Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:15, курс лекций
Введение. Объекты и условия открытой разработки. Отличительные признаки открытых горных работ. Достоинства и недостатки (4 час.). Два рисунка: 1 – изображение карьера; 2 – формы залегания рудных тел.
Основной особенностью развития мировой горной промышленности на обозримую перспективу остается устойчивая ориентация на открытый способ разработки, обеспечивающий наилучшие экономические показатели.
Наша страна располагает большими запасами полезных ископаемых и по объему добычи минерального сырья Россия занимает первое место в мире.
Полезные ископаемые добывают из недр земли. В зависимости от условий залегания минерального сырья и его вида существует несколько способов добычи. Мы с вами будем рассматривать открытый способ разработки твердых полезных ископаемых.
Лекция 4. – 8 часов
Технология выемки горных пород. Типы выемочно-погрузочного оборудования, типы забоев и технологические схемы работы выемочного оборудования в мягких и скальных породах. Производительность и парк экскаваторов.
1. Общие сведения
Непосредственная разработка горных пород на карьере, представляющая собой выемку и погрузку называют выемочно-погрузочными работами или экскавацией. Экскавация образовано от слова экскаватор. В свою очередь экскаватор образован от латинских слов "ех" и "caveo" и означает выкапыватель.
Экскавацией называется выемка и перемещение горной породы посредством рабочего органа машины с последующей разгрузкой в средства транспорта либо в отвал.
Или: процессы, включающие выемку горных пород посредством механизмов, погрузку на транспортное средство или разгрузку в отвал называют процессом экскавации.
Экскаватор – основное средство механизации при открытой добыче угля, руды и строительных материалов.
Экскаваторы предназначены для зачерпывания горной массы, перемещения ее на относительно небольшие расстояния и погрузки в транспортные средства или отсыпки в отвал
В создании современных экскаваторов большую роль сыграли изобретения русских ученых и инженеров. Впервые в мире в 1809 г. был создан "копательный ковш" с ручным приводом, который применялся при разработке песка на Днепре и является прототипом современных экскаваторов
В России в 1812 году на Ижорском
заводе по проекту инженера А. Беканкура
была построена паровая
Американский инженер В. Оттис получил в 1833 г. патент на "крановую лопату", в 1836 г. по его чертежам был построен первый одноковшовый экскаватор.
Экскаваторы делятся на две большие группы: машины периодического (цикличного) действия; машины непрерывного действия.
Группу машин периодического действия составляют одноковшовые экскаваторы, непрерывного действия – многоковшовые экскаваторы.
Любой экскаватор, одно-или многоковшовый, состоит из силового оборудования, механизмов управления, рамы и кузова.
Процесс копания включает резание стружки и перемещение срезанной породы по поверхности в экскавирующем органе – ковше, ноже и др. Площадь поперечного сечения стружки (SP) определяется глубиной внедрения экскавирующего органа tP и ширины стружки понизу b: SP = tPb.
Для осуществления процесса копания необходимо создать усилие РН выемочной машины, которое должно быть больше силы сопротивления копанию РК:
РН ≥ РК
Сила копания (в мПа) в свою очередь определяется из выражения РК = kF SP,
где kF – удельное сопротивление копанию, которое зависит от физико-технических показателей породы. Например, для тяжелых влажных глин kF = 0,2 – 0,3 мПа, для полускальных 1мПа, и более.
В качестве физико-технической основы сопоставления пород по экскавируемости, зависящей только от свойств и состояния пород, используется относительный показатель трудности экскавации породы ПЭ. Для мягких, плотных и полускальных пород (выемка из массива) этот показатель определяется по эмпирической формуле:
(ПЭ)´ = 3λ(0,2σсж .+ σсдв + σраст.) + 0,0003γ,
где λ – коэффициент структурного ослабления пород в массиве в направлении копания; γ – в кг/м3.
Горные породы по величине показателя
трудности разделены на Х классов.
Мягкие породы характеризуются показателем (П
При экскавации скальных пород требуемое усилие экскаватора (у канатной мехлопаты подъемное) зависит прежде всего от кусковатости взорванной породы. Чем больше размер среднего куска и плотность пород, чем меньше коэффициент разрыхления, тем больше удельное сопротивление копанию.
Показатель трудности экскавации разрушенных пород
(ПЭ)"= 22[А + 10А/ kР],
где А = γdСР + 0,1 σсдв; dСР – средний размер кусков разрушенной породы; м; γ – в кг/дм3; kР – коэффициент разрыхления породы.
Аналогично горным породам в массиве разрушенные породы по величине показателя трудности экскавации также делятся на Х классов. К I – III классам с показателем трудности экскавации (ПЭ)" от 3 до 9 относятся в основном породы мелкой кусковатости, к IV – VI классам с (ПЭ)" от 9 – 12 до 15 – 18 – породы средней кусковатости, к VII – X классам с (ПЭ)" до 27 – 30 – породы крупной кусковатости.
Для разработки мягких вскрышных
пород в умеренных
Для разработки полускальных и скальных горных пород с предварительным рыхлением в любых климатических условиях применяют механические лопаты. В умеренных климатических условиях – погрузчики, драглайны с большой емкостью ковша.
Для разработки полускальных горных пород, особенно на добыче угля, применяют роторные экскаваторы с повышенными усилиями резания, бурошнековые установки и добычные комбайны.
Одноковшовые экскаваторы
Одним из главных принципов различия одноковшовых экскаваторов, определяющих их назначение и область применения, является рабочее оборудование.
В зависимости от назначения рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов имеет различную конструкцию и кинематику. На универсальных экскаваторах могут применяться до 10 видов сменного оборудования. Однако экскаваторы, применяемые на открытых горных работах, имеют один основной вид специализированного рабочего оборудования.
Для лучшего использования в различных горнотехнических условиях одноковшовые экскаваторы выпускают в конструктивном различном исполнении и делят на четыре типа: строительные, карьерные, вскрышные и шагающие.
Строительные экскаваторы. К ним относят одноковшовые экскаваторы с вместимостью ковша до 4 м3. Индекс названия экскаватора состоит из буквенной и цифровой частей. Буквенная: ЭО –экскаватор одноковшовый универсальный. Цифровая состоит из четырех цифр: первая номер размерной группы, вторая тип-номер ходового устройства, третья – исполнение рабочего оборудования, четвертая порядковый номер модели. Буквы, добавленные к названию, означают модификацию модели.
Размерные группы строительных экскаваторов
Размерная группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вместимость экскаватора, м3 |
0,15 – 0,2 |
0,21 – 0,25 |
0.3 – 0,4 |
0.4 – 0,63 |
0,75 – 1,0 |
1.25 – 1,6 |
2.0 – 2,5 |
3,0 – 4,0 |
Индексация типовых ходовых устройств экскаваторов производится по номерам: 1 – гусеничное (нормальное); 2 – гусеничное с увеличенным опорным контуром (болотное); 3 – пневмоколесное; 4 – шасси грузового автомобиля; 5 – специальное шасси автомобильного типа; 6 – автомобильное или тракторное (навесная машина); 7 – прицепное.
Исполнение рабочего оборудования строительных экскаваторов определяется также номерами:
1 – канатное; 2 – жесткое; 3 – телескопическое.
Параметры основных типов строительных экскаваторов, которые применяются на карьерах, приведены в справочной литературе.
Пример записи строительного экскаватора ЭО – 3311Г
Экскаватор одноковшовый, емкость ковша 0,4 м3, на пневмоколесном ходу, канатное оборудование, первая модель, модификация Г.
Строительные экскаваторы имеют в основном ковши небольшой емкостью, универсальное рабочее оборудование (прямую или обратную мехлопату, драглайн и др.), дизельный или дизель-электрический двигатель, часто изготовляются на пневмоходу и отличаются значительной маневренностью. Выпускаются с канатном или гидравлическим приводом.
Небольшие экскаваторы строительного типа предназначены для погрузки мягких горных пород. Эти экскаваторы преимущественно применяют при добыче песка, глин и на земляных работах в строительстве. Строительные экскаваторы с емкостью ковша 1,5 – 2.0 м3 применяют на небольших карьерах для выемки мелкоразрушенных скальных пород, а с ковшами емкостью до 4 м3 – для погрузки взорванных скальных пород. На более крупных карьерах экскаваторы строительного типа применяют при раздельной выемке руд, для погрузки угля на конвейеры и для вспомогательных работ.
Одноковшовые экскаваторы с вместимостью ковша более 4 м3 относятся к карьерным.
Их подразделяют на канатные и гидравлические.
Эти экскаваторы используют на карьерах для погрузки скальных и тяжелых руд и пород в думпкары или в автосамосвалы. Эти экскаваторы имеют электрический двигатель и гусеничный ход.
Основные виды рабочего оборудования одноковшовых экскаваторов для открытых горных работ – прямая напорная лопата и драглайн. Более ограниченно используют кран, грейфер, копер.
Выпускают три вида рабочего оборудования прямой лопаты: напорная с выдвижной рукоятью, напорная колено-рычажная и безнапорная. Безнапорная лопата применяется только в экскаваторах с небольшой (до 2 м3) вместимостью ковша.
Прямая напорная лопата с выдвижной рукоятью (рис.4.1) в зависимости от системы напорного механизма и конструкции стрелы подразделяется на напорную с зубчато-реечным механизмом и на напорную с канатным механизмом напора.
Напорно колено-рычажная (рис.4.2.) также подразделяется на напорную с зубчато-реечным механизмом и на напорную с канатным механизмом напора.
Экскаватор драглайн (рис. 4.4.) имеет ковш с упряжью, тяговый канат и подъемный канаты, стрелу с направляющими блоками. Для перемещения ковша служат лебедки подъема и тяги. Угол подъема стрелы во время работы не изменяется и определяется длиной стрелового полиспаста.
Кроме
перечисленных выпускаются
В типаже карьерных экскаваторов приняты следующие обозначения.
ЭКГ – экскаватор электрический, на гусеничном ходу. Цифры, стоящие после дефиса, обозначают вместимость основного ковша в кубических метрах. Буквы А, И, М, С, добавленные к названию, обозначают модификацию экскаваторов; Ус – экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием для погрузки транспорта, расположенного на уровне стояния экскаватора; У – экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием для верхней погрузки. Пример записи: ЭКГ – 5 А – вместимость ковша 5,2 м3, экскаватор карьерный, прямая лопата.
ЭВГ – экскаватор электрический карьерный вскрышной по сравнению с ЭКГ имеет удлиненные стрелы и рукоять. Емкость этих ковшей достигает 150 м3. Вскрышные экскаваторы с ковшами емкостью до 10 – 20 м3 применяют для погрузки породы в транспортные средства, расположенные выше уровня стояния экскаватора, а с ковшами большей емкости – для перевалки породы при бестранспортных системах разработки.
ЭШ – экскаватор шагающий. Цифры стоящие до точки, - номинальная вместимость основного ковша в кубических метрах. Цифры, стоящие после точки, - длина стрелы в метрах. Например, ЭШ 20.90 – экскаватор драглайн, шагающий, емкость ковша 20 м3, длина стрелы 90 м.
Шагающие экскаваторы отличаются гибкой канатной связью ковша с приводом. Они обычно имеют ковши емкостью от 6 – 8 до 100 м3 и более. Длина стрелы обычно- от 60 до 150 м.
Шагающее ходовое оборудование состоит из опорной базы и механизма шагания. Последний предусматривает опорные лыжи, механизм перемещения и привод.
ЭГ – экскаватор карьерный гидравлический, на гусеничном ходу, прямая лопата. Цифры, стоящие после дефиса, обозначают вместимость основного ковша в кубических метрах.
ЭГО – экскаватор карьерный гидравлический, на гусеничном ходу, обратная лопата. Цифры, стоящие после дефиса, обозначают вместимость основного ковша. Обратная лопата применяется на тех же породах, что и прямая, при черпании ниже уровня его стояния и погрузке в транспортный сосуд, расположенный на нижележащем уступе или на уровне стояния экскаватора или при проходке траншей.
Технические характеристики экскаваторов приведены в справочных материалах.
Зарубежные одноковшовые экскаваторы имеют названия, определяемые фирмой производителем. Номенклатура их чрезвычайно широка. Порядок выбора зарубежных экскаваторов такой же, как и отечественных. Обслуживание зарубежных экскаваторов весьма своеобразно и при отечественном менталитете требует специального подхода и, как правило, применяется на богатых карьерах, которые могут позволить себе дорогое сервисное обслуживание.