Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:47, курс лекций
1. Геополитические эпохи США
2. Стратегия мирового лидерства
3. Внешняя политика США
...
21. Геополитическая ситуация в странах Латинской Америки
22. Геополитическая стратегия стран Латинской Америки
Такой подход потребует от США отказа
от некоторых глобальных проектов.
Наиболее видимые уступки со стороны
США должны последовать в военно-
Военные аналитики США видят развитие вооруженных сил своего государства исходя из того, что в ближайшие годы Соединенные Штаты не смогут выработать «большой стратегии», наподобие стратегий сдерживания или гегемонии. Наиболее обсуждаемая стратегия сегодня – это «A Concert-Balance Strategy» – «адаптивная стратегия» быстрого перехода от «стратегии взаимодействия согласных» (concert of powers) к стратегии «баланса сил» (balance of power).
Отсюда вытекает задача стратегических ядерных сил – осуществление сдерживания. В декабре 2008 г. министр обороны США Роберт Гейтс утвердил новый план стратегического сдерживания, в преамбуле к которому говорится, что сдерживание остается краеугольным камнем обеспечения национальной безопасности США.
Если к военно-силовой части стратегии добавить настойчивое стремление США довести до конца процесс либерализации мировой торговли (дохийский раунд), взять под контроль информационные потоки и киберпространство в целом, обеспечить доступ американским компаниям к запасам энергоресурсов в рамках «новой регионализации» (Большой Средний Восток, Большая Центральная Азия, Кавказ и Каспий), определять мировые тенденции в сфере образования, науки и культуры, то данную стратегию можно назвать «стратегией управления глобальными процессами».
Это стратегия глобальной вовлеченности в новой идеологической упаковке: лидерство не по желанию, а, якобы, по велению времени (потому что больше этого пока делать никто не может и не желает). Скорее всего, это стратегия переходного периода на время формирования нового глобального миропорядка. Какой из проектов (бесполярный мир, многополярный мир, полицентрический мир или какой-то иной) в конечном счете станет моделью глобального развития, во многом будет зависеть от того, как эта стратегия «впишется» в новейшие процессы глобализации.
Внешняя политика. Под внешней политикой понимается деятельность государства (государственных властных институтов – прежде всего правительства и других органов исполнительной, а также законодательной власти) на международной арене, регулирующая отношения с другими внешнеполитическими субъектами и основанная на стремлении обеспечить реализацию своих интересов при помощи дипломатических, военных, экономических и других средств.
Понятие международная политика, близкое по своему значению к термину внешняя политика, означает внешнеполитическую деятельность, для которой характерно расширение числа участников международных отношений за счет негосударственных структур, т.е. когда наряду с государствами все более активную роль на международной арене играют межправительственные и неправительственные организации, международные и региональные организации (ООН, АТЭС), а также политические партии, движения и отдельные личности.
Государства являются субъектами внешней политики и важнейшими участниками международных отношений. Внешняя политика любого государства тесно связана (и зависит) от его внутренней политики и, наоборот, внешняя политика оказывает воздействие на внутреннюю жизнь страны.
Международные отношения – это среда, где реализуются принципы внешней и международной политики.
Цели внешней политики определяются многими внутренними и внешними факторами:
– историей страны;
– традициями нации;
– политическим режимом (демократическим, авторитарным, тоталитарным);
– геополитическими условиями;
– взаимоотношениями с другими государствами и т.д.
Главными целями внешней политики являются национальная безопасность, рост могущества и влияния государства, рост его международного престижа и т.п. Национальная безопасность, в свою очередь, составляет основу национальных интересов любой страны.
Национальная безопасность – важнейшее условие существования любого государства. Под нею понимается защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятному воздействию извне (например политическому или экономическому внешнему давлению), обеспечение таких условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного внутреннего прогресса общества и его граждан.
Национальная безопасность складывается под влиянием внутренней и внешней политики государства из ряда подсистем:
– политической безопасности, которая предполагает наличие устойчивого политического суверенитета (независимости) государства;
– экономической безопасности, которая характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей;
– военной безопасности, характеризующейся возможностью обеспечения национальной безопасности средствами вооруженного насилия. Она предполагает наличие вооруженных сил, создание системы коллективной и международной безопасности, военно-политических союзов и т.д.;
– экологической безопасности, что
означает возможность устойчивого
и рационального
Существуют также
Укрепление национальной безопасности, рост могущества государства (которое складывается из экономических, военных, политических, психологических и даже географических – геополитических факторов) усиливают его международный престиж. Средства осуществления внешней политики. Государство использует одновременно различные средства внешней политики:
1. Информационные (или идеологические) средства проявляются в различных формах пропаганды, культурной политики, информации и используются для формирования благоприятного общественного мнения.
2. Политические средства
3. Экономические средства
4. Военные средства применяются в форме военного давления: “точечные” военные акции (например бомбовые удары по военным объектам другого государства или базам международных террористов), вооруженные провокации на границах, учения, маневры и т.д.
Государственные органы, осуществляющие внешнюю политику. В государственных структурах большинства стран существуют специализированные органы по разработке и осуществлению внешней политики, а также по контролю за этой деятельностью:
– Министерство иностранных дел;
– парламентские комитеты и комиссии по внешней политике;
– Совет безопасности при президенте;
– посольства и консульства, в составе которых наряду с “чистыми” дипломатами работают специалисты по военным вопросам, резиденты разведки и контрразведки, специалисты по вопросам экономического и культурного сотрудничества;
– культурные центры за рубежом;
– официальные и полуофициальные миссии (“Корпус мира” США).
Внешняя политика США, как средство реализации национальных интересов своей страны, не является исключением (в смысле целей, задач, функций, методов, институтов) из общего контекста данного феномена – внешней политики.
Азиатско-Тихоокеанский регион
Для США Азиатско-Тихоокеанский регион
, когда коммодор Перри
под дулами орудий вынудил
японское правительство
В Стратегии национальной безопасности
2006 г. США названы тихоокеанской нацией
с всесторонними интересами в Восточной
и Юго-Восточной Азии. Стратегические
цели Соединённых Штатов в этом регионе стабильны на протяжении
полутора веков.
Эти цели следующие: 1) неограниченный
экономический доступ к региону, 2) свобода мореплавания и
защищённость международных ком
С другой стороны, США выступают в АТР
в облике супердержавы, ставшим для них
в этом регионе привычным за полтора столетия
активной политики. На первом плане для
США в АТР задача, которая является региональным воплощен
Сегодня наиболее реальный претендент
на эту роль - Китайская Народная Республика.
Поэтому политика США в регионе подчинена усиливающему соперничеству
с КНР за лидерство в АТР и в перспективе
– за глобальное лидерство.
В 2005 г. Китай впервые стал основной темой
одновременно ежегодного доклада Пентагона
и доклада Службы национальной разведки
США [1]. Главный вывод обоих документов
состоит в следующем: если не сдержать
Китай, то не более чем через 30 лет США
потерпят крах. Аргументами служат показатели
возрастания экономической и военной
мощи КНР:
В противостоянии США и Китая есть ещё
один аспект, хорошо знакомый по временам
холодной войны – противоборство различных
общественно-политических систем. 14 января 2008 г.«Лос-Анджелес
таймс» писала: «Сама идея о том, что китайская
модель одерживает свои победы благодаря
материальным успехам страны, делает эту
политико-экономическую модель привлекательной
альтернативой либерально-демократическому
капитализму». Поэтому окончание холодной
войны в Европе не имело значения для изменения стратегии США в АТР, изменилось только
имя главного противника – не СССР, а КНР.
Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе
- во-первых, укрепление связей с традиционными
союзниками – Японией, Южной Кореей, Филиппинами,
Таиландом, Австралией.
Со всеми этими государствами заключены
двусторонние договоры, включающие взаимные
обязательства о поддержке при обороне
и отражении военной угрозы.
Главным союзником США в регионе является Япония. Это объясняется
как географическим положением Японских
островов, играющих роль «непотопляемого
авианосца» США, так и наличием общего
противника – Китая. Военная доктрина
Япония, принятая в 2004 г., впервые за послевоенный
период официально называет Китай потенциальным
противником;
- во-вторых, сохранение и укрепление собственного
военного присутствия в регионе.
«Тихоокеанское командование» - крупнейшее
в Америке. Группировка включает 300 тысяч
человек и более 100 боевых кораблей. На
военных базах США врегионе размещено ядерное оружие.
Укрепляя отношения с союзниками и сохраняя
в полном объёме военное присутствие в
АТР, США стремятся таким образом осуществить
«военное сдерживание» Китая. Военное
сдерживание США сочетают с развитием
сотрудничества в экономической и политической
сферах: без сотрудничества с КНР невозможно
поддерживать стабильность в регионе, есть совпадение интересов
в борьбе с терроризмом, наркобизнесом,
распространением ядерного оружия.
У Китая также есть потребность во взаимодействии
с США, заинтересованность в их материальных,
интеллектуальных, технологических ресурсах.
Китай никогда не согласится с претензиями
США на мировую гегемонию или на мировое
лидерство, однако сегодня во главу угла
Пекин прагматично ставит интересы экономического
развития и отсюда сдержанность в отношениях
с Вашингтоном.
5.РОЛЬ СШАВ ИНТЕГРАЦ ПРОЦЕСАХ ДВУХ АМЕРИК
Народы Латинской Америки в течение более трех веков находились в колониальной зависимости от Испании и Португалии, к которым позже присоединились Англия, Голландия и Франция. Самостоятельными субъектами международной политики они становятся только в начале XIX в., после начала войны за независимость и образования здесь суверенных государств. Первоначально отношения России со странами Латинской Америки складывались не вполне успешно. Русский император, планировал помочь монарху Испании восстановить его власть над восставшими колониальными владениями путем организации интервенции. Но этому воспрепятствовали США, решительно потребовав от европейских держав не вмешиваться в дела стран Западного полушария (доктрина Монро).
В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро.
В данном документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов — рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих «преимущественные права» США на Американском континенте. «Преимущественные права» северного соседа сводились к простой геополитической идее: рост могущества
Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро.
Девять государств континента (Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Никарагуа и Панама) с самого начала стали участниками антигитлеровской коалиции и подписали Декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 г. Позже к ним присоединились еще десять государств Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Парагвай, Венесуэла, Уругвай). После окончания войны активные экономические отношения начали складываться между СССР, с одной стороны, и Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Чили — с другой. А Уругвай стал первой страной, с которой СССР подписал договор о дружбе, торговле и мореплавании (1946).
Сегодня свободные страны континента имеют трудности в экономическом развитии. Они ищут пути интеграции в мировую экономику:
• внутренние причины — застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства из них), неконкурентоспособность их продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др.;