.Д. Малкиным и др. были разработаны турбобуры с высоколитражными турбинами «точного литья» 3ТСШ1-195 ТЛ, которые стали основным техническим средством, позволившим достичь наивысших скоростных показателей бурения скважин в нашей стране. Были также разработаны различные типы турбобуров – отклонителей, центраторов, стабилизаторов и другой техники для эффективной проводки наклонных скважин.
Широкое применение турбинного способа бурения при разработке нефтегазовых месторождений Западной Сибири позволило в кратчайшие сроки построить огромное количество работающих скважин и довести добычу нефти в нашей стране до 650 млн. тонн в год. Показатели турбинного бурения также впечатляли: средняя механическая скорость проходки составляла более 50 м/ч, коммерческая скорость бурения по лучшим буровым бригадам – более 10000 м.ст/мес, проходка на одну буровую бригаду – более 100 тысяч метров в год.