Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:21, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть особенности и выделить предпосылки развития внешнеэкономической деятельности РФ в современных условиях.
Задачи:
- изучить основные аспекты внешнеэкономической деятельности: понятие, формы, методы, эффективность;
- изучить организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле;
- изучить принципы всемирной торговой организации;
- определить место России в мировой экономике.
Введение ………………………………………………………………….….….....3
1. Внешнеэкономическая деятельность: Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия …..………………………5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, методы, эффективность …………………….…………………………….……….….….…5
1.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………………… 13
1.3. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях …………………………………………………………………………23
1.4. Процесс регулирования и ограничений во внешнеэкономической деятельности. Дерево проблем ……………………………………….………….30
2. Организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле …………………………………………………………………40
2.1. Всемирная торговая организация ……………………………………..….…40
2.2.Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках ………………………………………………………………….…………42
3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности…...47
3.1. Место России в мировой экономике……………………………………..….47
3.2. Динамика внешнеэкономических показателей торговли России…………51
3.3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России…….55 Заключение……………………………………………………………………...…61 Список используемой литературы……………………………….………...…….64 Приложение
В-третьих, ВЭД в ипостаси коммерческой деятельности на внешнем рынке существенно отличается от подобной работы на внутреннем рынке.
Многие виды ВЭД, рекомендуемые российским экспортерам для расширения и облагораживания экспорта, упомянуты в Федеральной программе развития экспорта, рассчитанной до 2005 г. В этом документе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123, говорится что «мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, причем новые формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны». Там же указанно, что «для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции».
Итак, основной всей ВЭД по-прежнему является внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных товаров в материально-вещественной форме, товарообменные операции, оказание различных услуг, выполнение тех или иных работ при взаимодействии с иностранными контрагентами и т.д. Остановимся вкратце на других видах (формах) ВЭД, которые известны в нашей стране и считаются перспективными.
Во второй половине ХХ века важную роль приобрело военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами - это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.
В области научно-технического и научно-производственного сотрудничества с зарубежными партнерами отметим производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение разнообразных исследований и разработок, в том числе уникальных, предоставлений высокотехнологичных услуг, торговлю лицензиями, патентование приобретений, регистрацию товарных знаков.
Строительные и проектно-строительные услуги включают строительство объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории нашей страны с участием иностранных фирм, чему могут предшествовать проектно-изыскательские работы, а также модернизацию ранее построенных объектов, предоставление инженерно-консультационных услуг (инжиниринг) и др.
В последние время все большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами – привлечение иностранных инвестиций (капиталовложений в российскую экономику) и инвестирование за рубежом, куда можно включить также создание СП, ПИИ, международных объединений и других организаций.
С этим тесно связанно сотрудничество в валютно-финансовокредитной сфере, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных операций и страховых операций.
Все более значимую роль приобретает лизинг. К этому виду ВЭД относится, с одной стороны, сдача в аренду российским арендодателями (лизингодателями) различной машинно-технической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам (лизингополучателям), а с другой стороны, аренда российским участниками ВЭД технических и иных изделий у иностранных лизингодателей, в том числе на условиях финансового лизинга.
Сотрудничество в области транспорта включает международные перевозки экспортных и импортных грузов, транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно-экспедиторские обслуживание. С этим ВЭД все теснее переплетается сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальной и документально-
Весьма обширен диапазон социально-культурных услуг. Сюда входит розничная торговля, общественное питание, гостиничное хозяйство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт и т.д.
В связи с бурным развитием мирового рынка туристических услуг в качестве самостоятельного вида ВЭД можно выделить иностранный туризм – экспорт и импорт туристических услуг. Экспорт туристических услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда туристов из России и их пребывание в зарубежных странах.
Внешнеэкономическая реклама используется в целях продвижения российской продукции на зарубежные рынки и реализации иностранной продукции на территории нашей страны. Она обеспечивает приток солидных доходов от зарубежных и российских рекламодателей при размещении рекламы не телевидении и в других СМИ, использовании наружной, печатной и других видов (средств) рекламы.
Для нашей страны, имеющей огромный опыт мореплавания и рыболовства, весьма актуально международное сотрудничество в области рыбного хозяйства это вид сотрудничества включает лов рыбы российскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по согласованиям с соответствующими странами, а также реализацию морской продукции в России и за рубежом.
Необходимо упомянуть и такие особые формы ВЭД, как прибрежная и приграничная торговля, имеющие весьма важное значение для многих регионов и субъектов РФ.
На практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД немалую роль играет субъективный характер.
Формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появляются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать и ее самостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.
1.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешнеторговая деятельность (ВТД), которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами и интеллектуальной деятельности.
Предприятие-участник ВТД- это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВТД, предприятие должно иметь четкое очертание цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах.
По российскому законодательству субъектами внешнеторговой деятельности кроме российских юридических лиц могут быть российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, иностранные юридические и физические лица, а также государство в лице Российской Федерации и субъектов РФ и муниципальные образования.
При существующей самостоятельности ВЭД важнейшие стороны этой сферы регулирует государство. К числу важнейших нормативных актов, регулирующих ВТД, относятся: Таможенный кодекс, федеральные законы «О таможенном тарифе», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» и др.
Организация (фирма), участвующая во внешнеэкономической деятельности, заключает международную коммерческую (торговую) сделку. Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение, контакт) между двумя или более сторонами, находящимися в различных странах. Главное направление ВЭД предприятия (фирмы) – это заключение внешнеторговых контактов с иностранными контрагентами. Второе направление – совместное предпринимательство, привлечение иностранных инвестиций или вывоз предпринимательского капитала.
Во внешнеторговой деятельности предприятия выделяются, прежде всего, операции по обмену товарами в материальной форме.
Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологический модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности. Есть все основания считать, что ситуация на мировых рынках в обозримой перспективе не будет особо благоприятной для большинства российских товаров.
Во-первых, хотя и замедлившийся, но, тем не менее, продолжающийся процесс глобализации будет способствовать увеличению численности игроков на рынке в секторе предложения. Во-вторых, вопреки прежним прогнозам, в большинстве экономически развитых стран платежеспособный спрос не проявляет серьезных признаков оживления, а в ряде случаев даже продолжает снижаться. В-третьих, в ряде экономически развитых регионов, прежде всего в США и в зоне Европейского Союза, будет усиливаться стремление минимизировать российский экспорт, возводя на его пути дополнительные преграды. Очевидно, что в этих условиях неизбежно должна возрастать роль государственных институтов как гаранта успешной внешнеэкономической активности российских производителей.[1]
Предварительно можно обозначить несколько направлений организационной деятельности в данной области:
1. Разработка на уровне правительства концептуальной, системной внешнеэкономической программы на обозримую перспективу, которая бы предусматривала как оптимальные объемы внешней и внутренней торговли по конкретным видам продукции, так и предпочтительную ориентацию товаропотоков. О важности последнего обстоятельства свидетельствует хотя бы тот факт, что после присоединения 1 мая этого года к ЕС новых десяти государств доля экспорта России в ЕС выросла до 5%. Однако подобная односторонняя ориентация экспортных потоков таит в себе немалые опасности.
2. Политическая защита внешнеторговых интересов российских экспортеров. Любые существенные внешнеполитические контакты должны содержать постановку вопроса о предоставлении России статуса наибольшего благоприятствования в торговых отношениях и отмену существующих дискриминационных мер против товаров российского происхождения. Отсутствие позитивных сдвигов в этой области может автоматически вызвать внедрение адекватных мер торговой защиты (протекционистских мер).
3. Регулирование объема и направления экспортных товаропотоков. При этом вовсе не обязательно использовать финансовую поддержку соответствующих экспортеров. Такая поддержка может иметь негативные последствия, в частности, введение странами-импортерами запретных мер под предлогом противодействия демпингу.
4. Выработка и реализация внешнеэкономической политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг.
Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего, выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. В связи с этим продолжится формирование системы кредитования страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики, судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.).
5. Обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.
Методика и показатели оценки эффективности внешнеторговой деятельности предприятия. Особенности оценки экономической эффективности создания КОИИ.
1. Методика и показатели оценки эффективности внешнеторговой деятельности предприятия.
Экономическое обоснование принимаемых решений по управлению ВЭД предприятий может производиться с использованием различных методов — факторного, экспертного, расчетного и др. Рассмотрим некоторые из них.
Достаточно распространен в мировой практике факторный подход, сущность которого заключается в поиске факторов, влияющих на эффективность ВЭД, и установлении с использованием математического инструментария взаимосвязи между выявленными факторами и результатом развития ВЭД предприятия.
Информация о работе Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности