Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 14:30, реферат
В настоящее время интеграционные процессы, идущие в истории и географии, ставят на очередь необходимость философского осмысления нового понимания, взаимосвязей природы и человеческого общества. Несостоятельность концепции “покорения природы” заставляет обратить внимание не только на трагические последствия столкновения с природой созданных человеком производительных сил, но и на общество, зависимость которого от природы опосредована производством. Всё это заставляет обратиться к философскому наследию, общим для которого является трактовка взаимоотношений природы и общества, получившая название «географический детерминизм».
Введение 3
Монтескье: географический детерминизм 4
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Несмотря на оригинальность указанных идей, очевидно, что Мечников, развивая свою геосоциологическую теорию, основываясь на идеях Монтескье о географическом детерминизме. В современной начуной литературе часто встречаются авторы, говорящие о “вульгарности” концепции французского просветителя, о ее несостоятельнсоти и даже незначимости по отношению к идеям и концепциям, выдвинутым последующими авторами.
Такой подход представляется не совсем обоснованным. Безусловно, следует признать, что Монтескье предложил новую для своего времени трактовку развития человеческого общества, задав основные направления для дальнейших исследований. Как показывает история науки, направления эти затем были подхвачены рядом ученых, развиты и конкретизированы. Последнее тем не менее не дает нам право пытаться затолкнуть фигуру великого просветителя в тень; недооценка его роли представляется нецелесообразной.3
Одним из мыслителей, разработавший
концепцию географического
Гегель выделяет три “географических различия” земной поверхности:
Из этих трех “географических различий” Гегeль выводит тот или иной общественный строй.
Здесь также следует обратиться к Монтескье, который, ссылаясь на Плутарха, говорил, что после того как в Афинах был усмирен мятеж Килона, город снова возвратился к своим старым раздорам и разделился на столько партий, сколько было разных сортов земель в Аттике. “Горцы хотели во что бы то ни стало иметь народное правление; жители равнин требовали правления знати; а те, которые жили близ моря, стояли за правление, смешанное из двух первых”.4
Гегель писал, что “скотоводство является занятием обитателей плоскогорий, что земледелием и промышленным трудом занимаются жители низменностей; наконец, торговля и судоходство составляют третий принцип. Патриархальная самостоятельность тесно связана с первым принципом, собственность и отношение господства и порабощения – со вторым, а гражданская свобода – с третьим принципом.5
В связи со сказанным
вновь позволим себе провести
очередную параллель с
Таким образом, мы видим, что основы географического детерминизма были заложены Шарлем Монтескье в качестве весьма оригинальной и логически выстроенной теории. Безусловно, они получили научную окраску достаточно поздно; применение географического детерминизма, предложенного Монтескье, в науке стало возможным только в XIX веке. Именно начиная с этого периода постепенно школа географического детерминизма перемещается в Германию, получив там полное свое развитие на стыке двух веков – девятнадцатого и двадцатого. У ее истоков были Александр фон Гумбольдт и Карл Литтер. Они придерживались взгляда о тесных взаимоотношениях между человеком, государством и миром окружающей природы. Их непосредственным предшественником и учителем, одним из первых немецких ученых, кто внес за метный вклад в развитие географического детерминизма, был Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Движущей силой развития цивилизации, по его мнению, выступают внешние и внутренние факторы. К внешним факторам ученый относил физическую природу и в первую очередь такие ее элементы, как климат, географическое положение и почва.
Здесь следует подчеркнуть, что в своем труде “О духе законов” Монтескье, помимо климата, придает большое значение также почве как фактору формирования менталитета и, следовательно, политического устройства того или иного народа. “Бесплодие земли делает людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне; ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью”, — пишет он. Монтескье приводит очень интересный пример: он замечает, что “немецкие войска, набранные в местах, где крестьяне богаты, как в Саксонии, уступают по качеству прочим. Военные законы могут восполнить этот недостаток посредством более строгой дисциплины”.
Возвращаясь к становлению
географического детерминизма в
качестве самостоятельной научной
школы, отметим, что в XIX веке данный
принцип начал активно
Основателем географической школы во французской социологии следует считать Фредерика Пьера Гийома Ле Пла (1806-1882).
Французская социально-географическая школа получила столь широкое распространение, что оказала влияние даже на эстетику: историком Жаном Батистом Дюбо была создана так называемая “теория среды”. Дюбо основным фактором развития искусства считал климатические условия страны. Кстати, Монтескье, который также продерживался этой теории, таковыми считал экономические и социальные факторы, обусловленные, в свою очередь, географической средой и климатом.
Ипполит Адольф Тэн (1828-1893) расширил понятие среды (milieu), рассматривая ее как совокупность различных факторов. Это, с одной стороны, неизменные климатические и географические условия страны, с другой – характер расы, государственноео устройства и “моральная температура”, или “состояние умов и нравов” данной эпохи. Географическая среда определяет, например, характер живописи: “линейный” на юге и “колористический” на севере.
Французский социолог Эдмон Демолен (1852-1907) в 80-х гг. на основании изучения социальных условий жизни различных групп сельского населения, а также сравнительного исследования быта горняков и фабричных рабочих разных стран (например, Франции и России) выдвинул идею социогеографии — ответвления социологии, которое изучает влияние местных условий жизни на образование “общественных типов”.6
Социогеография – социологическая дисциплина, которая анализирует географический аспект социальной жизни конкретных общественных групп: их территориальную дифференциацию, пространственное распространение, влияние деятельности человека на окружающую среду. Термин, близкий по смыслу, был введенв научный оборот в 1913 г. Р. Штейнметцем, предложившим выделить в качестве особой социологической дисциплины социогеографию, или “социальную географию”, которая в противоположность абстрактно-теоретической социологии должна дать полное описание жизни народа той или иной эпохи. Социогеография сформировалась под влиянием географического направления во французской социологии; один из первых представителей Видаль де ла Блаш усматривал цель социальной географии в анализе ландшафта, представляя его как “открытую книгу”, которая позволяет выявить способ жизни тех или иных человеческих коллективов.
Существенный вклад в социогеографию внесла Амстердамская социологическая школа, представители которой, критикуя географический детерминизм, делали главный акцент на исследовании связей между социологией и географией. Задачу социогеографии они видели в изучении географического контекста жизни социальных групп, считая, что различие между нею и географией ландшафта состоит в том, что последняя изучает не группы, а ландшафт. Л. Февр обращал внимание на отличие социальной морфологии, изучающей то, как географически вызвано социальное состояние, от географии, анализирующей действия человека на географическое окружение.
Близкой точки зрения придерживался М. Сорр, считавший, что хотя социогеография, так же как и социология, исследует активность социальных групп, однако ее предметом является экстериоризация (овнешнение) деятельнсоти человека в предметах ландшафта. 7Не ограничиваясь исследованием влияния человека, его деятельности на природный ландшафт, социогеография включает в круг своих проблем социальное пространство, отношения между населением и территорией, зависимости социальной жизни от окружающего природного мира, влияние освоения природы на развитие внутриобщинных и межобщинных связей, а также отношения человека и пространства, роль пространственно-географических факторов в социальной жизни.
Как видим,
Учение Шарля Луи
Монтескье, коненчо же, пользовался трудами перечисленных авторов, ссылаясь на них и беря за основу их некоторые идеи и концепции. Однако очевидно одно: иемнно Шарль Луи Монтескье впервые дал развернутое обьяснения понятию “географический детерминизм”, наметил его основные задачи и приоритеты. В дальнейшем уже ученые и мыслители предали данному понятию более научный характер и начали развивать его в разных направлениях. Значение же фигуры Шарля Луи Монтескье в процессе становления и развития таких наук, как философия, политология, социология, география и, в частности, концепции географического детерминизма как основы современной геополитики, остается неоспоримым.
1 Веснин, В.Р. География в современном мире : учеб. пособие / В.Р. Веснин. – М.: ТД Элит- 2000, 2002. – 412с.
2 Веснин, В.Р. География в современном мире : учеб. пособие / В.Р. Веснин. – М.: ТД Элит- 2000, 2002. – 412с.
3 Басаков, М.И. Географический фактор в развитии общества: конспект лекций / М.И. Басаков. – Ростов н /Д: Феникс, 2005. – 195 с.
4 Савицкий, В.Р. География в современном мире : учеб. пособие / В.Р. Савмчкий. – М.: ТД Элит- 2010, 2012. – 410с.
5 Басаков, М.И. Географический фактор в развитии общества: конспект лекций / М.И. Басаков. – Ростов н /Д: Феникс, 2005. – 195 с.
6 Виханский, О.С. Этногенез и биосфера Земли: учебник / О.С. Виханский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2004. – 296 с. : ил.
7 Виханский, О.С. Этногенез и биосфера Земли: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 528 с. : ил.