Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:39, реферат
Окончание Холодной войны и распад СССР вызвали глубокие изменения в глобальной системе международных отношений. Появление в центре евразийского континента пяти новых независимых государств – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана – положило начало формированию центрально-азиатской подсистемы международных отношений. Новый регион стал полем пересечения геополитических интересов и объектом внешнеполитического воздействия как соседних государств – России, Китая, Ирана, Турции, Пакистана, – так и США.
При этом в настоящее время можно констатировать факт синхронного стремления республик Центральной Азии ускорить процесс интеграции с вовлечением в этот процесс России. Значимость этого процесса осознают не только руководители России, но и стран Центральной Азии[12].
Некоторые исследователи полагают, что «ключом к Азии» является Республика Казахстан, которую следует признать наиболее значимым элементом, и активное влияние на которую может не только способствовать стабилизации ситуации в центрально-азиатском регионе, но и усилению российского влияния на всю Центральную Азию и Каспийский регион[13]. В связи с этим выделяется ряд принципиально важных факторов, на которых базируется первоочередная заинтересованность России в Казахстане.
Первый: сохранение традиционных
российских рынков сбыта и контроля
над богатой минерально-
Между тем для такого рода
сотрудничества уже существует реальная
экономическая база: казахстанско-российские
экономические отношения
Так, в мае 2006 г. на брифинге по итогам встречи сопредседателей межправительственной комиссии по сотрудничеству между Казахстаном и Россией министр энергетики и промышленности России В. Христенко заявил, что в 2006 г. товарооборот между двумя странами может превысить 20 млрд долл. Кроме того, был подписан план действий по следующему двухгодичному циклу сотрудничества в области экономики и в приграничной сфере.
В ходе майской встречи в Сочи президентов двух стран российская сторона согласилась повысить цену на казахстанский газ, предоставила возможность формировать сквозные тарифы на казахстанские грузы. Кроме того, Н.А. Назарбаев и В.В. Путин договорились о совместных разработках газовых месторождений на Северном Каспии, что позволит увеличить товарооборот между двумя странами вдвое. Тогда же было ратифицировано российско-казахстанское соглашение об учреждении Евразийского банка развития. Глава Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками А. Кокошин назвал его «одним из крупнейших интеграционных проектов на постсоветском пространстве в финансово-экономической сфере». Учреждение Евразийского банка развития видится особенно актуальным в связи с решением ЕБРР о расширении своей деятельности на постсоветском пространстве.
Однако существуют и проблемы:
отсутствие свободной экономической
зоны с Россией и единой тарифной
политики, нерешенность вопроса согласованной
энергетической политики и другие.
Путь к решению этих проблем многим
экспертам видится через
Вместе с тем многие
политологи рассматривают центрально-
Можно предположить, что в исторической перспективе благосостояние центрально-азиатских стран будет зависеть от стабильности сопредельных держав. Только этот фактор может обеспечить бесперебойность торговых потоков по сухопутным коммуникациям. И он является, по-видимому, самым серьезным аргументом в пользу теснейшего сотрудничества бывших среднеазиатских советских республик с Россией. Очевидно, что и в обозримой перспективе будут сказываться такие факторы, как наличие в странах Центральной Азии комплексной сырьевой базы полезных ископаемых, связанной с российскими потребителями налаженной системой трубопроводного и других видов транспорта, адаптированность рыночных условий в странах Центральной Азии и России к спросу и предложению на взаимопоставляемые товары и услуги, заинтересованность в сохранении кооперационных и технологических связей, прежде всего в энергетике и на транспорте, с целью сохранения жизнеспособности ранее созданных и ориентированных на совместную работу объектов.
Оптимистичный подход к развитию отношений между Россией и странами Центральной Азии предполагает, что в какой-то момент обе стороны подтолкнут друг к другу их долгосрочные экономические интересы. Уже сейчас, что центрально-азиатские страны стремятся наладить межрегиональные связи, руководствуясь практическими, а не идеологическими соображениями. Вопрос выбора новых ориентаций остается самым насущным для этих стран, так как именно они определят модель их будущего развития.
Итак, политика России в Центральной Азии как основного участника экономических отношений, формирования региональных комплексов безопасности и центра притяжения на постсоветском пространстве, ее двусторонние контакты со странами региона подвергались корректировкам не раз, но неизменным оставался курс на добрососедские отношения. За годы независимости создана целая система экономических, научно-технических и культурных связей, укреплена и расширена общая инфраструктура коммуникаций и средств связи. Все государства региона заинтересованы в укреплении двусторонних отношений и в решении проблем безопасности, имеют относительно налаженное взаимодействие в борьбе против международного терроризма, незаконного распространения наркотиков и других нетрадиционных угроз. Сотрудничество переросло в двусторонние договоры о стратегическом партнерстве и закреплено совместной деятельностью в СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, ОЦАС. В этой связи весьма показательно высказывание политолога Колумбийского университета (США) Р. Менона: «История, география и логика власти гарантируют, что Центральная Азия останется в сфере влияние России. Ни государства региона или их союзы, ни другие державы или организации не изменят этой реальности…»[16]
Но в то же время понятно,
что в отношениях с Центральной
Азией нельзя, по словам В. Никонова,
занимать морализаторскую или
Кроме того, России следует
позаботиться о повышении собственной
привлекательности в
Стабильность в Центральной Азии в конечном счете отвечает интересам национальной безопасности России. Разумеется, этот общий вывод нуждается в уточнении, Россия заинтересована, прежде всего, в такой стабильной ситуации за ее границами, которая обеспечивала бы сохранение прочных партнерских, а еще лучше дружеских, отношений со странами Центральной Азии в рамках СНГ[18]. Таким образом, геополитические интересы России и основные направления ее политики в Центральной Азии во многом взаимосвязаны с потребностями как самих центрально-азиатских стран, так и с необходимостью поддержания экономической, политической и военной стабильности в регионе.
Примечания
[1] Михайлов Л. Российский фактор в Центральной Азии // Международные процессы: Журнал теории международных отношений и мировой политики. Антропология международных отношений. Т. 3. № 2 (8). Май – август 2005.
[2] Кулагин В.М. Международная безопасность. М., 2006. С. 77.
[3] Третьяков В. Русская Азия // Московские новости. 2006. 3 марта.
[4] Аллисон Р. Центральная Азия и Закавказье: региональное сотрудничество и фактор российской политики // Рабочие материалы. 2004. № 10. С. 18.
[5] Малашенко А. Новые ориентации Центральной Азии и России // www.vub.ac.be 26/07/2005.
[6] Тренин Д. Конец Евразии: Россия на границе между геополитикой и глобализацией // www.carnegie.ru 24.02.2006.
[7] См.: Шаклеина Т.А. Российская внешнеполитическая мысль: В поисках национальной стратегии. М., 1997.
[8] Третьяков В. Русская Азия.
[9] Цит. по: Аллисон Р. Указ. соч. С. 20.
[10] См.: Наумкин В. Российская политика в отношении Казахстана // Стратегические перспективы: ведущие державы, Казахстан и центральноазитский узел. Лондон, 2004. С. 47–80.
[11] Малашенко А. Новые ориентации Центральной Азии и России.
[12] Сидоров О.Н. Геополитические интересы российской федерации по отношению к сопредельным странам // Международные отношения и безопасность. 2004. №6.
[13] Российско-казахстанские взаимоотношения: К вопросу об активизации присутствия РФ в постсоветской Азии // Средняя Азия и Казахстан: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. №29.
[14] Там же.
[15] Никонов В. Интересы России и политика для России в Центральной Азии // www.rusglobus.net 18.04.2004.
16 Menon R. In the shadow of the bear: security in the post-soviet Central Asia // International Security. Cambridge (Mass.), 1995. Vol. 20. No 1. P. 180 // Цит. по: Михайлов Л. Указ. соч.
[17] Никонов В. Указ. соч.
[18] Мейер М.С. Ситуация в постсоветской Центральной Азии и вопросы национальной безопасности России // Материалы серии семинаров «Средний Восток и Центральная Азия: проблемы и перспективы в XXI в.». М., 2002. С.81.
Информация о работе Геополитические интересы России в Центральной Азии