Основные направления и проблемы сотрудничества России с Азией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 10:20, реферат

Краткое описание

Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
1. История создания АСЕАН, цели и задачи……………………………………………. ………………………….………5
2. Совместная работа АСЕАН и России………………………………………………………………………………..10
3. Современные проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России с АСЕАН…………………………………15
Заключение…………………………………………………………………… …... 17 Список использованной литературы……………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Геополитика.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3

             1. История создания АСЕАН, цели и задачи……………………………………………. ………………………….………5

             2. Совместная работа АСЕАН и России………………………………………………………………………………..10

             3. Современные проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России с  АСЕАН…………………………………15

Заключение…………………………………………………………………… …... 17     Список использованной литературы……………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.По оценкам большинства экспертов, в ближайшие годы всемирным центром и «двигателем» активного экономического роста станет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Сегодня в странах АТР проживает более 60 процентов населения Земли, а экономика составляет 28 % глобального ВВП. Но АТР не только составляет важнейшую часть мировой экономики, это регион с одним из самых высоких в мире конфликтных потенциалов. Поэтому важным условием достижения устойчивого экономического роста является обеспечение стабильности и мира на этом огромном пространстве. Эффективным механизмом обсуждения и решения вопросов борьбы с современными вызовами и угрозами в регионе стала Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли.

На протяжении почти 30 лет Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских «драконов» -- Сингапур, а также НИС «новой волны» - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины, успешно осуществляет свою политику в ЮВА.Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран-участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население АСЕАН превышало 500 млн. человек, а совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия. Во второй половине ХХ века он приобрел значение в качестве экспортера сырья и энергоресурсов, а именно, бокситов, медной, хромовой и никелевой руды, нефти и газа.В последние годы АСЕАН становится значимым экспортером продукции обрабатывающей промышленности, включая как товары легкой промышленности, так и продукцию электроники. Развитие торгово-экономических отношений с регионом ЮВА является одним из приоритетных направлений политики России. Наравне с перспективным торговым партнером АСЕАН является также регионом активного становления и развития привлекательных ниш для ведения бизнеса, зоной привлечения иностранных инвестиций и в каком-то смысле представляет собой своеобразную «азиатскую ООН».В связи с этим, вопрос создания и поддержания внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2000 гг.) является актуальным, ибо позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений. Ныне, с учетом текущего развития ситуации, АСЕАН имеет официальный юридический статус международной организаций, наличие подписных уставных документов, политических договоров о дружбе и сотрудничестве с Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История создания АСЕАН, цели и задачи

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Association of East Asian Nations - ASEAN) создана в 1967 г. в составе пяти государств - Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. В 1984 г. присоединился Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, в 1997 г. - Лаос и Союз Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа. Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. На долю государств-участниц приходится значительная часть мирового производства натурального каучука, пальмового масла, кокосового масла, олова, медной руды, а также значительные запасы нефти и природного газа.

Как определено в Бангкокской декларации (1967 г.), Ассоциация призвана сформировать рамочный механизм регионального сотрудничества по реализации трех основных идей: стимулирование экономического развития, социального прогресса и культурного развития региона на основе совместных действий; укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии; развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях. В качестве основных задач определены: создание таможенного союза в рамках соглашений о преференциальной торговле, а также совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-производителей тех или иных видов товаров.

Роль АСЕАН в мире определяется следующими факторами:

1) в отличие от многих других группировок Азиатско-Тихоокеанского региона Ассоциация имеет разветвленную организационную структуру, хотя и децентрализованного типа. Благодаря этому экономические успехи отдельных стран-членов можно считать следствием деятельности группировки в рамках экономического сотрудничества;

2) объединяет азиатские страны (в отличие от АТЭС, ЭСКАТО, где  основной вклад достигается за  счет лидерства неазиатских стран, прежде всего США);

3) политические достижения Ассоциации  создали благоприятный имидж  АСЕАН в мире, хотя первые 25 лет функционирования группировки усилия по повышению экономической взаимозависимости были минимальны. В Таблице 1 представлены общие сведения о странах-участницах Ассоциации.

         

 

Формирование АСЕАН в середине 60-х гг. было вызвано необходимостью военно-политической стабилизации в Юго-Восточной Азии, а не стало проявлением экономической логики. В дальнейшем политический фактор содействовал интеграционному взаимодействию в экономической сфере. Если сравнить АСЕАН и ЕС, то в Европе, напротив, экономическая интеграция стимулировала политическое сотрудничество.

Что касается планов либерализации взаимной торговли, то они стали выполняться лишь со второй половины 70-х гг., то есть спустя десять лет после создания Ассоциации. Сказались объективные причины: различия в уровнях экономического развития, большая зависимость от внешнеэкономических связей с третьими странами, примерно схожая структура экономики и однотипная товарная структура экспорта. Последнее обстоятельство вело к конкуренции между поставщиками одинаковой продукции (натурального каучука, риса, пальмового масла, олова и др.) из разных стран АСЕАН.

Развитию сотрудничества в промышленной кооперации между государствами-участниками способствовала организация Финансовой корпорации АСЕАН в 1981 г., объединившей средства стран-членов. Финансовая корпорация является по своей сути инвестиционным банком. Параллельно была образована Корпорация развития АСЕАН-Япония с участием японского капитала (ASEAN - JAPAN Development corp.). Частично была реализована еще одна цель АСЕАН - создание совместных товарных ассоциаций. Для совместного выступления на рынках третьих стран сформирована Ассоциация по производству и реализации кофе (ASEAN Coffee Club). В 1977 г. было принято решение о формировании зоны преференциальной торговли - ASEAN Preferential Trade Agreement (ASEAN PTA) .

Первоначально преференции распространились на 20, позднее на 71 товар. Первое соглашение было узким по масштабу покрытия и размеру предоставленных преференций, также негативно сказались высокие требования к доле местного компонента - не менее 50%, наличие крупных списков исключений, состоящих из чувствительных товаров. Фактически под зону преференциальной торговли попали товары, не являвшиеся объектом взаимного товарооборота.

В целом, к своему 25-летнему юбилею, который отмечался в 1992 г., страны-члены АСЕАН не смогли полностью реализовать намеченные планы экономической интеграции. Тем не менее, государства добились значительных успехов в экономическом развитии, что, однако, было связано не с участием в региональной группировке, а с мобилизацией внутренних и внешних ресурсов.

Изменение внутренних и внешних экономических и политических условий способствовало углублению экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии. Среди них - улучшение экономической ситуации в странах-членах, рост экономической взаимозависимости; либерализация торговой политики, в том числе переориентация на стимулирование экспорта (проект зоны преференциальной торговли базировался на импортозамещении и политике протекционизма); активизация экономического сотрудничества стимулировала интеграционные тенденции, в том числе в рамках мягкой схемы интеграции - создания зон экономического роста; влияние внешних факторов - углубление экономической интеграции в мире и бурный рост числа интеграционных группировок (эффект «домино»).

Наибольшего успеха в плане экономического развития АСЕАН смогла достичь в период, когда была создана зона свободной торговли для стран-членов Ассоциации. Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа. Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.

Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ - Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).

Согласно принятой схеме СЕПТ все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется.

Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров.

Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ. Однако в 1995 г. были определены особые условия снижения тарифов на различные группы этих товаров.

Также в целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН, а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами - членами АСЕАН в апреле 1996 г.

Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.

Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.

Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.

Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.

В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала.

В октябре 1998 г. было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН. Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств - членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.

АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в ХХI веке, приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам - членам Ассоциации, так и третьим странам.

Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 г., в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики.

В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 г. основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств - членов Ассоциации и до 2020 г. - внешним инвесторам.

Участники также обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2010 г. - асеановским инвесторам, к 2020 г. - всем инвесторам из третьих стран). Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно.

Информация о работе Основные направления и проблемы сотрудничества России с Азией