Основные направления и проблемы сотрудничества России с Азией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 10:20, реферат

Краткое описание

Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
1. История создания АСЕАН, цели и задачи……………………………………………. ………………………….………5
2. Совместная работа АСЕАН и России………………………………………………………………………………..10
3. Современные проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России с АСЕАН…………………………………15
Заключение…………………………………………………………………… …... 17 Список использованной литературы……………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Геополитика.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы видим, что изначально АСЕАН ставила своей целью увеличение привлекательности стран-членов для иностранных инвесторов посредством АФТА и с помощью создания интегрированного регионального рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Совместная работа АСЕАН и России

Россия всячески стремится к расширению сфер сотрудничества с одной из наиболее влиятельных политико-экономических организаций АТР, выступающей на международной политической арене как самостоятельный игрок, а не как блок, поддерживающий какого-либо лидера. Начиная с 1991 года, Россия принимала участие в консультативных совещаниях министров АСЕАН в качестве наблюдателя. На 26 министерской встрече в 1993 году, бывший министр иностранных дел РФ А.В. Козырев заявил о желании России создать юридическую базу для установления отношений по линии АСЕАН-РФ.

Страны-члены ассоциации согласились с тем, что Россия является одним из важнейших стратегических партнёров в регионе, и с учётом пожеланий самой России Российской Федерации было предложено стать членом Регионального Форума АСЕАН (РФ АСЕАН), на момент его создания в 1994 году. В апреле 1995 года, в Москве состоялся Семинар второго трека РФ АСЕАН по вопросам безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что явилось важным вкладом со стороны России в дело поддержания регионального мира и развития. На 27 министерской сессии АСЕАН (июль 1997 г. Джакарта, Индонезия) России был присвоен статус полноправного партнёра Ассоциации. На мой взгляд, важным вкладом в ведение диалога между Россией и АСЕАН является Комитет Москва-АСЕАН, который позволяет сторонам непосредственно обсуждать вопросы безопасности, политики и развития взаимовыгодного сотрудничества.

Как участник Регионального форума АСЕАН, Россия имеет возможность участвовать в выработке подходов АСЕАН к вопросам политики и безопасности Юго-Восточной Азии.

Важнейшим событием в процессе становления российско-асеановских диалоговых отношений явилось состоявшееся 5-6 июня 1997 года в Москве учредительное заседание Совместного комитета сотрудничества (СКС) Россия-АСЕАН (ASEAN-Russia Joint Cooperation Committee). В принятом по её итогам совместном протоколе были утверждены приоритетные области российско-асеановского партнёрства, к которым были отнесены научно-технологическое, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничества, защита окружающей среды, туризм, межкультурные коммуникации. В этом же документе были установлены базовые принципы взаимоотношений Россия-АСЕАН - взаимное уважение и понимание, добрая воля, дружественная помощь и поддержка, должный учет национальных приоритетов и возможностей сторон, взаимная выгода, деловой настрой и нацеленность на достижение конкретных практических результатов.

Сессия СКС Россия-АСЕАН также постановила, что координацией взаимодействия в конкретных областях будут заниматься следующие механизмы: в сфере науки и технологий - рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС) (Working Group on Science and Technology), чья первая сессия была проведена в Москве 9-10 июня 1997 года и на которой были приняты необходимые документы, регламентирующие деятельность этого важного диалогового института. Тогда же было решено, что приоритетными задачами группы будет кооперация в сфере науки и технологии, включая биотехнологии, новые материалы, информационные технологии, микроэлектронику, метеорологию и геофизику. В дополнение к этим вопросам Россия предложила разработать на основе российских технологий и оборудования совместные проекты в сферах аэроионизации земной поверхности, слежения за вулканической и сейсмологической активностью, предупреждение тайфунов и других экстремальных ситуаций, а также развитие межконтинентальной сети железных дорог .

Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС) (Working Group on Trade and Economy) в свою очередь была создана для распространения информации об имеющихся у сторон кооперационных возможностях, существующих в России и странах АСЕАН режимах торгово-экономической и инвестиционной деятельности для иностранцев и регулирования партнёрских связей между государствами и частными структурами.

Главной же задачей Делового Совета (ДС) (Joint Business Council) является налаживание связей между представителями частных предпринимательских, финансовых и коммерческих кругов России и стран-членов АСЕАН, и, аналогично РГНТС, в оказании возможной государственной поддержки.

Московский комитет АСЕАН (МКА) (ASEAN Moscow Committee) объединяет послов АСЕАН в России. Его задача - установление тесных контактов между высокими представителями стран-членов Ассоциации и руководителями различных министерств и ведомств, а также общественных и деловых кругов России.

Наряду с вышеперечисленными блоками существует также Фонд Сотрудничества АСЕАН-РОССИЯ (ФС) (ASEAN-Russia Coopeation Fund). Это неправительственная организация некоммерческого партнерства, в рамках которой государство активно взаимодействует с частным бизнесом. Это объединение престижа и мощи государства с заинтересованностью и инициативой частного предпринимательства. Фонд создан по инициативе Министерства иностранных дел России и осуществляет свою деятельность под его патронажем, а также в тесной координации с Комиссией Российской Федерации по делам АСЕАН и Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам участия в форуме АТЭС. Кроме того, он взаимодействует с Администрацией Президента России, Советом Федерации, Правительством, министерствами и ведомствами, регионами России.

Фонд является некоммерческой структурой и открыт для участия в нем государственных, общественных и частных организаций. Направления его деятельности закреплены в правительственной концепции развития сотрудничества РФ со странами АСЕАН и АТЭС. Основная задача Фонда -- продвижение национальных интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, консолидация и координация усилий российских предпринимателей и организаций, отбор, экспертиза и финансирование совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технологического, инвестиционного, культурного и иного сотрудничества. Также фонду отведена роль независимого аудитора и эксперта в подготовке заключений по проектам и предложениям, касающимся сотрудничества с государствами-членами АСЕАН и их партнерами в АТР. Федеральные министерства и ведомства, органы местного самоуправления, общественные организации и частные структуры, предлагая свои проекты, претендующие на совместное финансирование, могут рассчитывать на их продвижение в АСЕАН при условии прохождения ими независимой экспертизы, организованной Фондом Сотрудничества.

Итак, экономические отношения России с АСЕАН носят взаимодополняющий характер. Россия вывозит из стран Ассоциации продукты тропического климата и бытовую электронику, экспортирует продукцию ВПК, сырьё, энергоносители и высокие технологии. За период с 1994 по 2000 год двусторонняя торговля между Россией и АСЕАН возросла почти на 400%, то есть с 1,6 млрд.долл. до 5,2 млрд.долл. А в период с 2001 по 2008 гг. - еще почти на 150%.

Очевидна политическая воля обеих сторон к укреплению взаимного диалога. АСЕАН отдаёт должное статусу России как великой державы и признаёт её роль и интересы в АТР. АСЕАН и Россия также контактируют в рамках международного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), в котором принимают участие 21 страна, как южного, так и западного полушария. На последнем форуме АТЭС, который проходил с 11 по 14 ноября 2009 г. в Сингапуре, Россия и ее партнеры по Азиатско-тихоокеанскому экономическому сотрудничеству наметили новую модель экономической интеграции для выхода из сильнейшего после Второй мировой войны кризиса и для стабильного роста.

Сотрудничество с азиатскими странами является одним из приоритетов национальной политики России, что объясняется особенностями географического положения РФ и структурой её экономики. Россия, уникальная по своему географическому расположению страна, имеет жизненно важные интересы, как в Европе, так и в Азии и не может оставаться в стороне от каких бы то ни было глобальных процессов. Торговля между Европой и Азией удваивается каждые 5-6 лет, превратившись в наиболее динамично развивающийся сегмент мировой экономики. Россия может сыграть уникальную роль в АСЕМ (ASEM -- Asia-Europe Meeting), поскольку является единственной «азиатской страной», имеющей Договор о сотрудничестве с ЕС, и в то же время - единственной «европейской страной» являющейся членом АТЭС и регионального форума АСЕАН.

Согласно совместной декларации лидеров АТЭС, они присоединились к обязательствам «группы двадцати», отраженным в рамочном соглашении по уверенному, устойчивому и сбалансированному росту. Для того чтобы придать росту более всеобъемлющий характер и распространить его преимущества на широкие слои населения, выбраны следующие направления структурных реформ: поддержка и развитие малых и средних предприятий (в странах АТЭС это 90% предпринимательских структур), содействие в улучшении их доступа к глобальным рынкам, технологиям и финансированию, а также в наращивании их потенциала антикризисного управления; повышение занятости прежде всего в новых и растущих отраслях и активизация сотрудничества в решении социальных проблем в процессе глобализации; облегчение доступа женщин к образованию, профессиональной подготовке, финансированию, технологиям и инфраструктуре, с тем чтобы предоставить им максимальные экономические возможности; повышение качества образования и профессиональной подготовки в целях обеспечения долговременной экономической безопасности; изучение возможности доплат к заработной плате или предоставления льгот в подоходном налогообложении в целях стимулирования труда и предпринимательства; разработка программ социальной защиты, обеспечивающих лишь краткосрочную экономическую безопасность, чтобы исключить «впадание» в зависимость от защиты.

В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это - высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами. Министр иностранных дел Российской Федерации регулярно принимает участие во встречах стран АСЕАН с диалоговыми партнерами, проводимых ежегодно в конце июля по завершении Совещаний министров иностранных дел Ассоциации в рамках т.н. "Постминистерских конференций" (ПМК) (на пленарных заседаниях “АСЕАН+10” и на индивидуальных диалогах с каждым партнером в формате "АСЕАН+1").

Созданы механизмы диалога Россия-АСЕАН, к числу которых относятся: Совместный комитет сотрудничества (СКС), заседания которого прошли в 1997 г. (Москва), в июне 2000 г. (Джакарта) и в сентябре 2002 года (Москва).

Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК), созданный в соответствии с решением, которое было принято в ходе мероприятий АСЕАН в Ханое в июле 2001 года. Первое заседание СПРК состоялось 15-16 ноября 2001 года в Бангкоке. Второе планируется провести в сентябре 2002 года. Рабочая группа СКС по торгово-экономическому сотрудничеству (первое заседание проведено в сентябре 2002 года в Москве); Рабочая группа СКС по научно-технологическому сотрудничеству (первая сессия проведена в Москве 9-10 июня 1997 г., вторая - в сентябре 2002 года в Москве); Фонд Сотрудничества Россия-АСЕАН для финансирования совместных проектов; Институт регулярных совещаний старших должностных лиц (на уровне заместителей мининдел) по политическим вопросам. Первое совещание СДЛ состоялось в июне 1998 г. в Москве, второе - в октябре 1999 г. в Хошимине, третье - в апреле 2002 года в Москве. На встрече руководства ТПП РФ и Конфедерации ТПП АСЕАН в апреле 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предусмотрено создание Делового совета под председательством президентов двух палат и с участием представителей предпринимательских кругов России и стран-членов АСЕАН. Сформирован Постоянный комитет российской части Делового совета.

На рассмотрении асеановцев находятся российские предложения о создании рабочих групп по сотрудничеству в области транспорта и в предотвращении стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Координатором диалога с Россией от Ассоциации с июля 2003 года является Сингапур. Совместные предприятия в основном действуют в сфере торговли, плантационном хозяйстве, морском транспорте, туризме и т.д. С учетом интереса асеановцев к российским достижениям в сфере науки и техники налаживается научно-технологическое и военно-техническое сотрудничество. В апреле 2000г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) прошел первый в истории наших взаимоотношений с Ассоциацией Деловой форум Россия-АСЕАН, в ходе которого асеановцам было предложено несколько высокотехнологичных проектов, подтверждено стремление к дальнейшему наращиванию сотрудничества.

В настоящее время в диалоговых отношениях Россия - АСЕАН акцент делается на их скорейший перевод в практическое русло осуществления совместных проектов в научно-технологической, торгово-экономической и инвестиционной областях при сохранении высокого уровня и синхронизации в области политического взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современные проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России с АСЕАН

Сегодня в странах АТР проживает более 60 процентов населения Земли, а экономика составляет 28 % глобального ВВП. Но АТР не только составляет важнейшую часть мировой экономики, это регион с одним из самых высоких в мире конфликтных потенциалов. Поэтому важным условием достижения устойчивого экономического роста является обеспечение стабильности и мира на этом огромном пространстве. Эффективным механизмом обсуждения и решения вопросов борьбы с современными вызовами и угрозами в регионе стала Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

В целом Россия уже активно участвует во внутрирегиональных экономических связях АСЕАН, что отвечает географическому положению РФ. Из 17,1 млн. км2 российской территории почти 14 млн. км2 расположены в Азии. Природные богатства, являющиеся главным сравнительным преимуществом РФ в мировом хозяйстве также находятся за Уралом. Россия обладает уникальным транспортно-транзитным потенциалом как естественный «мост» между рынками Европы и Азии. Не случайно в последние годы стратегические конкуренты РФ в странах Евросоюза предпринимают особые усилия для того, чтобы установить контроль над российскими авиатранспортными коридорами, проходящими над территорией Сибири. Укрепление региональных связей является наиболее естественным инструментом экономического подъема российского Дальнего Востока, что будет способствовать укреплению территориальной целостности государства.

Информация о работе Основные направления и проблемы сотрудничества России с Азией