Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:26, курсовая работа
Краткое описание
Темой исследования в работе являются геополитика и геоэкономика Норвегии. Актуальность темы исследования обосновывается следующим. Двусторонние отношения России и Норвегии традиционно базируются на фундаменте добрососедства и развиваются, несмотря на временные периоды «охлаждения», в политической, экономической, социальной, научной и культурной сферах. В последнее время энергетический фактор превращается в перспективный стимул расширения российско-норвежского сотрудничества. Это объясняется взаимным интересом к Арктическому региону, в котором имеются большие запасы углеводородного сырья. Наращивание экономического присутствия за счет освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе отвечает геополитическим задачам закрепления России в Арктике в качестве ответственного управляющего.
1.1. География Норвегии, природные условия и ресурсы страны…… 5
1.2. История Норвегии…………………………………………………… 7
1.3. Административно-политическое устройство Норвегии, народонаселение……………………………………………………………
10 2. Особенности современного геоэкономического и геополитического положения Норвегии………………………………………………………….
15
2.1. Характеристика экономики и специфические черты конкурентоспособности Норвегии……………………………………….
15
2.2. Внешняя политика, национальные интересы в Арктике………….. 22
2.3. Особенности современных норвежско-российских отношений….. 29 3. Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией……….. 33 Заключение……………………………………………………………………. 38 Список использованных источников
Норвегия также сотрудничает
с ЕС по юридическим вопросам и в области
правопорядка. Благодаря Шенгенскому
сотрудничеству норвежские граждане пользуются
свободой передвижения внутри Шенгенской
зоны. Вместе с другими Шенгенскими странами
Норвегия осуществляет контроль за внешними
границами Шенгенской зоны.
Норвегия разделяет взгляды
и интересы ЕС в международной политике
и тесно сотрудничает с ЕС во внешней политики
и политике безопасности. По Соглашению
о ЕЭП, Норвегия постоянно поддерживает
политический диалог с ЕС по международным
вопросам. Норвегия поддерживает внешнеполитические
заявления ЕС по целому ряду вопросов.
В вопросах безопасности и военной
политике Норвегия предоставила военный
и гражданский персонал для проведения
операций ЕС по преодолению кризиса в
Боснии-Герцеговине и Македонии. Правительство
Норвегии оказывает значительную финансовую
помощь странам Западных Балкан, а также
северо-западным регионам России.
При расширении ЕС и ЕЭП в мая
2004 года были созданы две системы финансирования
– одна система ЕЭП и специальная норвежская
система. В рамках этих систем финансирования
из средств ЕЭП Норвегия берет на себя
обязательства выделить в период с 2004
по 2009 гг. 9 миллиардов крон на выравнивание
экономических и социальных различий
в десяти странах-новых членах ЕС, а также
в Греции, Португалии и Испании.
Приоритетные области для финансирования
- охрана окружающей среды, устойчивое
развитие, сохранение европейского культурного
наследия, человеческие ресурсы, здравоохранение
и забота о детях, региональная политика
и Шенгенское сотрудничество (правовой
сектор). Одной из целей также является
то, что средства ЕЭП должны способствовать
укреплению сотрудничества между Норвегией
и странами, которым оказывается поддержка.
Это касается как сотрудничества в общем,
так и созданию условий для развития инфраструктуры
и нахождения партнеров в странах, получающих
поддержку.
Сотрудничество в рамках ЕС
находится в постоянном и многостороннем
развитии, что позволяет поставить новые
задачи и предоставляет новые возможности,
которые должны быть приняты во внимание
в политике Норвегии относительно Европы.
Расширение территории ЕС и включение
в ЕС большего количества стран означает,
помимо прочего, что ЕЭП также будет расширено.
Страны ЕЭП оказывали экономическую поддержку
отстающим странам ЕС с тех пор, как договор
о ЕЭП вступил в силу. Норвегия также предоставляла
двустороннюю экономическую и техническую
поддержку странам, подавшим заявления
о приеме в ЕС. Таким образом, Норвегия
содействует экономическому и социальному
развитию в Европе. [13]
С геополитической точки зрения
страна является одним из главных участников
международных отношений в Арктическом
регионе. Связано это прежде всего с тем,
что Норвегия - член НАТО и выступает по
этой причине своего рода проводником
интересов стран Западной Европы и США
в Арктике. Как следствие, текущая внешняя
политика Норвегии в регионе характеризуется
непримиримостью в отношении вырабатываемых
другими прибрежными арктическими государствами
механизмов формирования обстановки в
этом районе и возможных вариантов использования
недр и акватории Арктики.
На протяжении последнего десятилетия
норвежское военно-политическое руководство
разрабатывает соответствующие концептуальные
программы защиты национальных интересов
в регионе с обязательной привязкой их
к интересам коллективной безопасности
в рамках НАТО. Примечательно, что эта
страна одна из первых ратифицировала
Конвенцию ООН по морскому праву в 1996 году,
а в 2006-м подала заявку в Комиссию ООН по
границам континентального шельфа с требованием
расширения границ своей экономической
зоны в трех районах Арктики - в Северном
Ледовитом океане, Баренцевом и Норвежском
морях. 1 декабря 2006 года руководством
страны была принята так называемая стратегия
развития северных регионов. В качестве
главной цели в ней заявлено обеспечение
устойчивого роста и развития этих регионов
путем укрепления международного сотрудничества
в области использования природных ресурсов,
управления окружающей средой и проведения
научных исследований.
При этом основными задачами,
определенными в рамках данной стратегии,
являются следующие:
- эффективная политика управления
северными регионами на последовательной,
предсказуемой и достоверной основе;
- укрепление международного сотрудничества
в интересах углубления познания о северных
регионах;
- контроль за экологией и использованием
природных ресурсов в Арктическом регионе;
- создание условий для
дальнейшего развития нефтегазовой
деятельности в Баренцевом море;
- обеспечение экономической
основы для деятельности коренных
жителей северных регионов и
развитие их культуры и традиций;
- расширение сотрудничества
с прибрежными арктическими государствами.
[19]
При этом, несмотря на вполне
мирный характер декларируемых задач,
Норвегия посредством реализации выбранной
стратегии намерена извлечь максимум
экономических и военно-политических
преимуществ. По оценкам норвежских военных
специалистов, внешнеполитические предпосылки
для формирования данной стратегии заключались
в том, что к северным регионам проявляют
все большее внимание другие страны. Это
объясняется следующими факторами: развитие
энергетики в мире и наличие огромных
природных ресурсов, экологические проблемы,
глобальные климатические изменения.
Значительное влияние на формирование
стратегии оказало и развитие экономики
в России, вызванное в том числе и развитием
нефтегазового сектора и отраслей, связанных
с использованием других ресурсов.
Для реализации вышеотмеченных
задач руководство Норвегии планирует
предпринять ряд мер, направленных на
развитие международных связей с соседями
по региону, а также промышленности в северной
части страны, укрепление экономического
сотрудничества с Россией, поддержку науки
и образования, совершенствование национальных
вооруженных сил. Последняя проблема занимает
центральное место в стратегии. Норвежское
ВПР подчеркивает, что военное обеспечение
является ядром стратегии и развитие ВС
необходимо для достижения целей, особенно
при выполнении задач по обеспечению контроля
за использованием природных ресурсов.
В перспективе Норвегия готовится
стать арктической супердержавой, присоединив
к себе морские пространства от береговой
линии до Северного полюса, многократно
превышающие ее нынешнюю территорию. С
этой целью здесь проводится широкий комплекс
подготовительных работ, включающих повышение
военного потенциала, улучшение социально-экономических
условий на севере страны, расширение
международных экономических связей в
области разведки, добычи и освоения углеводородов,
а также научно-исследовательское обоснование
принадлежности Норвегии спорных арктических
территорий.
По взглядам высшего военного
руководства Норвегии, развитие высокомобильных,
ориентированных на действия в условиях
арктической зимы военно-морских сил позволит
стране обеспечить противостояние новым
угрозам в Арктике, в том числе в рамках
партнерских отношений в НАТО. В сущности,
ВМС рассматриваются как главный инструмент
военно-силового давления, на который,
в случае возникновения конфликтных ситуаций
в регионе, будет опираться действующее
правительство. Для этого норвежское ВПР
приняло дорогостоящую программу укрепления
ВМС, включающую поступление на вооружение
новых боевых кораблей ледового класса
и профессиональную подготовку личного
состава этого вида ВС в военных учебных
заведениях и базах США.
Другим важным компонентом
противодействия внешним угрозам в регионе,
по замыслу правительства Норвегии, является
усиление социально-экономической составляющей
жизнедеятельности населения на севере
страны. Уже сейчас оно расширяет специальную
дотационную базу для этого региона с
целью привлечения к работе в северных
районах норвежского населения, а также
расширения там производственных и промышленных
мощностей.
Большое значение власти страны
придают развитию международной кооперации
в области разведки, добычи и освоения
природных ресурсов в Арктике, которая
рассматривается в качестве одного из
основных инструментов противодействия
попыткам монополизации этой области
со стороны крупных соседних государств.
Характеризуя взаимоотношения
Норвегии и России относительно вопроса
о разделе Арктики, следует отметить, что
вот уже 75 лет оба государства не могут
договориться о морской границе между
Шпицбергеном и Новой Землей, что мешает
заключить всеобъемлющий договор по Баренцеву
морю. В 1977 году Осло ввел 200-мильную охранную
зону вокруг о. Шпицберген, объявив ее
своей исключительной экономической зоной,
или, как ее назвали сами норвежцы, «рыбоохранной».
В качестве основания для таких действий
названа возможность, «оговоренная в договоре
1920 года по Шпицбергену», принимать или
провозглашать меры, позволяющие обеспечить
сохранение и восстановление флоры и фауны
архипелага и прилегающих вод. Договор
1920 года подписали более 40 государств,
в том числе и СССР в 1935-м, согласно чему
остров оказался под норвежской юрисдикцией.
Россия и большинство стран,
подписавших Договор 1920 года, не признают
данные ограничения как ущемляющие их
экономические интересы. Одностороннее
решение Норвегии признали только Финляндия
и Канада, которые не ведут рыбный промысел
близ архипелага. В результате довольно
скоро Осло пришлось смягчить суровые
меры, так как советские траулеры ответили
тем, что вполне сознательно выловили
значительное количество молоди трески
в пределах своей экономической зоны,
снизив тем самым количество нерестящихся
рыб в территориальных водах Норвегии.
На сегодняшний день в районе
Шпицбергена между Норвегией и Россией
регулярно возникают скандалы, связанные
с тем, что российские рыбаки продолжают
в районе вылов рыбы, а норвежская береговая
охрана пытается всячески воспрепятствовать
этой деятельности, проводя массовые досмотры
и аресты российских судов.
Для разрешения подобных угрозообразующих
ситуаций военно-политическое руководство
Норвегии прилагает большие усилия к научно-исследовательскому
обоснованию принадлежности своей стране
спорных территорий и развернуло комплекс
геолого-разведывательных работ в Арктическом
регионе, а в федеральном бюджете значительно
увеличены ассигнования на проведение
здесь экспедиций. По состоянию на 2008 год
на долю Норвегии приходится 6 % объема
средств, выделяемых в мире на полярные
исследования, и по этому показателю она
занимает пятое место, опережая, в частности,
Россию. [2]
Концептуальной основой арктической
политики Норвегии являются следующие
документы.
1. "Баренц-2000": программа
принята в 2005 г. и представляет
собой совокупность научно-исследовательских
проектов по комплексному изучению
перспектив освоения природных ресурсов
региона, развития информационных технологий,
охраны окружающей среды, здравоохранения,
сохранения самобытности культуры малых
народов Севера и пр.
2. "Стратегия правительства
Норвегии на Крайнем Севере"
(декабрь 2006 г.). В арктической доктрине
Осло подчёркивалось, что в обозримом
будущем норвежская политика в регионе
будет фокусироваться на энергетике и
охране окружающей среды.
3. "Новые компоненты
политики на Севере. Следующий
шаг в стратегии правительства
на Крайнем Севере" (март 2009 г.).
Этот документ продолжил арктический
курс Осло, заложенный в Стратегии-2006,
хотя и несколько переформулировал конкретные
приоритеты. Как и в предыдущем документе,
Стратегия-2009 устанавливала семь основных
приоритетов, хотя и в иной последовательности:
1) развитие научных исследований в области
климата и состояния окружающей среды
на Крайнем Севере; 2) улучшение систем
мониторинга морского пространства в
целях борьбы с чрезвычайными обстоятельствами
и обеспечения безопасности судоходства;
3) обеспечение устойчивого развития морской
нефтедобычи и возобновляемых биоресурсов;
4) развитие нефтедобычи на суше; 5) развитие
инфраструктуры на Крайнем Севере; 6) обеспечение
суверенных прав Норвегии и развитие приграничного
сотрудничества в регионе; 7) защита среды
проживания и культуры коренных народов.
Стратегия-2009 рассчитана на
10–15 лет, хотя и предусматривает возможность
регулярной корректировки отдельных её
положений. Как и Стратегия-2006, новая арктическая
доктрина Норвегии производит противоречивое
впечатление. С одной стороны, в ней намечена
обширная программа международного сотрудничества
по освоению природных ресурсов Арктики,
охране окружающей среды, развитию гуманитарных
контактов в регионе, включая Россию. С
другой стороны, по сравнению со Стратегией-2006
последний документ ещё более жёстко ставит
вопрос о соблюдении норвежского суверенитета
в Арктике, а также делает акцент на вопросах
безопасности. В частности, ставится задача
развития системы наблюдения за морскими,
воздушными и приграничными сухопутными
пространствами в регионе. [9, с. 86 - 88]
2.3. Особенности
современных норвежско-российских
отношений
В последние два-три года Осло
фокусировал своё внимание на переговорах
и заключении договора с Россией о разграничении
морских пространств.
Для России проблема определения
морских границ в Арктике – это прежде
всего вопрос о делимитации пространств
между Россией и Норвегией в Баренцевом
море. Долгое время эта проблема являлась
камнем преткновения на пути к налаживанию
добрососедских отношений между двумя
странами. Переговоры на эту тему шли около
40 лет. Спорная площадь – 175 тыс. кв. км,
включая район площадью 20 тыс. кв. км в
Северном Ледовитом океане. Здесь, если
верить оптимистичным прогнозам, залегает
около 2% мировых запасов нефти и газа.