Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:26, курсовая работа
Темой исследования в работе являются геополитика и геоэкономика Норвегии. Актуальность темы исследования обосновывается следующим. Двусторонние отношения России и Норвегии традиционно базируются на фундаменте добрососедства и развиваются, несмотря на временные периоды «охлаждения», в политической, экономической, социальной, научной и культурной сферах. В последнее время энергетический фактор превращается в перспективный стимул расширения российско-норвежского сотрудничества. Это объясняется взаимным интересом к Арктическому региону, в котором имеются большие запасы углеводородного сырья. Наращивание экономического присутствия за счет освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе отвечает геополитическим задачам закрепления России в Арктике в качестве ответственного управляющего.
Введение………………………………………………………………………..
3
1. Комплексная страноведческая характеристика Норвегии………………
5
1.1. География Норвегии, природные условия и ресурсы страны……
5
1.2. История Норвегии……………………………………………………
7
1.3. Административно-политическое устройство Норвегии, народонаселение……………………………………………………………
10
2. Особенности современного геоэкономического и геополитического положения Норвегии………………………………………………………….
15
2.1. Характеристика экономики и специфические черты конкурентоспособности Норвегии……………………………………….
15
2.2. Внешняя политика, национальные интересы в Арктике…………..
22
2.3. Особенности современных норвежско-российских отношений…..
29
3. Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией………..
33
Заключение…………………………………………………………………….
38
Список использованных источников
Разработка Штокмана является отправной точкой для дальнейшего сотрудничества между Россией и Норвегией в Заполярье. Взаимный интерес к альянсу Москвы и Осло диктуется геополитическим и экономическим факторами, в частности связанными с обострением конкуренции за присутствие в Арктике, большой политической и экономической значимости региона для обеих стран, а также проблемами в мировой энергетике и в ТЭК обеих стран.
Для России Штокман имеет стратегическое значение. Проект позволит решить ряд насущных политических, экономических и социальных задач государства, в т.ч. подтвердить экономическое присутствие России в Арктике, нарастить и диверсифицировать экспорт энергетических ресурсов.
С привлечением к разработке Штокмановского двух иностранных компаний «Тоталь» и «Ношк Гидро» сформирован важный политический треугольник «Россия – Норвегия - Европа (в лице Франции)». Приоритетным путем для транспортировки газа со Штокмана, как планируется, станет трубопровод «Северный поток», строительство которого осуществляется совместно с Германией. Есть основания полагать, что Штокмановское заложит основу для стратегического партнерства в Арктике в более широком политическом контексте - России и Норвегии как крупнейших производителей углеводородов, и европейских стран как основных потребителей.
С учетом того, что разработка Штокмановского месторождения будет сопряжена с решением целого ряда технологических проблем, обусловленных особенностями природных условий в Баренцевом море, важную роль в проекте призван сыграть уникальный опыт норвежских компаний в освоении шельфовых месторождений в северных морях. Штокмановский проект станет важным стимулом для российских научных разработок и создания эксклюзивных инновационных технологий.
Говоря о развитии экономических отношений между Россией и Норвегией, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ сообщил: «в начале марта 2012 года состоялась XV сессия Межправительственной российско-норвежской комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавлял первый заместитель Председателя Правительства Виктор Зубков, норвежскую – министр промышленности и торговли Тронд Гиске. На заседании были подведены итоги и намечены перспективы на ближайшие годы.
Стороны отметили, что в 2011 году объем российско-норвежского товарооборота увеличился по сравнению с 2010 годом на 36,9% и составил 2972,8 млн. долларов. При этом российский экспорт увеличился на 41,6% и составил 1068,8 млн. долларов, а российский импорт из Норвегии вырос на 34,4% до уровня 1904 млн. долларов. Отрицательное сальдо России в торговле с Норвегией в 2011 году составило 835,2 млн. долларов.
Следует подчеркнуть, что Норвегия во внешней торговле России занимает 39-е место и ее доля составляет всего 0,4%.
В структуре российского экспорта в Норвегию по итогам 2011 года основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: минеральные продукты (52,5%), а также металлы и изделия из них (26,2%).
Удельный вес продукции химической промышленности составляет 8,6%, машин, оборудования и транспортных средств – 6,0%, продовольственных товаров и сельхозсырья – 4,2%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 1,6%.
Основу структуры импорта формируют продовольственные товары и сельхозсырье – 52,3%. В нее входит преимущественно рыбная продукция, на которую приходится 49% всего объема импорта. Кроме того, Россия импортирует машины, оборудование и транспортные средства (34,4%).
Удельный вес металлов и изделий из них составляет 5,7%, продукции химической промышленности – 4,4%, минеральных продуктов – 1,8%». [10]
По словам А. Рыбакова, в области энергетики продолжится реализация совместных проектов по поиску, разведке и добыче углеводородов в Баренцевом море и на территории третьих стран. Прорабатывается вопрос организации двустороннего обмена электроэнергией между Россией и Норвегией, рассмотрено техническое решение, предполагающее строительство новой линии электропередачи между Скугфоссом и Никелем. Активизируется сотрудничество в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики.
В транспортной сфере продолжится сотрудничество в рамках ИМО и Арктического совета в области защиты морской среды, включая обеспечение готовности и реагирования на разливы нефти. Решено продолжить сотрудничество по повышению морской безопасности на морских путях в прилегающих морских водах Норвегии и России. Также продолжится разработка и совершенствование ранее одобренных технических требований ИМО к новым судам и разработка эксплуатационных мер по сокращению выбросов парниковых газов с существующих судов. Норвежская сторона очень заинтересована в развитии Северного морского пути.
Особой сферой развития сотрудничества является рыболовство и аквакультура. Несмотря на успешное взаимодействие в области рыболовства, была подчеркнута необходимость дальнейшего сотрудничества по оценке общего объема изъятия трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях. Принято решение завершить работу по гармонизации технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях. Также была подчеркнута заинтересованность в увеличении объемов двусторонних инвестиций в рыбную промышленность и аквакультуру.
Информация о работе Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией