Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:21, реферат
В работе рассматриваются основные проблемы, имеющие место в экономической, военной и энергетической политике Европейского Союза, где проявляется его эволюция как политического феномена на современном этапе.
Введение 3
1. Геополитическая ситуация: Экономический аспект 5
1. 1. Экономический кризис 2008-2009гг. Антикризисная политика 5
1.2 Экономический кризис 2011. Новые направления экономической политики 6
1.2.1 Надстройка экономической части ЭВС 6
2. Геополитическая ситуация: Военный аспект 10
3 Геополитическая ситуация: Энергетическая политика Европейского союза 13
Заключение 19
Список использованных источников 21
3.
Геополитическая ситуация: Энергетическая
политика Евросоюза
Вопросы энергообеспечения занимают ключевое место в стратегии Европейского Союза (ЕС) в сферах экономики, политики и безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Причем, потребности Европы в энергоресурсах будут только расти по мере преодоления еврозоной последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Потребности
ЕС в энергоресурсах: современное состояние
и перспективы
Являясь крупнейшим экономическим блоком,
ЕС потребляет около 16% от объемов всех
мировых энергоресурсов. Среди основных
видов энергоносителей традиционно наибольший
интерес для Евросоюза представляют нефть
и газ. Доля же угля, равно как и доля гидроэнергетических
ресурсов, в топливно-энергетическом балансе
ЕС были и остаются несущественны. Хотя
атомная энергия и играет важную роль
в экономике ряда европейских государств,
тем не менее, ее доля в энергопотреблении
ЕС в целом значительно ниже доли углеводородов.
К тому же, долгосрочные перспективы развития
атомной энергетики в Европе пока неясны
из-за растущих опасений рисков экологической
катастрофы. Тем более, что во многих европейских
государствах до сих пор не преодолен
так называемый "чернобыльский синдром".
Об этом свидетельствует хотя бы то, что
с 1986 года вплоть до настоящего времени
производство атомной энергии в Европе
не увеличивалось. Кроме того, в ЕС укрепляются
позиции "зеленых" и растет поддержка
политики приоритетного использования
возобновляемых источников энергии.
Несмотря на доминирование углеводородов
в энергетическом балансе Европы, запасы
нефти и газа в странах ЕС невелики на
фоне значительных европейских потребностей,
к тому же характеризующихся долгосрочной
тенденцией к росту. Так, запасы нефти
на территории стран-членов ЕС составляют
всего лишь 0,2% от мировых, а природного
газа - 1,4%. На сегодняшний день на европейском
пространстве добывается около 163 млн.
тонн нефти в год, что обеспечивает лишь
около 18% внутренних потребностей, и 193
млрд. кубических метров газа, "покрывающих"
примерно 37% внутренних потребностей.
В то же время, ежегодно Евросоюз потребляет
не менее 900 млн. тонн нефти и 500 млрд. кубических
метров газа. Следовательно, нетто-импорт
углеводородов составляет более 300 млрд.
кубических метров газа и более 700 млн.
тонн нефти.
Все вышеизложенное говорит о том, что
зависимость Евросоюза от импорта углеводородов
все еще является достаточно жесткой,
а в перспективе будет, скорее всего, только
усиливаться. Этот процесс особенно проявится
по мере преодоления последствий мирового
финансово-экономического кризиса и выхода
европейской экономики на траекторию
устойчивого роста. Тем более что данная
зависимость уже кардинально возросла
в начале XXI века в связи с расширением
ЕС за счет стран Восточной Европы, в основном
не располагающих углеводородными ресурсами
и унаследовавших чрезмерно энергоемкую
экономику, сформировавшуюся еще во времена
существования Совета экономической взаимопомощи
(СЭВ).
Прогнозы относительно потребностей Евросоюза
в углеводородах сильно разнятся. До наступления
мирового финансово-экономического кризиса
в 2008 году в период динамичного роста европейской
экономики предполагалось, что к 2020 году
Евросоюз будет потреблять не менее 1,2
млрд. тонн нефти и около 800 млрд. кубических
метров газа. Тем более что углеводородные
запасы на шельфе Северного моря истощаются,
и во второй половине первого десятилетия
наступившего века наблюдалась устойчивая
тенденция уменьшения объемов нефте- и
газодобычи в Европе. Однако мировой кризис,
который сильнее всего затронул именно
ЕС, последовавшее за этим резкое снижение
экономической активности в Евросоюзе
и падение спроса на углеводороды, внесли
серьезные коррективы в прогнозы. В настоящее
время предполагается, что к 2020 году Евросоюзу
необходимо будет импортировать около
525 млрд. кубических метров газа (что на
60% больше уровня 2009 года) и 810 млн. тонн
нефти (что примерно на 9,5% больше уровня
2009 года).
Основными
поставщиками углеводородов в Европу
являются Россия и ряд стран Ближнего
Востока. Причем РФ играет наиболее важную
роль в обеспечении энергетической безопасности
ЕС, так как российские поставки (свыше
300 млн. тонн нефти и около 200 млрд. кубических
метров газа) покрывают около 33% потребностей
ЕС в нефти и 46% - в газе[13]. Запущенный пару
недель назад газопровод «Нордстрим»,
который является региональным проектом
общеевропейского значения, который удовлетворяет
около 30% возрастающих нужд. Поэтому для
Европы этот проект чрезвычайно важен
[14]. Однако большой вопрос, сможет ли Россия
уже в ближайшие 10 лет наращивать объемы
экспорта нефти и газа в Европу пропорционально
потребностям Евросоюза. Дело в том, что
основные российские месторождения углеводородов
уже в середине первого десятилетия наступившего
века стали демонстрировать признаки
истощения.
Так, наиболее важные газовые месторождения
РФ (Уренгой, Ямбург, Медвежье) в значительной
степени (в целом, более чем на 70%) выработаны.
Подавляющая часть поставок российской
нефти в Европу осуществляется с западно-сибирских
месторождений, которые уже выработаны
на 60%, и находятся в стадии "падающей
добычи". Важным индикатором истощения
российских запасов углеводородов является
то, что объемы добычи нефти и газа в РФ
в последние несколько лет не имеют динамики
роста. Весьма показательно в данном плане,
что в период 2007 - 2008 годов объемы добычи
нефти и газа в России, а также объемы их
экспорта, не увеличивались, несмотря
на высокие цены на углеводороды.
В случае выбора Россией курса на модернизацию
энергетики и экономики, ее внутренняя
потребность в углеводородах также будет
расти, что значительно ограничит экспортные
возможности. Москва также намеревается
частично переориентировать свой углеводородный
экспорт на восточное - китайское и азиатское
в целом - направление, следствием чего
может стать снижение объемов экспорта
в Европу.
Все это свидетельствует в пользу того,
что "российская доля" в углеводородном
импорте Евросоюза уже в среднесрочной
перспективе, скорее всего, значительно
сократится[13].
Еще одна существенная специфическая особенность ЕС заключается в раздробленности рынков, их национальной обособленности. Поэтому значительная часть усилий политики ЕС направлена на преодоление этой фрагментарности рынков, устранение барьеров на пути свободной конкуренции в сфере энергетики.
Эта деятельность имеет как созидательную, так и «разрушительную» направленность. С одной стороны, формируются единые электросети, финансируются совместные проекты и разработки, а с другой – снимаются ограничения и барьеры для доступа на национальные рынки компаний других стран ЕС.
Сегодня при формировании энергетической политики страны ЕС фактически решают те же задачи, которые возникали у них при формировании таможенного союза, когда необходимо было снять внутренние барьеры на пути перемещения товаров и выстроить единую внешнеторговую политику. ЕС параллельно пытается решить две важнейшие задачи:
-
ликвидировать национальную
-
сформировать общую
В
настоящее время мы являемся свидетелями
того, как постепенно формируется
наднациональная энергетическая политика
ЕС. Активность ЕС по формированию действенной
энергетической политики в последние
годы возрастает, видимо, пропорционально
повышению значимости этого вопроса
для будущего Европы. Можно привести
внушительный список серьезных инициатив
в различных областях. О необходимости
общеевропейской политики в сфере
энергетики, в частности, о необходимости
создания общеевропейских энергетических
сетей, было, например, заявлено в выводах
неофициальной встречи глав государств
и правительств стран ЕС, прошедшей
в Хэмптон Корт в октябре 2005 г.
Эта необходимость была подтверждена
на весенней сессии Европейского совета
2006 г. Принятые саммитом ЕС направления
энергетической политики ЕС предполагают
формирование единого европейского
энергетического рынка без
Был
разработан План действий в области
энергетики, состоящий из 10 пунктов,
соответствующих основным направлениям,
на которых ЕС сосредоточит свои усилия.
15 февраля 2007 г. министры энергетики 27
стран ЕС на встрече в Брюсселе
одобрили проект Плана действий. В
числе приоритетов плана –
задача сокращения выбросов парниковых
газов к 2020 г. Одной из важных составляющих
этого плана стал другой План действий
Комиссии – по обеспечению эффективности
использования энергии[16]. Предполагается,
что возобновляемые источники энергии
должны обеспечивать не менее 20% общего
баланса энергопотребления к 2020 г., а потребности
транспорта в энергоресурсах должны покрываться
не менее чем на 10% за счет биотоплива.
В результате уже реализованных под эгидой
ЕС мер, можно констатировать, что европейский
рынок электро и газоснабжения в основном
сформировался. В частности, директивы
ЕС, направленные одновременно на либерализацию
и создание единого общеевропейского
рынка (например, в 1996 г. – по электроэнергетике,
в 1998 г. – по газу), уже давно запустили
процессы, которые реально повлияли на
условия поставок энергоносителей. Однако
только сейчас обозначились контуры этого
рынка. И хотя на нем устранены не все барьеры
для развития конкуренции, и функционирует
он пока не совсем так, как задумывалось
в Брюсселе, определенные успехи и значительный
прогресс очевидны. Последовательное
продвижение по этому пути очень важно
для ЕС, поскольку дорогие энергоресурсы
– один из серьезнейших минусов для конкурентоспособности
Европы. Решение этой проблемы пытаются
найти и на путях сокращения доли посредников,
и в целом путем либерализации общего
рынка.
Заключение
Развитие западноевропейской региональной интеграции продолжается, вызывая потребность в анализе и обобщении всех основных процессов и всегда имеющих место проблемных моментов. Это довольно трудно уложить в рамках настоящей работы, но вместе с тем, некоторые главные выводы можно сформулировать и сейчас.
Содержание экономической антикризисной «повестки дня» для ЕС состоит сегодня в том, чтобы привести все механизмы и возможности Союза в соответствие с его общей стратегией развития, трансформировать экономический и хозяйственный потенциал сообщества к более эффективной и гибкой системе управления, активной экономическая политике и повышенному внимание к выравниванию экономического развития стран-членов. Как уже было замечено, выполнение этой задачи возможно при условии обретения Евросоюзом собственной государственно-политической идентификации.
Европейское
Вместе с тем, ряд объективных обстоятельств накладывает существенные ограничения на процессы военно-политической кооперации в регионе, влияя таким образом на направленность, масштабы и результаты военных мероприятий в рамках ЕС. Имеется в виду участие почти всех государств-членов ЕС в НАТО, а также роль США, стремящихся не допустить ущемления своих геополитических интересов в Европе и фактически блокирующих попытки своих европейских союзников по НАТО эмансипироваться в военном плане.
В
условиях нестабильности, скачков мировых
цен на нефть и роста политической и международной
напряженности в регионах добычи энергосодержащих
ресурсов и вокруг отдельных стран их
производителей или стран-транзита проблема
энергетической безопасности приобретает
глобальный масштаб. Соответственно, всем
участникам международных энергетических
отношений приходится учитывать данные
обстоятельства. Но, к сожалению, механизм
согласования интересов в геоэкономическом
треугольнике «страны-поставщики — страны-потребители
— страны-транзитеры» не отвечает современным
реалиям, а путь к консенсусу зависит от
множества сопутствующих геополитических
факторов. Находясь первоначально в невыгодном
энергетическом положении, Европейский
регион умело проводит интенсивные экономические
и политические диалога с энергетическими
партнерами, обеспечивая тем самым стратегическую
безопасность в энергетике и в регионе
вцелом.
Список использованных источников
1.
Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого
и всеобъемлющего роста// COMMUNICATION FROM THE
COMMISSION EUROPE 2020 A strategy for smart, sustainable and inclusive
growth. Brussels, 3.3.2010. Режим доступа: http://europa.eu/press_room/
2. В. Н. Зуев. Антикризисная политика Евросоюза //Международная экономика. 2009. №10
3. Экономическая политика
ЕС. Новинки сезона.
д.э.н., зав. кафедрой Европейской интеграции,
советник ректора МГИМО. О.Буторина Режим
доступа: http://olga-euro.livejournal.
4. Л. Чирков. Будапешт открывает Европейский семестр// Парламентская газета. 2011. №1
5. Саммит ЕС одобрил «Евро плюс пакт»// Ведомости. 2011. 25 марта.
6. Общие активы европейского стабилизационного механизма достигнут 700 млрд. евро// Финансы и экономика. 2011. №3
7. Так считает Канцлер ФРГ Ангела Меркель// Комсомольская правда. 2011. 6 ноября.
8. // Независимая газета. 2000. 9 ноября
9. А.Чаевич, А. Камышанова //Формирование современной системы европейской безопасности //Ориентир/ 2011. №4
10.
Губайдуллина М.Ш. Общая внешняя политика,
политика безопасности и обороны ЕС в
современной региональной системе безопасности.
Казахстанский институт стратегических
исследований. Режим доступа http://www.kisi.kz/img/docs/
11.
Vertrag von Nizza (2001/C 80/01). Режим доступа: http://eurlex.europa.eu/de/
12. А.С. Сербина Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС. Испытание Востоком // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324
13. Румянцев А.А. Энергодиалог России и Европейского Союза: геополитический аспект. Авторефреат, Москва, 2010
14. Р.Симонян. Россия и Евросоюз: Балтийский потенциал экономической интеграции //Мировая экономика и международные отношения. 2011.№4
15. CEC. Europa.eu.int. press release. 25.03.06.
16. The Energy Efficiency Action Plan. CEC. Europa.eu.int 19 October 2006
Информация о работе Геополитические проблемы современного развития Европы