Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:24, реферат
В начале XX века вращательный способ бурения нефтяных скважин практически полностью вытеснил распространенный в то время ударный способ. Долото, похожее на «рыбий хвост», прикреплялось на резьбе к нижней части колонны бурильных труб и приводилось во вращение с поверхности специальным устройством – ротором. Этот способ передачи мощности долоту через длинную и гибкую бурильную колонну позволил значительно увеличить скорость бурения скважин, хотя и имел очевидные недостатки, главным из которых была частая поломка труб. Примерно в то же время возникла идея установить двигатель для передачи вращения непосредственно над долотом. Активные попытки создания гидравлического забойного двигателя для вращательного привода долота при бурении скважин предпринимались как у нас в стране, так и за рубежом. Но к серьезным практическим результатам вначале они не приводили.
Введение ……………………………………………………………………………………….2
Изобретение турбобура ……………………………………………………………………….3
Американские разработки турбобура ………………………………………………………..3
Второй этап развития конструкции турбобура ……………………………………………..3
30-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………..4
40-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………..4
50-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………..5
60-е годы ХХ в ………………………………………………………………………………..5
70-80-е годы ХХ в …………………………………………………………………………….6
ГЗД …………………………………………………………………………………………….8
Современная конструкция турбобура ………………………………………………………10
Послесловие …………………………………………………………………………………..11
Вывод …………
70-80-е годы XXв.
Основной метод бурения на нефть и газ в СССР (1970) — турбобурами (76% метража пробуренных скважин), электробурами пройдено 1,5% метража, остальное роторным бурением. В США преимущественно распространение получило роторное бурение; в конце 60-х гг. при проведении наклонно-направленных скважин начали применяться турбобуры. В странах Западной Европы турбобуры применяются в наклонном бурении и при бурении вертикальных скважин алмазными долотами. В 60-е гг. в СССР заметно возросли скорости и глубина бурения на нефть и газ. Так, например, в Татарии скважины, бурящиеся долотом диаметром 214 мм на глубину 1800 м, проходятся в среднем за 12—14 дней, рекордный результат в этом районе 8—9 дней. За 1963—69 в СССР средняя глубина эксплуатационных нефтяных и газовых скважин возросла с 1627 до 1710 м. Самые глубокие скважины в мире — 7—8 км — пробурены в 60-е гг. (США). В СССР в районе г. Баку пробурена скважина на глубину 6,7 км и в Прикаспийской низменности (район Аралсор) на глубину 6,8 км. Эти скважины пройдены в целях разведки на нефть и газ. Работы по сверхглубокому бурению для изучения коры и верхней мантии Земли ведутся по международной программе «Верхняя мантия Земли». В СССР по этой программе намечено пробурить в 5 районах ряд скважин глубиной до 15 км. Первая такая скважина начата бурением на Балтийском щите в 1970. Эта скважина проходится методом турбинного бурения.
Основное направление совершенствования бурения на нефть и газ в СССР — создание конструкций турбобуров, обеспечивающих увеличение проходки скважины на рейс долота (полное время работы долота в скважине до его подъёма на поверхность). В 1970 созданы безредукторные турбобуры, позволяющие осуществить оптимизацию режимов Б. шарошечными долотами в диапазоне наиболее эффективных оборотов (от 150 до 400 в мин) и использовать долота с перепадом давлений в насадках до 10 Мн/м2 (100 атм) вместо 1—1,5 Мн/м2 (10—15 атм). Создаются турбобуры с высокой частотой вращения (800—100 об/мин) для бурения алмазными долотами, обеспечивающими при глубоком бурении многократное увеличение проходки и механической скорости бурения за рейс. Разрабатываются новые конструкции низа бурильной колонны, позволяющие бурить в сложных геологических условиях с минимальным искривлением ствола скважины. Ведутся работы по химической обработке промывочных растворов для облегчения и повышения безопасности процесса бурения. Конструируются турбины с наклонной линией давления, которые позволяют получить информацию о режиме работы турбобура на забое скважины и автоматизировать процесс бурения.
Дальнейшее совершенствование техники и технологии турбинного бурения в 70 – 80 гг. привело к появлению ряда новых направлений в конструировании турбобуров и других технических средств:
Все эти направления
были рассчитаны на повышение
технико-экономических
Гидравлические забойные двигатели
Развитие гидравлических
забойных двигателей (ГЗД) в последние
десятилетия прошлого века
В 1970 г. М.Т. Гусманом, Д.Ф. Балденко, А.М. Кочневым и С.С. Никомаровым был предложен турбовинтовой двигатель (ТВД), представляющий собой сочетание низкооборотного винтового механизма с быстроходной турбиной. В дальнейшем эти работы были продолжены А.И. Агеевым, В.А. Литвяком и др. Конструкции ТВД разрабатывались также С.Ю. Брудным-Челядиновым, В.С. Будянским и др. Турбовинтовой двигатель, обеспечивая частоту вращения долота ненамного превышающую частоту вращения винтового двигателя, обладает более стабильной во времени энергетической характеристикой и большей долговечностью.
Другим важным направлением развития низкооборотных ГЗД является редукторный турбобур. История создания надежного редуктора для турбобура насчитывает много десятилетий. Как уже отмечалось, первый советский турбобур Капелюшникова имел зубчатый многоярусный редуктор. Большой вклад в развитие конструкций редукторов для турбобуров внесли Г.А. Любимов, М.Т. Гусман, Р.А. Иоаннесян, Ю.Р. Иоанесян, Н.Д. Деркач, В.П. Шумилов, Б.В. Кузин, Д.Г. Малышев и др. С тех пор было разработано немало конструкций, прошедших стендовые и промысловые испытания, но широкого промышленного применения тогда они не нашли. Тем не менее, учитывая важность проблемы, работы по созданию работоспособной и эффективной конструкции редуктора для турбобура никогда не прекращались. И наконец в последние годы в Пермском филиале ВНИИБТ под руководством Н.Д. Деркача и Э.Н. Крутика был разработан целый ряд редукторных турбобуров с наружными диаметрами 105, 142, 145, 178, 195 и 240 мм, которые в настоящее время успешно применяются при бурении скважин как шарошечными, так и безопорными долотами разных типоразмеров.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Рассматривая
историю турбинного бурения,
Изготовление опытных
образцов новых турбобуров проводилось
на двух экспериментальных
После разработки и промышленных испытаний новых турбобуров, их производство осваивалось на предприятиях, выпускающих серийную продукцию: Кунгурский машиностроительный завод, Завод им. Ленина (Мотовилиха) и Павловский машиностроительный завод, расположенных в Пермской области.
Таким образом, можно констатировать, что турбинное бурение в СССР никогда бы не получило такого мощного развития и распространения без сильной государственной поддержки.
ВЫВОД
Пусть в течение многих десятилетий применение турбинного способа составляло около 80 процентов от общего объема проходки. Известные преимущества турбинного бурения заключались в значительном росте скорости бурения по сравнению с другими способами, а также в существенной экономии затрат на дорогостоящие высокопрочные бурильные и утяжеленные трубы.
Я считаю, что главным
преимуществом турбинного