Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:04, реферат
1. Тюркоязычное население Средней Азии (Узбеки. Туркмены. Киргизы. Каракалпаки).
Краткая история
Тюркоязычные народы известны с III в. до н. э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.
Религия
Киргизы в большинстве являются мусульманами-суннитами. Некоторые сохраняют также и элементы доисламского языческого мировоззрения — Тенгрианство, то есть почитание Коко—Тенир, Умай—Эне. Как и многие народы Востока, празднуют зороастрийский Нооруз.
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает небольшая уникальная этническая группа киргизов (эмель-гольские калмак-киргизы, эминские киргизы, самоназвание: кыргыз, тарбагатай кыргыздары или буддийские киргизы (фоцзяо кыргыз) численностью несколько тысяч человек, одна часть которых исповедует ислам, а другая буддизм в тибетско-монгольской форме
Язык и расселение
Язык — киргизский. Современный киргизский язык относится к киргизско-кыпчакской подгруппе горно-алтайской (центрально-восточной) группы тюркских языков. В период проживания киргизов в Южной Сибири: на Енисее и Алтае, они говорили на древнекыргызском (енисейско-кыргызском)языке, близкородсттвенном к орхоно-енисейскому языку. От древнекыргызского (енисейско-кыргызского)языка произошли хакасские (кыргызские) языки. К ним относится и Фуюйско-кыргызский язык (носители проживают в уезде Фуюй КНР). После переселения киргизов на Тянь-Шань под влиянием соседних народов (кыпчаков) язык был подвергнут изменению. К киргизско-кыпчакской подгруппе языков относятся киргизский язык, который состоит из севернокиргизского, ферганско-кыпчакского, южнокиргизского и других диалектов. При этом южнокиргизский диалект имеет заимствования из узбекского языка, а севернокиргизский стал основой литературного киргизского языка. Письменность до 1928 года в СССР и по настоящее время в Китае — арабский алфавит. С 1928 по 1940 годы использовался латинский алфавит. Современная письменность — на основе кириллицы.
Большая часть киргизов проживает на территории самой Киргизии. Самые крупные зарубежные диаспоры киргизов находятся в Узбекистане, России, Китае (Кызылсу-Киргизский автономный округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе), в Таджикистане (в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области и Джиргатальском районе). Кроме того, некоторое количество киргизов постоянно проживает в Турции, на Украине (на Украину ссылали при Сталине), Северном Афганистане, Казахстане. За постсоветский период определённое количество киргизов эмигрировало за рубеж, главным образом в Россию.
Национальная одежда
Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников — это удобность, многофункциональность и натуральность материалов. Женский киргизский гардероб, так же как и мужской, состоял из нательной и верхней одежды. К нательным относились платье- рубаха — «кёйнёк» и шаровары. В комплекте с рубахой, мужские штаны могли быть из выделанной кожи или замши — «жаргакшым», «кандагай», «чалбар». На груди женских рубах всегда имелась вышивка или надевался нагрудник — «онур», «жака», расшитые цветными нитками. Поверх надевают вышитый национальными орнаментами и узорами халат из войлока, бархата, виллюра, вельвета, парчи, кожи и замши, которые называются «чепкен», «чапан», «кементай» (из белого войлока), «кемсел», «чыптама»(с короткими рукавами) и т. д. В холодное время года киргизы, как мужчины, так и женщины носят шубы и тулупы сделанные из овечьей, лисьей, волчьей, тигровой шкур и крытые тёмной тканью с меховыми воротниками — «ичик», «тон». Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка — «белдемчи», которую носили женщины в возрасте и «элечек» — хлопчатый тюрбан закрывающий шею и волосы, состоящий из 20-30 метров белой ткани, который наматывали на голову замужних женщин. Головной убор «элечек» обычно украшали бархатными тканями и перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, коралла и других ценных камней. Тюрбан имел также и практическое применение: в случае если беременная женщина по каким либо обстоятельствам была вдали от дома, она могла распустить тюрбан и запеленать в белую ткань новорожденного ребенка; в случае если умирал человек во время кочевки или в дали от дома, распускали тюрбан и использовали белую ткань в качестве савана для погребения умершего. Кроме того существовали такие виды головных уборов, как тюбетейка — «топу», меховая шапка из шкур соболя, куницы, лисы, барса, норки, сурка — «тебетей». У девушек данные головные уборы украшались перьями птиц (в частности сов «юкю» (кирг. үкү) и журавлей «каркыра»). Самым известным мужским головным убором киргизов является войлочная шляпа — «калпак». Он бывает двуполым («Бакай-калпак», который носят аксакалы) и четырехполым, края (отвороты) украшают узорами и бархатными вставками. В зависимости от возраста, социального положения и должности джигита отличался цвет отворотов «калпака». Пояс является важным атрибутом киргизской национальной одежды, делается на основе крепкой кожи и покрывается золотыми, серебряными, медными, стальными пластинками и зачастую украшается драгоценными камнями — «кемер», «кур». Согласно традициям, если человек сильно обидев кого-то осознает свою вину, то он должен просить прощение, повесив на свою шею пояс. После такого, человек должен был простить своего обидчика. На ноги киргизы одевают мягкие кожаные сапоги с лёгкой подошвой — «ичиги» или «массы». Древним видом мужской обуви были полусапожки «чокой» и «чарык», «пайчеки» из недубленой кожи. Однако в последние десятилетия на место традиционному киргизскому костюму приходят европейские тенденции, люди молодого и среднего возраста одеваются по общей мировой моде, но наряду с этим киргизские узоры и орнаменты как никогда актуальны в Киргизии и за ее пределами.
До середины XVIII века каракалпаки жили по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В середине XVIII века бо́льшая их часть переселилась на Жанадарью — южный рукав древней дельты Сырдарьи. В 1811 году каракалпаки были подчинены Хивинскому ханству и переселены в дельту Амударьи.
Письменных источников, освещающих историю каракалпаков до XVI века, не обнаружено. Первые исторические сведения о них относятся к 1598 году. Видный историк-востоковед П. П. Иванов в одной из грамот Бухарского хана династии Шейбанидов — Абдуллы хана (1583—1598 гг.) — нашёл перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака, среди которых упоминаются и каракалпаки. С тех пор известия о каракалпаках всё чаще встречаются в исторических источниках. К концу XVI века это была уже вполне сформировавшаяся народность.
Одна из распространённых версий[4], основывающаяся на истории названий родов (шести арысов-Муйтен, Конграт, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт)[5], относит начало формирования каракалпакского этноса к выделению из Ногайской Орды после 1556 года Алтыульской Орды, крайнего юго-восточного участка владений Ногайской Орды, граничивший со Средней Азией во главе с Шейх Мамай-бием[6] (дословно Орда Шести Сыновей). В первой половине XVII века, спасаясь от калмыцкого нашествия, каракалпаки приняли подданство казахских ханов.
В XVIII веке этноним уже был распространён, так в 1734 году Иван Кириллович Кирилов, обер-секретарь сената, представил императрице Анне Иоанновне проектШаблон:Чего? под названием «Изъяснение о Киргиз-кайсацкой и Каракалпакской ордах».
С каракалпаками отождествлялись «чёрные клобуки», упоминавшиеся, начиная с XII века, в русских летописях. Это были пришедшие в южнорусские степи и осевшие там племена печенегов и огузов‚ постепенно вошедшие в состав населения Киевской Руси. Рашидэддин, автор знаменитого «Сборника летописей» (XIV в.) при описании похода монголов на южную Русь отметил, что это была страна русских и «Народа чёрных шапок» («Каум икуляк-и сиях»). Арабский историк Эн-Нувейри (XIV в.) пишет, что одно из одиннадцати кипчакских племён называлось племенем чёрных шапок — «Кара-боркли». Венгерский учёный-тюрколог, путешественник Арминий Вамбери считал каракалпаков ближайшими родственниками печенегов. Такого же мнения был английский исследователь 70-х годов XIX в. Ховорс. Прямыми же потомками печенегов он считал ногайцев, часть которых, живших вблизи Аральского моря, получила название каракалпаков из-за носимых ими чёрных шапок. Некоторые историки в той версии сомневались, например, В. В. Бартольд. Некоторые историки были склонны считать предками каракалпаков кыпчаков (учитывая, что современный каракалпакский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков).
Антропология
Черты смешения европеоидов и монголоидов, последняя выражена сильнее, чем у узбеков и слабее, чем у казахов. Меньшая монголоидность у каракалпаков Ферганы. У Приаральских каракалпаков отмечена примесь долихоцефального компонента
Обычаи, связанные с пищей
У каракалпаков существуют особые обычаи и правила поведения на семейных и общественных трапезах, которые строго соблюдались. Любую пищу по традиции едят сидя на полу вокруг скатерти. Густую пищу едят руками, бульон подают отдельно, в миске или чашке. Едят обычно 3 раза в день. Состав блюд очень разнообразен — молочная, растительная, мясная пища. Перед едой полагается полить воду на руки, после чего дают воде стечь с рук. Не полагается стряхивать с рук воду после умывания, так как брызги могут попасть в пищу. Начинает есть старший по возрасту или положению. В прошлом у каракалпаков не было принято пить чай; если в дом приезжал кто-нибудь, угощали обязательно кислым молоком, айраном или варили катыбыламык — похлёбку. Обычай пить чай распространился у каракалпаков, как и у других народов Средней Азии, относительно недавно (в XIX веке) вместе с ростом торговли с Ираном и Индией.