Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного курса «занимательная геология.
Задачами работ является раскрытие вопросов:
Элективный курс и его место в профессиональном обучении
Виды элективного курса по географии
Методические подходы к проектированию программы элективного курса
Введение 3
1. Теоретические аспекты элективного курса 5
1.1 Элективный курс и его место в профессиональном обучении 5
1.2 Виды элективного курса по географии 13
1.3 Методические подходы к проектированию программы элективного курса 21
2. Занимательная геология 27
2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе 27
2.2 Программы курса 29
2.3 Методы разработки одного занятия «необычные минералы» 31
2.4 Индикаторы эффективных программ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты элективного курса 5
1.1 Элективный курс
и его место в
1.2 Виды элективного курса по географии 13
1.3 Методические подходы
к проектированию программы
2. Занимательная геология 27
2.1 Цели и задачи,
его место в структуре
2.2 Программы курса 29
2.3 Методы разработки
одного занятия «необычные
2.4 Индикаторы эффективных программ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.
В соответствии
с одобренной Минобразованием России
«Концепцией профильного
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.
Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного курса «занимательная геология.
Задачами работ является раскрытие вопросов:
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:
Можно условно выделить следующие
типы элективных курсов.
I. Предметные курсы, задача которых - углубление
и расширение знаний по предметам, входящих
в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные
курсы можно разделить на несколько групп.
II. Межпредметные элективные
курсы, цель которых - интеграция знаний
учащихся о природе и обществе.
III. Элективные курсы по предметам, не входящим
в базисный учебный план.
Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
При проведении элективных
курсов можно использовать новые
технические возможности, в частности,
электронные учебные пособия. Это
обусловлено меньшей
Следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
- способствовать
-создавать положительную
мотивацию обучения на
-познакомить учащихся
с ведущими для данного
-активизировать
-повысить информационную
и коммуникативную
Результативность элективных
курсов будет достигнута только в
том случае, если у учащихся появится
возможность осознанного выбора
элективного курса. Для обоснования
выбора элективного курса учащимся
нужны определенные условия. Во-первых,
они должны ясно осознавать свои интересы,
планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь
возможность заранее
Основная особенность
элективных курсов - вариативность, что
предоставляет учащемуся
Следуя дидактической теории (И.К. Журавлев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер) о том, что содержание образования – многоуровневая конструкция, можно рассматривать каждый уровень:
уровень общего теоретического представления, где определяются в обобщенном виде состав (элементы), структура (связи между элементами) и функции содержания образования, представленного в педагогической интерпретации социального опыта;
уровень учебного предмета;
уровень учебного материала, на котором определяются конкретные элементы состава содержания, входящие в курс обучения определенному учебному предмету.
На теоретическом уровне содержание общего образования рассматривается по его составу, структуре, которые находятся в прямой зависимости от сущности принципов, выражающих интересы общества и интересы человека. Эти принципы выступают как направления поиска источников и являются системообразующим элементом в процессе конструирования содержания общего образования. Согласно мнению В.В. Краевского, принципы – это система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде.
В условиях вариативности
образовательного процесса на первый
план выходят принципы, отражающие
сущность профильного обучения: принцип
интегративности; принцип продуктивности
обучения; принцип вариативности; принцип
единства содержательного и
Отбор из социального опыта объектов, значимых для изучения, происходит на общетеоретическом уровне конструирования содержания образования. Источниками формирования содержания образования выступают те объекты или обстоятельства, содержание которых в том или ином аспекте становится содержанием образования.
Источниками конструирования содержания образования, отражающими сущность профильного обучения, являются:
проблемы предметных областей наук;
тексты, отражающие специфику выбранного профиля;
различные виды профессиональной деятельности, соответствующие выбранному профилю;
видео, аудио материалы, соответствующие профилю;
СМИ, Интернет.
Для понимания особенностей
конструирования содержания элективных
курсов в профильном обучении нами
было рассмотрено понятие «учебный
предмет» и его структура. Учебный
предмет есть средство реализации содержания
образования, средство передачи его
с помощью педагогической инструментовки.
По мнению Л.Я. Зориной, один и тот
же учебный предмет имеет
с ведущим компонентом «научные знания»;
с ведущим компонентом «способы деятельности»;
с ведущим компонентом «эстетическое воспитание»;
смешанный вариант, когда ядро включает два компонента.
Возможности формирования опыта творческой деятельности учащихся представлены в каждом из вариантов ядра. Для нашего исследования данный вывод является значимым, так как он определяет возможность развития опыта творческой деятельности учащихся через содержание любого элективного курса, независимо от образовательной области.
В условиях профильного обучения, при конструировании содержания элективных курсов, в контексте настоящего исследования, значимой является концепция, разработанная И.И. Ильясовым и Н.А. Галатенко. Авторы предлагают структурировать учебный материал на основе выделения в познавательной деятельности четырех основных, взаимосвязанных вида умений:
умения решать типовые предметные задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения);
умения осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету (логические умения);
умения решать нестандартные задачи с использованием знаний по учебной дисциплине (творческие умения);
умения осуществлять общие приемы учебной работы (учебные умения).
Соотнеся представленные
умения учащихся с компонентами базисного
учебного плана в профильном обучении,
представляется возможным определить
логику взаимосвязи между компонентами
базисного учебного плана. На наш
взгляд, первые две группы задач
целесообразно решать на базовых
и профильных курсах, а вторые две
группы задач необходимо использовать
при конструировании содержания
элективных курсах, тем самым осуществляя
преемственность содержания профильного
и школьного компонентов