Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:47, курс лекций
1. Геополитические эпохи США
2. Стратегия мирового лидерства
3. Внешняя политика США
...
21. Геополитическая ситуация в странах Латинской Америки
22. Геополитическая стратегия стран Латинской Америки
≈ осуществление поддержки национального предпринимательства, его защита от иностранной конкуренции,
≈ государственное регулирование частного сектора,
≈ жесткий контроль над финансовыми операциями,
≈ в государственном секторе — преимущественное развитие основных отраслей тяжелой промышленности и энергетики.
С 1991 г. в стране проводится экономическая реформа, направленная на ослабление государственного контроля над частным бизнесом, и осуществляется приватизация некоторых государственных предприятий.
За
годы независимости общий
Если
в колониальной Индии
Во многом возрастание политического веса Индии в международной политике связано с ее способностью решить внутриполитические проблемы, истоки которых берут начало в древности. Если попытаться структурировать их по значимости, то можно представить следующую иерархию угроз.
Демографический бум, нищета и неграмотность
Основная социально-экономическая проблема Индии — это перенаселенность и весьма низкий жизненный уровень. В течение XX в. плотность населения страны возросла в три с половиной раза, причем лишь 30— 35% индийцев принадлежат к среднему классу, около 1 % составляют богатые, остальные 65—70% населения — беднота, в 1991 г. неграмотными были 48% населения. Следствием этого является политическая нестабильность и частые конфликты.
Кастовая система Индии
Это явление уникальное. В Индии насчитывается 3 тыс. каст. Еще в эпоху вед возникло иерархическое деление общества на четыре сословия (варны):
› брахманы (жрецы, учителя, ученые);
› кшатрии (воины, правители, знать);
› вайшья (земледельцы, торговцы, скотоводы);
› шудры (зависимые земледельцы, ремесленники, слуги).
Постепенно внутри варн появились более мелкие образования — касты (докати), отражающие социально-классовые отношения в индуистском обществе, характерные для данной местности. Принадлежность к той или иной касте определена от рождения, а между кастами, в особенности между брахманскими и кшатрийскими, с одной стороны, и шудрскими — с другой, существуют многочисленные ограничения в бытовом общении, в частности на проведение совместных трапез. Кроме того, установлен либо полный запрет, либо ограничения на браки между членами различных каст.
Нижнюю ступень иерархии занимают так называемые вневарновые, или зарегистрированные, касты. В основном это потомки рабов и крепостных, в древности и Средневековье эксплуатировавшихся землевладельческой верхушкой сельской общины, а также выполнявших традиционно считающуюся «нечистой» работу кожевников, ассенизаторов, уборщиков, сторожей и т.д. Даже их прикосновение к лицам высших каст воспринимается, как осквернение, поэтому они получили название «неприкасаемые» («отверженные») - далиты (16,5% жителей страны).
Религиозный экстремизм
Много веков последователи различных религий в Индии, как правило, мирно соседствовали друг с другом. Положение изменилось в 1947 г., когда страна получила независимость и некоторые спорные пограничные территории были переданы Пакистану. Раздел происходил по религиозному признаку и сопровождался кровавыми столкновениями индуистов и сикхов с мусульманами, в ходе которых погибли сотни тысяч человек.
До сих пор различные
Конфессиональный раскол
Подавляющее большинство населения Индии (82,6%; данные 1991 г.) составляют индуисты, последователи одной из древнейших мировых религии — индуизма. Возникновение индуизма — первоначально религии древних индоарийцев — относят ко II тыс. до н.э. От этого периода сохранились четыре обширных сборника священных преданий — вед, которые в последующем тысячелетии обросли множеством комментариев. В I тыс. до н.э. складываются громадные по объему поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Большинство
населения северозападных
Около
1 % населения Индии исповедует
такие древние религии, какбудд
Последователей христианства в Индии насчитывается около 20 млн человек (немногим более 2% населения).
Афганско-пакистанские отношения являются довольно запутанными, прежде всего – из-за противоречивой внешней политики обеих стран. Кроме того, влияние гражданских властей на территории страны в обоих государствах весьма ограничено. Особенно это заметно в Афганистане, где отдаленные провинции практически не контролируются центральным руководством, которое там заменяют террористические группы. В Пакистане ситуация несколько иная. В нём власть по сути принадлежит армии. Наряду с ней большим влиянием обладает межведомственная разведка ISI, которую страны Запада часто обвиняют в поддержке Талибана.
В отношениях Афганистана и Пакистана масса застарелых проблем и неопределенности. Одновременно можно говорить об благоприятных перспективах межгосударственного диалога, поскольку обе стороны заинтересованы в дружбе и сотрудничестве. Основные разногласия связаны с линией Дюранда, борьбой с терроризмом и Индией.
Говоря о линии Дюранда, президент Афганистана Х. Карзай сказал о том, что «это стена ненависти между двумя братьями». Кабул не признаёт её как международно утверждённую границу между Афганистаном и Пакистаном, так она разделяет единые этнические группы. Состоящее в основном из пуштунов афганское правительство занимает позицию, суть которой заключается в том, что принадлежащие Пакистану пуштунские территории должны принадлежать Афганистану. То, что противоречия по данному вопросу носят серьёзный характер, подтверждает тот факт, что именно из-за линии Дюранда Афганистан был единственной страной, выступившей против принятия Пакистана в ООН в 1947 г. после провозглашения им своей независимости.
Другой проблемный аспект
афганско-пакистанской приграничной неурегулированности
связан с угрозами в области безопасности.
На спорных территориях
Хотя Пакистан утверждает, что борется с терроризмом, США и Афганистан обвиняют его в пассивности и даже поддержке террористов. Например, в начале октября этого года Б. Обама заявил о том, что пакистанские военные и разведка поддерживают контакт с афганскими экстремистами, которые после ухода американских войск могут захватить власть в стране. В свою очередь Х. Карзай утверждает, что Пакистан хочет дестабилизировать его пуштунское правительство, чтобы к власти в Афганистане пришли пропакистанские силы.
Не менее важным фактором в афганско-пакистанских отношениях является Индия. С тех пор как в 1947 г. Великобритания оставила эту страну, и был создан независимый мусульманский Пакистан, Дели и Исламабад враждуют. Главным камнем преткновения остаются принадлежащие Индии провинции Джамму и Кашмир. В данном контексте Пакистан обеспокоен улучшением афганско-индийских отношений. Фактически Афганистан пытается лавировать между двумя конкурентами. Когда в октябре 2011 г. Кабул и Дели подписали договор о взаимопомощи после ухода из Афганистана американских войск, Х. Карзай сразу же попытался успокоить Исламабад, заявив о том, что «Пакистан это брат-близнец, а Индия – большой друг», и что подписанное соглашение не отразится на братских отношениях двух стран.
Индия могла бы помочь Афганистану улучшить ситуацию в области образования и инфраструктуры, а также поучаствовать в подготовке афганских сил безопасности. На эти цели ей уже было выделено 2 млрд. долларов (к слову, эта сумма почти в шесть раз превышает помощь Афганистану со стороны Пакистана). С индийской точки зрения, стабильность в Афганистане напрямую связана с безопасностью в самой Индии, поэтому жалеть денег в данном случае не стоит.
По словам посла Евросоюза
в Кабуле В. Ушацкаса, хотя в Афганистане
пересекаются интересы сразу нескольких сильных государств региона, конкретные
проекты могут помочь перейти от геополитической
конфронтации к конструктивной взаимозависимости.
Один из таких проектов – газопровод Туркменистан-Афганистан-
Какими бы ни были разногласия между Афганистаном и Пакистаном, их связывает общая история, и их будущее неотделимо. Похоже, что это понимают и лидеры обеих стран, постоянно выражающие готовность к укреплению двусторонних связей. Иногда дружеские заявления даже выходят за дипломатические рамки дозволенного. Например, в октябре этого года Х. Карзай неосмотрительно сказал, что в случае военного конфликта Пакистана с Америкой он поддержит Исламабад. Хотя афганское руководство попыталось объяснить данное заявление желанием успокоить Пакистан в контексте подписания Договора о стратегическом партнёрстве с США, американцы были недовольны, расценив слова Х. Карзая как предательство (но даже не смотря на то, что у Соединенных Штатов имеются к Пакистану серьезные претензии, война между ними маловероятна).
В 2010 г. между Афганистаном и Пакистаном был подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий строительство железной дороги по маршруту Кандагар-Квет и Джелалабад-Пешавар, которая стала бы частью пакистанской железнодорожной системы, а также соглашение о транзите товаров. Последнее открывает во многом изолированному Афганистану доступ к пакистанским портам, а также даёт ему право использовать пакистанские дороги для развития торговли с Индией. Нормализации отношений двух стран способствует и деятельность неправительственных организаций, например, Ассоциации дружбы народов Афганистана и Пакистана. Эта организация пытается помогать беженцам и бороться с бедностью, решать проблемы в области региональной безопасности и образования, развивать экономическое сотрудничества двух щосударств и т.д. Все это – важные шаги на пути улучшения политико-экономического климата во всём регионе.
По мере приближения 2014 г. – времени вывода из Афганистана американских войск – отношения с Исламабадом становятся для Кабула всё более значимыми в контексте стабилизации страны и борьбы с терроризмом. Без Пакистана решение этих проблем невозможно. Последнему сотрудничество с Афганистаном важно хотя бы потому, что он не заинтересован в том, чтобы Кабул попал в зону влияния Индии и превратился в инструмент её борьбы с Исламабадом.
Но главное – без стабильного Афганистана не представляется возможным говорить о стабильности и безопасности всего среднеазиатского региона
17 ЯПОНИЯ
Развитие капиталистических отношении в Японии связано с эпохой Мэйдзи исин (обновление Мейдзи). Буржуазное правительство императора Муцухито (1867 г.) встало на путь буржуазных социально-экономических преобразований, стало искать новые источники сырья (Япония бедна полезными ископаемыми, энергоресурсами и т.д.) и рынки сбыта. Потомки самураев обратили свой взор на территории ближайших соседей: Корею и Китай. Ползучую колонизацию Китая уже вели Англия и США. Япония тоже включилась в дележ колониального пирога. Активность Японии в Корее и Китае беспокоила европейские державы (прежде всего Англию) и Россию. Англичане стали разрабатывать свои планы “освоения” Ляодунского полуострова и захвата Порт-Артура. 17 декабря 1897 г. туда пришли два английских крейсера. Увидев андреевские флаги крейсера “Дмитрий Донской” и канонерских лодок “Сивуч” и “Гремящий”, англичане поняли, что опоздали и важные в геостратегическом плане (отношении) бухты были при формально нейтральном поведении китайской стороны заняты русскими.
Японскую экономическую систему ряд специалистов называет “некапиталистической рыночной экономикой Японии”. Пользуясь большой финансовой помощью США (применительно к Японии был разработан своеобразный план Маршалла), Страна восходящего солнца после Второй мировой войны добилась самых высоких в мире темпов развития промышленности и сельского хозяйства, прироста товаров и услуг.