Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:39, реферат
Окончание Холодной войны и распад СССР вызвали глубокие изменения в глобальной системе международных отношений. Появление в центре евразийского континента пяти новых независимых государств – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана – положило начало формированию центрально-азиатской подсистемы международных отношений. Новый регион стал полем пересечения геополитических интересов и объектом внешнеполитического воздействия как соседних государств – России, Китая, Ирана, Турции, Пакистана, – так и США.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НА РУБЕЖЕ XX – XXI вв. |
Окончание Холодной войны и распад СССР вызвали глубокие изменения в глобальной системе международных отношений. Появление в центре евразийского континента пяти новых независимых государств – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана – положило начало формированию центрально-азиатской подсистемы международных отношений. Новый регион стал полем пересечения геополитических интересов и объектом внешнеполитического воздействия как соседних государств – России, Китая, Ирана, Турции, Пакистана, – так и США. В условиях развернувшейся в регионе борьбы за обладание ресурсами и контроль над стратегически важными территориями, находящимися на пересечении крупнейших мировых центров силы, обострилась проблема обеспечения безопасности как региона в целом, так и южных границ России.
В самой Центральной Азии процесс укрепления независимости осложнился не столько относительной слабостью развития рыночных отношений и не слишком благоприятными социально-экономическими условиями, сколько необходимостью реальной защиты конституционного строя, на которую каждая из пяти республик вынуждена отвлекать большие и социально значимые ресурсы. Так, резкое обострение внутриполитической обстановки и гражданская война в Таджикистане (1992 – 1997 гг.), совпавшая с «талибизацией» Афганистана[1], положили начало череде центрально-азиатских потрясений, наложив тень на процессы национального строительства, начавшегося в 1991 г. Для Узбекистана границы с Таджикистаном и Афганистаном стали линией защиты национальной независимости, поэтому политической значение такого атрибута суверенитета, как граница, эта республика осознала едва ли не первой на постсоветском пространстве. Возможно, и положенная в основу внешнеполитического курса Ашхабада идея «позитивного нейтралитета» зародилась у туркменского руководства не без влияния таджикского противостояния. В итоге выяснилось, что мир в Центральной Азии – ее самое уязвимое место.
Для внешней политики России в современной геополитической ситуации центрально-азиатский регион имеет огромное значение, особенно если речь идет о формировании эффективной системы региональной безопасности. Безопасность южных границ России напрямую зависит от развития событий в регионе. Большое значение при этом имеют традиционные экономические и гуманитарные связи между Россией и государствами Центральной Азии. Сохранение влияния России на постсоветском пространстве, в том числе и в Центральной Азии, являются частью усилий, направленных на поддержание и укрепление позиций России в мире.
Ситуация усугубляется еще и тем, что факт расположения региона на границе нескольких центров силы предполагает потенциальную возможность использования его слабых мест (внутрирегиональных угроз и вызовов) как рычага давления на государства региона со стороны внешних и международных центров силы. К примеру, геополитические модели видения центрально-азиатского региона России, Ирана и Турции во многом основаны на исторической традиции. Однако эти подходы по сути являются совершенно различными. Так, с точки зрения российской внешней политики, Центральная Азия является сферой жизненных интересов России. Аналогичный подход наличествует и в конкурирующих с российской и между собой региональных концепциях Ирана и Турции. Так, в иранской концепции все бывшие центрально-азиатские советские республики включены в состав региона, но из него исключается Россия, а также предусматривается участие в нем китайского Синьцзяна. Пантюркистское видение региона Турцией не включает в себя христианские цивилизации Грузии и Армении, а также исключает Россию и Иран из своей региональной концепции.
Региональные концепции
России, Ирана и Турции также основаны
на различных критериях. Например, географическая
близость, военная безопасность, экономические
связи и общее советское
Эти региональные доктрины России, Ирана и Турции были сформулированы в то время, когда приходилось разрабатывать основные принципы, лежащие в основе внешнеполитической концепции постсоветского мира. В первые годы после обретения независимости центральноазиатскими странами эти доктрины претерпели значительные изменения. Для Ирана гораздо большее значение приобрели Казахстан и Туркменистан как государства, которые могут помочь Тегерану преодолеть международную изоляцию, если в «войне трубопроводных маршрутов» победит иранский проект. Ранее же Ирану наиболее важным государством в Центральной Азии виделся Таджикистан с учетом его культурно-исторической и этнической близости. И Турции пришлось принять во внимание положение России при постановке практических задач своей политики в Центральной Азии.
В данный момент в регионе
не наблюдается консенсуса относительно
видения оптимальных
Политика России в вопросах военно-политической безопасности в глобальном масштабе и по отношению к этой части «ближнего зарубежья» по-прежнему является ведущим системообразующим фактором для региона. При этом, как отмечает В.М. Кулагин, нельзя не замечать того, что в военно-политической области в этом регионе зарождаются новые, нередко разновекторные тенденции, идут процессы новой самоидентификации военно-политических интересов ряда новых независимых государств и их субрегиональных групп, возрастает влияние внерегиональных держав. По разным причинам все менее приемлемым политически становится и сам термин «ближнее зарубежье»[2]. В. Третьяков подчеркивает, что Россия на данный момент является не просто самым большим осколком бывшей мировой сверхдержавы, но всего лишь одной из региональных сверхдержав Евразии, а (по совокупности характеристик) мировой державой второго ранга, имеющей перспективы возвращения себе статуса глобальной сверхдержавности в ряду пятерки, к которой относятся США, Китай, ЕС и Индия[3].
Как и в других областях российской политики, в которые вовлечены противоречивые интересы разных общественных групп, политика России в отношении Центральной Азии не раз менялась. При президенте Б.Н. Ельцине в 1990-х гг. ей была свойственна пассивность: Россия реагировала на происходящее, а не предвосхищала события. В конце 1990-х гг. – начале ХХI в. усилились активность и скоординированность политики. Так, в мае 2000 г. было учреждено представительство в Каспийском регионе[4]. В общем, первые признаки «возвращения России в Азию» и «поворота» центрально-азиатских республик в сторону северного соседа проявились летом – осенью 1999 г., когда, встревоженные растущей угрозой терроризма и исламского фундаментализма в регионе, они обратились за помощью к России. С победой на президентских выборах В.В. Путина вопрос о содействии странам региона перешел в практическую плоскость.
Другим фактором, способствующим
сближению независимых
При этом предполагалось, что
именно экономика станет той сферой,
с которой начнется и которая
обеспечит реконструкцию
По мнению ряда специалистов,
России еще предстоит определить
периметр собственной экономической
и военной безопасности. Нахождение
на передовой позиции в
Уже в 1992 г. отдельные политологи
предлагали рассматривать интересы
России в «форме трех концентрических
окружностей». Первый круг – отношения
с бывшими советскими республиками,
которые, как и Россия, переживали
мучительный процесс
Что касается стратегических интересов России в Центральной Азии, то, по мнению В. Третьякова, их немало. Первый: восстановление максимального (в современных формах) влияния России на практически всем пространстве данного региона с целью прежде всего недопущения доминирования здесь либо какой-либо безответственной политической силы. Второй: недопущение внутрирегиональных войн, которые могут дестабилизировать весь этот регион, непосредственно примыкающий к границам России. Третий: недопущение неуправляемого падения существующих в регионе режимов. Четвертый: гарантирование интересов и прав миллионов русских, проживающих в странах Центральной Азии. Пятый: укрепление экономических позиций России и в перспективе создание здесь рублевой валютной зоны. Шестой: прекращение или хотя бы минимизация наркотрафика из Афганистана, тем более что с этой задачей не справляются США и силы НАТО, осуществляющие контроль над частью афганской территории. Седьмой: недопущение переноса очагов межконфессионального и межрелигиозного противостояния в данный регион и прилегающие к нему страны. Восьмой: недопущение слома исторически сложившейся, в том числе благодаря присутствию здесь России традиции секулярности политической власти и политических режимов Центральной Азии. Девятый: сохранение русского языка как одного из главных языков межгосударственного и межнационального общения в регионе. Десятый: максимальное участие в регулировании специфических местных проблем и возможных в связи с этим конфликтов (например, проблемы внутрирегионального водного баланса)[8].
Несколько иначе видит российские национальные интересы в Центральной Азии Д. Трофимов. По его мнению, это прежде всего – стабильность в регионе, основанная на тесном партнерстве с входящими в него государствами; право беспрепятственного транзита через Центральную Азию в целях поддержания партнерских отношений с Китаем, Индией и Ираном; наличие общего экономического пространства России и Центральной Азии, которое в будущем могло бы содействовать экономической модернизации России; использование геостратегического потенциала региона для практических военных нужд, а также для того, чтобы сохранить статус России как мировой и региональной державы; международное признание ведущей роли России в регионе9.
По мнению В. Наумкина, в центрально-азиатском регионе сплетаются широкие геоэкономические и военные цели России с экономическими и с энергетическими задачами. При этом все больше внимания уделяется Казахстану – ключевому государству, через территорию которого к сердцу Центральной Азии ведут военно-стратегические и экономические маршруты, и без которого не обойтись при создании любой «южной стратегической оси» или буфера для защиты от приходящих с юга новых угроз10.
Гораздо менее однозначно отношение центрально-азиатских государств к России. По мнению А. Малашенко, интересы расположенных в Центральной Азии государств далеко не всегда совпадают. Каждое государство озабочено прежде всего своими конкретными национальными интересами, все чаще выходящими, причем в различных направлениях, за пределы региона. При этом он отмечает, что и евразийская идея возникла и сформировалась в российской общественной мысли. Однако А. Малашенко, полагает, что общий региональный вопрос для всех государств Центральной Азии – их отношения с Россией[11]. Вместе с тем помимо «притяжения» к России действует растущее этническое самосознание, которое в советские времена игнорировалось, а теперь становится ведущим вектором общественного менталитета и официальной идеологией центрально-азиатских стран.
Причин малоэффективности политики России в Центральной Азии несколько: Россия все еще не является для центрально-азиатских государств привлекательным примером; некоторые тенденции российской внутренней политики ограничивают ее способность оказывать стабилизирующее воздействие на соседние государства; Россия сокращает даже те элементы «мягкой силы», которые к качеству ее внутренней политики не относятся (образование и культура: Россия почти полностью ушла из сферы среднего и среднего специального образования в Центральной Азии; отсутствует (за редким исключением) активная поддержка со стороны государства массового проникновения российского бизнеса в регион Центральной Азии; военное присутствие России в регионе пока невелико, в течение ряда лет оно сокращалось и пока не доказало своей эффективности (Таджикистан здесь является позитивным примером, Киргизия – негативным). Фактически политика России в регионе по большей части заменена политтехнологиями.
Уже сейчас становится очевидным, что стратегическая цель независимых государств центральноазиатского региона состоит из следующих составляющих: существование в новых политических, военно-политических и экономических условиях; налаживание более тесного сотрудничества как между странами Центральной Азии, так и с сопредельными государствами, включая Россию и Китай; получение финансово-экономической помощи со стороны западных стран; реанимация военного сотрудничества с Россией через восстановление (или обновление) парка вооружений и обучение офицерского состава в высших военных заведениях России; упрочение финансовых институтов республик через создание единого финансового пространства «Россия – Центральная Азия».
Информация о работе Геополитические интересы России в Центральной Азии