Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного курса «занимательная геология.
Задачами работ является раскрытие вопросов:
Элективный курс и его место в профессиональном обучении
Виды элективного курса по географии
Методические подходы к проектированию программы элективного курса
Введение 3
1. Теоретические аспекты элективного курса 5
1.1 Элективный курс и его место в профессиональном обучении 5
1.2 Виды элективного курса по географии 13
1.3 Методические подходы к проектированию программы элективного курса 21
2. Занимательная геология 27
2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе 27
2.2 Программы курса 29
2.3 Методы разработки одного занятия «необычные минералы» 31
2.4 Индикаторы эффективных программ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
При проведении элективных
курсов по географии можно использовать
новые технические возможности,
в частности, электронные учебные
пособия. Это обусловлено меньшей
наполняемостью групп и большей
общностью интересов
Выпускники школ в современных
условиях зачастую теряют жизненные
ориентиры, позитивные устремления
и мотивы. На данном этапе произошел
глубокий разрыв между возрастающей
сложностью мира и способностью человека
ориентироваться в новых
Школа должна предоставить
школьнику возможность
Следует отметить, что в концепции профильного обучения четко обозначено:
Таким образом, элективные курсы по географии:
Технология конструирования содержания элективных курсов – это деятельность учителя по решению задач и достижению результатов на каждом из последующих этапов: аналитического, конструктивного, оценочного и этапа экспертизы.[6]
Таблица 1- Технология конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении
|
Задачи этапа |
Содержание деятельности учителя |
Результат |
аналитический |
- определить образовательный
запрос учащегося; |
- анализирует концепцию
профильного обучения; |
пояснительная записка элективного курса; сформулированы цели и задачи элективного курса |
конструктивный |
- на основании совокупности
принципов, источников, отражающих
сущность профильного обучения
разработать содержание |
- определяет и перечисляет
ведущие понятия элективного
курса; |
- выделены основные понятия
элективного курса; |
Оценочный этап |
- определить формы и
методы оценки |
- разрабатывает формы
промежуточного и итогового |
- пакет контрольно- |
Этап экспертизы |
- определить качество
сконструированной программы |
- проводит диагностику
влияния содержания |
- коррекция и утверждение
программы методическим |
На основе технологии конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении учитель разрабатывает учебную программу элективного курса. Учебная программа является моделью деятельности учителя и ученика в обучении. Модель программы включает три части: «зачем», «что» и «как». «Зачем» в данном случае - к чему в результате обучения должны прийти ученики, на что направлена программа в ее целевом назначении. «Что» - это логически структурированное содержание учебного материала. «Как» - модель перевода задуманного в конкретные действия, то есть технология обучения. «Как» предполагает программу взаимодействия учителя и учащегося, выбор методов и форм организации обучения, средств, которые помогут сделать обучение эффективным, достигнуть планируемых результатов и определить уровень и степень их достижения, выполнение, корректировку в организации дальнейшего процесса.
Программа элективного курса должна иметь необходимое и достаточное количество компонентов, которые наглядно отражали бы как содержание курса, так и способы деятельности учащихся по его освоению
Анализ выявил основные затруднения учителей, среди которых следует обозначить:
неумение определить принципиальное отличие профильных курсов от элективных;
затруднения в конструировании содержания элективных курсов в профильном обучении.
На основе результатов диагностики, направленной на установление соответствия содержания элективных курсов целям профильного обучения, можно сделать следующие выводы:
учащиеся отмечают низкую практическую, профессиональную направленность содержания элективных курсов;
учащиеся высказали пожелание заранее познакомиться с вариантами предлагаемых элективных курсов, краткие аннотации которых могут быть представлены в виде красочных буклетов;
учащихся интересует специфика видов деятельности, которые будут для него ведущими, в случае выбора данного элективного курса.
Результативность технологии конструирования содержания элективных курсов и его влияния на достижение целей профильного обучения проверялась критериями, представленными в таблице 2.
Таблица 2- Критерии и показатели результативности технологии конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении
|
Показатели |
1. личностно-смысловое отношение
ученика к содержанию |
- интерес к содержанию
профильного предмета; |
2. сформированность способов познания |
- умение составлять план исследования; - умение проанализировать литературу; - умение определять проблему и ее формулировать; - умение аргументировать точку зрения; - умение использовать содержание разных дисциплин при решении одной проблемы; |
3. сформированность опыта
творческой деятельности |
- умение предлагать несколько способов решения одной задачи, проблемы; - умение предложить обсуждение (доказательство) в нетрадиционной логике; - умение планировать и организовать исследование. |
То, что набор элективных
курсов определяют сами школьники, ставит
учащихся в ситуацию самостоятельного
выбора индивидуальной образовательной
траектории, профессионального
подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
любопытство;
поддержка изучения базовых курсов;
профессиональная ориентация;
интеграция имеющихся
представлений в целостную
Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно. Однако целесообразно их обсуждение на сетевом МО учителей профиля.
Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:[4]
Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:
титульный лист;
пояснительную записку;
учебно-тематический план;
содержание изучаемого курса;
методические рекомендации;
литературу.
Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.
Методические рекомендации включают:
основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;
описание приемов и
средств организации учебно-
дидактические материалы.
Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.
Критерии оценки программы элективного курса
1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.
3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.
4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.
5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи
6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)
7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.
Целью элективного курса является развитие и углубление познавательных интересов учащихся по физической географии и о геологической науке, овладение основами данной науки, ознакомлением с геологическим прошлым своего края и практическим применением геологических знаний через вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород, минералов и окаменелостей своей местности.[2]
Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые им в жизни. Как правило, многие из них носят краеведческий характер.
Отсюда вытекают задачи обучения данному курсу.
1.Последовательно
раскрывать перед учащимися осн
2. Прививать учащимся любовь к геологической науке и исследовательские навыки, научить пользоваться «Справочником-определителем горных пород, минералов и окаменелостей», классифицировать горные породы и минералы своей местности по времени образования и происхождению.
3. Развивать
у учащихся способность и