Органы исполнительной власти
осуществляют особый вид государственной
деятельности, которая носит исполнительный
и распорядительный характер. Они непосредственно
исполняют акты представительных органов
государственной власти, указов Президента
Российской Федерации, организуют исполнение
этих актов или своими распоряжениями
обеспечивают их исполнение. Свои акты
они издают на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, конституций
и уставов субъектов Российской Федерации,
федеральных законов и законов представительных
органов субъектов федерации, нормативных
указов Президента и нормативных актов
руководителей глав администрации субъектов
Российской Федерации, постановлений
и распоряжений вышестоящих органов исполнительной
власти.
Органы исполнительной власти
делятся по территории деятельности на
федеральные и субъектов федерации. Федеральные
— это Правительство Российской Федерации,
федеральные министерства, государственные
комитеты и другие ведомства. Органы субъектов
федерации — президенты и главы администраций
субъектов федерации, их правительства,
министерства, государственные комитеты
и другие ведомства.
По характеру полномочий органы
исполнительной власти подразделяются
на органы общей компетенции, ведающие
всеми или многими отраслями исполнительной
деятельности, и органы специальной компетенции,
ведающие отдельными отраслями или сферами
исполнительной деятельности. К первым
из них относится, например, Правительство
Российской Федерации и правительства
субъектов федерации, ко вторым — министерства,
государственные комитеты и другие ведомства
федерации и ее субъектов.
Органы исполнительной власти
специальной компетенции по характеру
своей компетенции могут быть также подразделены
на органы отраслевые, руководящие определенными
отраслями управления, и органы, осуществляющие
межотраслевое управление. К первым из
них относятся, как правило, министерства,
ко вторым, главным образом — государственные
комитеты.5
Следует различать также органы
исполнительной власти коллегиальные
и единоначальные. Коллегиальные — это
Правительство Российской Федерации и
правительства субъектов федерации. Единоначальными
органами являются министерства и ряд
других органов исполнительной власти.
Понятие «системы исполнительной власти
субъекта Российской Федерации» можно
определить как совокупность исполнительных
органов власти субъекта Федерации во
главе с высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской
Федерации, а также систему связей и взаимоотношений
между всеми органами исполнительной
власти субъекта Федерации. При этом система
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации является, прежде
всего, составной частью (подсистемой)
единой системы исполнительной власти
в России в целом. Эта подсистема имеет
определенное структурное строение, включающее
уровни и звенья; а как следствие этого,
- виды и формы органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.6
Исполнительную власть в РФ осуществляет
Правительство РФ. Оно состоит из Председателя
Правительства, его заместителей и федеральных
министров. Председатель назначается
Президентом с согласия Государственной
Думы. Государственная Дума рассматривает
предложенную кандидатуру в течение недели
со дня внесения предложения о кандидатуре.
После трёхкратного отклонения представленных
кандидатур Думой Президент назначает
Председателя правительства РФ, распускает
Государственную Думу и назначает новые
выборы.
Председатель в соответствии с Конституцией,
федеральными законами и указами Президента
определяет основные направления деятельности
Правительства РФ и организует его работу.
Правительство РФ: разрабатывает и представляет
Думе федеральный бюджет и обеспечивает
его исполнение; представляет отчёт об
его исполнении; обеспечивает проведение
в РФ единой государственной политики
в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения,
экологии; осуществляет управление федеральной
собственностью; осуществляет меры по
обеспечению обороны страны, госбезопасности,
реализации внешней политики РФ, законности,
прав и свобод граждан, борьбе с преступностью;
осуществляет непрерывное оперативное
руководство страной.
Постановления и распоряжения Правительства
РФ в случае их противоречия Конституции,
законам, указам могут быть отменены Президентом
РФ. Правительство может подать в отставку.
Президент может принять решение об отставке
Правительства. Государственная Дума
может выразить недоверие Правительству
РФ. После выражения недоверия Президент
вправе объявить об отставке правительства,
либо не согласиться с решением Думы. В
случае повторного выражения недоверия
в течении трёх месяцев Президент объявляет
об отставке Правительства либо распускает
Государственную Думу. Председатель правительства
может поставить перед Думой вопрос о
доверии Правительству РФ. Если Дума в
доверии отказывает, Президент в течение
7 дней принимает решение об отставке Правительства
или о роспуске Государственной Думы и
назначении новых выборов (ст.117).
Федеративное устройство России
предопределило такую особенность статуса
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, как «двойственность»
их правового статуса, которая заключается
в том, что органы исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, с одной
стороны, выполняют предписания федеральных
органов исполнительной власти в рамках
единой системы исполнительной власти
в Российской Федерации, а, с другой, являясь
органами государственного управления
субъекта Федерации, осуществляют непосредственное
управление соответствующей сферой его
общественной жизни и соответственно
подчиняются высшему исполнительному
органу государственной власти субъекта
Федерации.
Современная модель организации
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации стала складываться после принятия
в 1993 г. Конституции Российской Федерации,
положениями которой были установлены
основные принципы построения институтов
власти в России.
В настоящее время в основе
построения системы органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
лежит исторически сложившаяся доктрина
разделения власти на законодательную,
исполнительную и судебную.
Данная концепция положена
в основу одного из основополагающих принципов
построения демократического государства
в современном мире. При этом если рассматривать
исполнительную власть именно с точки
зрения принципа разделения власти, можно
сделать вывод, что исполнительная власть
- это власть по выполнению законов, по
их реализации законными мерами, включая
принуждение.7
Для исполнительной власти,
как одной из разновидностей власти государственной,
присущи многие признаки, характеризующие
последнюю. Однако по своей природе и сущности
органы исполнительной власти отличаются
от органов законодательной (представительной)
и судебной властей.
Известно, что органы исполнительной
власти является самой мощной частью государственной
системы управления. Исполнительная власть
непосредственно распоряжается финансовыми
и материальными ресурсами государства,
а в системе ее органов работает большинство
государственных служащих.
Влияние и роль исполнительной
власти в значительной мере обусловлены
ее специфической природой, а также особенностями
возникновения. Характерной особенностью
исполнительной власти является, прежде
всего, ограниченное в целом развитие
и применение выбранных начал в организации
и деятельности ее органов, а также доминирование
принципа назначения, т.е. вопросы образования,
создания органов и подразделений исполнительной
власти, назначения их должностных лиц
решаются односторонним волевым путем,
во многом исключающим черты демократизма.
Специфика исполнительной власти
изначально заложена в формах и методах
деятельности ее органов, прежде всего
в господстве единоначалия и в ограниченном,
в известной степени, формальном применении
принципа коллективности при решении
подведомственных вопросов органами исполнительной
власти.
Оптимальной моделью взаимоотношений
между Российской Федерацией и ее субъектами
должна стать модель строгого разграничения
компетенции между органами управления,
а также их четкого финансового, правового,
организационного обеспечения. При этом
решение этой задачи должно быть основано
на общепризнанных принципах федеративного
демократического государства и облечено
в правовую форму. На этой основе органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, превращаясь в реальные субъекты
преобразований в России, призваны обеспечить
в этом процессе решение не только местных,
но и общефедеральных задач.
В систему органов исполнительной
власти республик в составе Российской
Федерации входят их правительства, министерства,
государственные комитеты и другие ведомства.
В ряде республик эту систему возглавляет
Президент (глава) республики (например,
в Ингушетии), в других — правительство
или его глава (например, в Карелии).
Правовой статус Президента
республики в составе Российской Федерации
определяется конституциями республик
в составе Российской Федерации, а также
законами этих республик о Президенте.
Президент не может быть депутатом
представительных (законодательных) органов
в республике, занимать какие-либо другие
должности в государственных органах,
общественных объединениях, коммерческих
организациях, не может заниматься предпринимательской
деятельностью и вести другую оплачиваемую
работу. На время выполнения своих обязанностей
Президент приостанавливает членство
в политических партиях и иных общественно-политических
организациях.8
В большинстве республик Президент
является главой государства, высшим должностным
лицом и главой исполнительной власти.
В этом качестве он выступает гарантом
государственного суверенитета и территориальной
целостности республики, соблюдения ее
конституции и законов, а также принятых
ею международных и межреспубликанских
обязательств; представляет республику
в ее отношениях с Российской Федерацией,
входящими в состав СНГ государствами,
а также в международных отношениях; обращается
с посланиями к парламенту и народу; участвует
в работе парламента; информирует парламент
о важных вопросах внутренней и международной
политики; обладает правом законодательной
инициативы в парламенте республики; подписывает
и обнародует законы, одобренные на референдуме;
принимает отставку правительства с согласия
парламента.
Президент участвует от имени
республики в решении вопросов, относящихся
к совместному ведению с Российской Федерацией;
вводит чрезвычайное положение на территории
республики или в отдельных ее регионах
с последующим утверждением его парламентом;
ведет переговоры, подписывает международные
и межгосударственные договоры, в их рамках
заключает соглашения; назначает торговых
и иных представителей в иностранных государствах
и международных организациях; разрешает
вопросы гражданства; награждает государственными
наградами и присваивает почетные звания
республики.
Президент назначает с согласия
парламента Председателя правительства;
назначает и освобождает от должности
министров, руководителей государственных
комитетов и других ведомств республики,
представляет в парламент для утверждения
кандидатуры на должность председателей
Верховного и Высшего Арбитражного Судов
республики, назначает и освобождает от
должности председателей и судей районных
и городских судов; осуществляет общее
руководство деятельностью правительства;
обеспечивает взаимодействие возглавляемых
им органов исполнительной власти с органами
законодательной и судебной власти; отменяет
постановления и распоряжения правительства,
акты министерств и ведомств, других подведомственных
ему органов исполнительной власти; приостанавливает
действие актов местной администрации
в случае противоречия их конституции
и законам республики, а также актам Президента.9
Президент представляет парламенту
проект бюджета республики, распоряжается
средствами президентского фонда; осуществляет
иные полномочия, предусмотренные конституцией
и законами республики.
В ряде республик Президент
наделен правом роспуска парламента (Калмыкия,
Тува и др.). В некоторых республиках (Башкортостан,
Бурятия и др.) он пользуется правом «отлагательного
вето».
Президент в пределах своих
полномочий издает указы и распоряжения,
имеющие обязательную силу на всей территории
республики. Акты Президента имеют подзаконный
характер.
Следует отметить, что некоторые
конституции республик в составе Российской
Федерации наделяют Президентов этих
республик полномочиями, выходящими за
рамки полномочий этих республик. Так,
согласно Конституции Республики Саха
(Якутия) Президент этой республики располагает
правом определять порядок образования
территориальных воинских и иных формирований,
хотя в соответствии с Конституцией Российской
Федерации все такого рода вопросы входят
в число исключительных полномочий Российской
Федерации.
Законодательство республики
в составе Российской Федерации допускает
досрочное прекращение полномочий Президента
в случае его добровольной отставки, отрешения
от должности, стойкой неспособности по
состоянию здоровья осуществлять свои
полномочия.
Наряду с единоличным главой
государства в практике государственного
строительства республик в составе Российской
Федерации встречается и коллегиальный
глава государства. Им является Государственный
совет Дагестана, возглавляющий в республике
исполнительную власть. В его состав входят
его председатель, председатель правительства
республики и другие лица, избранные Конституционным
Собранием Республики Дагестан.
Важную роль в системе исполнительной
власти республик в составе Российской
Федерации играют правительства этих
республик, являющиеся исполнительными
и распорядительными органами государственной
власти.
Законодательство республик
в составе Российской Федерации предусматривает
различный порядок формирования правительств
этих республик. Так, в соответствии с
Конституцией Республики Башкортостан
(ст. 101) кабинет Министров республики формируется
Президентом республики. Премьер-министр
республики назначается Президентом республики
с согласия Государственного Собрания
(парламента) республики. Заместители
премьер-министра, министры, председатели
государственных комитетов и руководители
ведомств республики назначаются и освобождаются
от должности Президентом республики
по представлению премьер-министра республики.
По представлению премьер-министра республики
Президент может включать в состав правительства
республики руководителей других органов
и организаций республики.10