Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:15, курс лекций
Введение. Объекты и условия открытой разработки. Отличительные признаки открытых горных работ. Достоинства и недостатки (4 час.). Два рисунка: 1 – изображение карьера; 2 – формы залегания рудных тел.
Основной особенностью развития мировой горной промышленности на обозримую перспективу остается устойчивая ориентация на открытый способ разработки, обеспечивающий наилучшие экономические показатели.
Наша страна располагает большими запасами полезных ископаемых и по объему добычи минерального сырья Россия занимает первое место в мире.
Полезные ископаемые добывают из недр земли. В зависимости от условий залегания минерального сырья и его вида существует несколько способов добычи. Мы с вами будем рассматривать открытый способ разработки твердых полезных ископаемых.
Ширина забоя при верхней разгрузке экскаватора определяется так же, как и при нижней, но отработка развала возможна только одной заходкой.
Выемка горных пород гидравлическим экскаватором
Конструктивной особенностью гидравлических экскаваторов, определяющих их технологические параметры и технико - экономические показатели, является наличие трех пар мощных гидроцилиндров, соединенных между собой шарнирно, для управления стрелой, рукоятью и ковшом. Качающаяся стрела и рукоять, а также поворотный ковш позволяет благодаря цилиндрам создать траекторию черпания, нежели у обычных канатных экскаваторов, и значительно большие усилия резания на зубьях ковша (сослаться на схему и технологические параметры экс. мехлопат). У канатных экскаваторов ковш при черпании перемещается по криволинейной траектории, вследствие чего усилие резания ограничивается устойчивостью экскаватора, которая обеспечивается противовесом большой массы.
Гидравлические экскаваторы
работают при прямолинейном внедрении
ковша и его последующем
Благодаря лучшей кинематике рабочего органа гидравлические экскаваторы при одинаковой емкости ковша по сравнению с канатными имеют рабочую массу в 1,8 – 2,2 раза меньшую, а усилие копания в 2 – 2,2 раза большее; расход электроэнергии уменьшается на 30 %, а эксплуатационные расходы на экскавацию горной массы – в 2 – 4 раза. Кроме того, могут быть снижены расходы на ремонт транспортных средств. независимое движение напора, подъема и поворота ковша облегчают разборку подошвы забоя и селективную выемку. Благодаря уменьшению минимального и увеличению максимального радиусов на уровне черпания появляется возможность расширить забой экскаватора и значительно увеличить объем горной массы, вынимаемой экскаватором в забое с одного места стояния. Кроме этого увеличивается глубина копания ниже уровня стояния, и улучшаются условия выгрузки породы из ковша.
Несмотря на перечисленные преимущества, практика эксплуатации гидравлических экскаваторов выявила существенные недостатки.
Проведенные исследования указывают, что основной причиной возникновения отказов у ЭГ по сути является загрязнение гидрожидкости и запуск гидросистем экскаваторов при экстремально низких температурах.
Загрязнение гидрожидкости различными частицами, попадающими внутрь системы, является основной проблемой функционирования гидропривода, вызывающей подавляющее большинство его неисправностей.
Следующая проблема связана с экстремальными климатическими условиями Крайнего Севера, где температура окружающей среды может достигать -60 С. Доля отказов гидравлических систем, вызванных холодным запуском не велика, однако они приводят к столь катастрофическим последствиям, что вызывают весьма длительные простои и обусловливают высокую стоимость ремонта.
За последние 20 лет доля карьерных гидравлических экскаваторов в мировом парке добычной техники существенно возросла и на долю карьерных экскаваторов с электромеханическим приводом приходится не более 25%
В то же время в СНГ
карьерные экскаваторы с
Анализ имеющийся в
СНГ за те же 20 лет опыт эксплуатации
экскаваторов типа ЭГ, приходится констатировать,
что отсутствие опыта создания таких
машин и возникшие
Наглядным примером является ПО "Якутуголь", которое после применения экскаваторов с гидроприводом основных механизмов типа 204-М производства фирмы Marion (США) на протяжении почти 20 лет, вновь обратилась к закупкам традиционных экскаваторов типа "ЭКГ". Из практики применения единичных опытных образцов ЭГ в СНГ и крупномасштабного внедрения их за рубежом делаются противоположные выводы. На разрезе "Нерюнгринский" существует сопоставительный опыт эксплуатации ЭГ и ЭКГ, и он свидетельствует о том, что эксплуатация гидравлических машин обходится дороже на 20 %
Конструктивной основной особенностью ЭГ является применение в этих машинах дизель-гидравлического привода основных механизмов.
Практика применения гидропривода в различных отраслях доказала, что гидропривод в целом обладает высоким уровнем надежности. Однако под надежностью понимают свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих назначенным режимам и условиям использования, технического обслуживания и ремонтов. В случае, если режимы использования и обслуживания техники отличаются от назначенных, то следует учитывать не только надежность, но и живучесть объекта. Живучесть характеризует способность объекта сохранять работоспособное состояние при внешних воздействиях, превышающих установленные нормы.
Уместно подчеркнуть, что
гидропривод имеет высокую
Основными факторами, характерными для эксплуатации экскаваторов типа ЭГ, являются:
Высокий фонд рабочего времени, в первую очередь, предопределяет необходимость обеспечения высокого ресурса. Высокая динамика приводит к повышению требований к силовой защите. Высокой мощности должно соответствовать значительное количество агрегатов большой единичной мощности, а также построение ЭГ по модульному принципу. И высокая динамика, и высокая мощность препятствуют реализации высоких характеристик надежности.
Удаленность от сервисных
инфраструктур усложняет
Кроме того, имеется целый ряд дополнительных факторов, снижающих надежность гидропривода на карьерных экскаваторах в условиях горных предприятий:
Поэтому по значимости влияния на надежность, температурный фактор, безусловно, можно поставить на второе место. Эффективное использование гидропривода в таких условиях эксплуатации становится возможным только при наличии дополнительного оборудования, обеспечивающего предварительный прогрев рабочей жидкости по всей системе гидропривода, и применения соответствующей заданным условиям эксплуатации гидрожидкости. Соблюдение заданных оптимальных температур в допустимых пределах является важным фактором, определяющим также КПД и ресурс гидропривода.
Технологические схемы работы механической лопаты приведены на схеме (рис.39 из кн. Анистратова).
Выемка мягких и скальных пород драглайнами
Драглайны применяют при разработке угольных, железорудных и других месторождений, главным образом для перевалки мягких пород и разработки забоев, расположенных ниже уровня стояния экскаватора. Широко используются они на земляных работах при строительстве каналов, дорог, гидросооружений и т. д
Работу драглайна можно описать так.
Ковш наполняется при его движении по забою под действием тягового каната из положения I в положение II. Затем ковш поднимается, и экскаватор поворачивается к месту разгрузки. Ковш подвешен к подъемному канату таким образом, что пока тяговый канат слегка натянут, ковш находится примерно в горизонтальном положении. При ослаблении тягового каната ковш опрокидывается передней стороной вниз и разгружается (положение III).
После разгрузки экскаватор поворачивается, и ковш опускается на грунт, возвращаясь в положение I. Если перед опусканием ковш подтянуть к пяте стрелы, а затем отпустить тяговый канат, то ковш можно забросить в положение IY.
Минимальная толщина стружки должна быть такой, чтобы ковш заполнялся за одно черпание. Толщину стружки регулируют изменением длины разгрузочного каната и места крепления тяговых цепей. Большая толщина стружки допускается в мягких породах, меньшая - в тяжелых.
Продолжительность поворота экскаватора зависит главным образом от места выгрузки породы. При перемещении в отвал ковш иногда разгружается на ходу, без остановки экскаватора, поворачивающегося на 360 градусов. Продолжительность рабочего цикла при этом минимальная, так как разгрузка совмещается с поворотом и происходит без опускания ковша и остановки для перемены направления движения. Данные о продолжительности цикла приведены в справочных материалах. Продолжительность цикла, в зависимости от типа оборудования колеблется от 45 до 60 секунд при угле поворота 135 градусов.
Основными рабочими параметрами драглайна являются (рис. 4.10 – Хохряков – рисую сам) максимальный радиус черпания RЧ.max, минимальный радиус черпания на уровне стояния RЧ.У., радиус разгрузки RР, максимальная глубина черпания HЧ.max., максимальная высота разгрузки HР.max.
Наклон стрелы драглайна составляет 20 – 35 градусов. Ход мощных драглайнов – шагающий. Преодолеваемый уклон составляет 7 – 12 градусов, удельное давление на грунт – 0,1 – 0,2 мПа. Угол между горизонталью и днищем ковша при его подъеме должен составлять 15 – 20 градусов, иначе положение ковша становится неустойчивым.
Формы и размеры забоя драглайна определяются схемой его работы и рабочими параметрами. Драглайн установленный на кровле уступа, отрабатывает его нижним черпанием, а драглайн установленный на промежуточном горизонте уступа, отрабатывает его верхним и нижним черпанием. Рис.33 и 34 из кн. Анистратова).
Наибольшая производительность драглайна обеспечивается в торцевом забое с нижним черпанием при минимальном угле поворота экскаватора от места черпания к месту разгрузки.
Высота уступа устанавливается по глубине черпания с учетом расположения драглайна на его кровле за пределами призмы обрушения при угле наклона плоскости забоя к горизонту в пределах 30 – 60 градусов.
Ширина заходки драглайна определяется способом его работы и радиусом черпания. ЕЕ принимают с таким расчетом, чтобы углы разворота экскаватора в каждую сторону не превышали 45 градусов.
Верхнее черпание эффективно только для мощных драглайнов с емкостью ковша 10 – 15 м3 и более. При верхнем черпании высота верхнего подуступа не должна превышать 0,3 – 0,4 – высоты разгрузки драглайна. Угол откоса забоя верхнего подуступа не должен превышать 20 – 25 градусов, иначе возможно недостаточное наполнение или опрокидывание ковша.
Схемы торцевых и тупиковых забоев приведены на схеме (рис. 33 и 34 из кн. Анистратова).
Для разработки небольших сильно обводненных месторождений применяются башенные экскаваторы с канатной подвеской ковша (рис 35 из кн. Анистратова).
Одна из башен такого экскаватора располагается на отвале пустых пород, другая на кровле вскрышной толщи. Он последовательно производит экскавацию вскрыши с перемещением ее в отвал и добычу полезного ископаемого с погрузкой его в средства транспорта.
Производительность одноковшовых экскаваторов
Годовое время распределяется на рабочее время, и простои в праздничные и выходные дни, из-за производства капитальных ремонтов, среднего и текущего ремонта, климатических условий, переводов экскаватора из одного забоя в другой. В среднем экскаваторы находятся в работе 240 – 270 дней в году.
Виды и продолжительность ремонта экскаваторов на карьерах регламентированы специальными нормативами. Капитальный ремонт должен производиться через 3 – 5 лет, средний – ежегодно, текущий – раз в три или четыре месяца. Кроме того, ежемесячно проводится осмотр или крепежный ремонт. Продолжительность ремонта определяется в каждом отдельном случае в зависимости от состояния и модели экскаватора, а также состояния ремонтной базы. Обычно, порядок, сроки и продолжительность ремонтов прилагаются вместе с паспортом на экскаватор с завода изготовителя в виде инструкции по эксплуатации и обслуживанию.