Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Темой исследования в работе являются геополитика и геоэкономика Норвегии. Актуальность темы исследования обосновывается следующим. Двусторонние отношения России и Норвегии традиционно базируются на фундаменте добрососедства и развиваются, несмотря на временные периоды «охлаждения», в политической, экономической, социальной, научной и культурной сферах. В последнее время энергетический фактор превращается в перспективный стимул расширения российско-норвежского сотрудничества. Это объясняется взаимным интересом к Арктическому региону, в котором имеются большие запасы углеводородного сырья. Наращивание экономического присутствия за счет освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе отвечает геополитическим задачам закрепления России в Арктике в качестве ответственного управляющего.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Комплексная страноведческая характеристика Норвегии………………
5

1.1. География Норвегии, природные условия и ресурсы страны……
5

1.2. История Норвегии……………………………………………………
7

1.3. Административно-политическое устройство Норвегии, народонаселение……………………………………………………………

10
2. Особенности современного геоэкономического и геополитического положения Норвегии………………………………………………………….

15

2.1. Характеристика экономики и специфические черты конкурентоспособности Норвегии……………………………………….

15

2.2. Внешняя политика, национальные интересы в Арктике…………..
22

2.3. Особенности современных норвежско-российских отношений…..
29
3. Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией………..
33
Заключение…………………………………………………………………….
38
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитика Норвегии.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

Спор решался поэтапно, по участкам. В 2007 г. удалось подписать соглашение о Варангер-фьорде, которое предполагало разграничение морских пространств внешней части залива и снимало часть нерешенных вопросов. Варангер-фьорд - Варяжский залив Баренцева моря - расположен между полуостровами Рыбачий (Россия) и Варангер (Норвегия). Длина фьорда – 120 километров, глубина – до 420 метров.

В дальнейшем споры между Москвой и Осло сосредоточились на географическом принципе раздела спорной территории. Российская сторона считала, что деление спорной территории на северную и южную части было крайне невыгодно для нее, так лишало бы ее наиболее богатых разведанных и прогнозируемых месторождений. Если же спорный участок поделили бы на западную и восточные части, то баланс интересов был бы соблюден.

Принципиальное согласие по всему комплексу спорных вопросов между Москвой и Осло было достигнуто на встрече президента России Д. А. Медведева с премьер-министром Норвегии Й. Столтенбергом 27 апреля 2010 г. Было решено поделить спорный участок Баренцева моря, наиболее богатый рыбой и нефтегазовыми ресурсами, «пополам», причем, как и настаивала российская сторона, на западную и восточную части.

Юридически этот компромисс был закреплен в российско-норвежском договоре от 15 сентября 2010 г. [1, с. 167]

Ещё одним приоритетом Норвегии в отношениях с Россией является обеспечение доступа норвежского бизнеса к освоению природных богатств российской части Арктики и созданию соответствующей транспортной инфраструктуры для поставки энергоресурсов в Европу и Америку. Как большую победу норвежского бизнеса оценивают вхождение компании "Гидро-Статойл" в консорциум по разработке Штокмана. При этом Норвегия вступила в достаточно жёсткую конкуренцию даже со своими ближайшими соседями и партнёрами (Финляндия, Дания, Канада), которые считают себя обделёнными в вопросе о разработке и транспортировке энергоресурсов Российского Севера. Перенацеливание части грузопотока из Азии в Европу и Северную Америку с Мурманска на север Норвегии (порты Нарвик и Киркенес) также считается важной задачей. Для этих целей норвежская сторона предлагает модернизировать шоссейные дороги, соединяющие Мурманскую область с Норвегией, а также достроить железнодорожную ветку, ныне заканчивающуюся в г. Никель, до норвежского северного порта Киркенес (превратив его по своему статусу в океанский порт).

Развитие системы приграничного сотрудничества с Финляндией, Швецией и Россией с целью создания единого экономического и культурного пространства также входит в число значимых приоритетов Осло. Норвежская сторона настойчиво предлагает России создать так называемую Поморскую особую промышленно-экономическую зону в приграничной зоне и для этих целей ввести безвизовый режим для жителей приграничных районов.

Одним из вариантов развития приграничного сотрудничества является также родившаяся в 2007 г. идея "городов-близнецов" по обе стороны границы (Киркенес – Печенга, Киркенес – Никель и пр.). Подобные проекты могут сыграть свою положительную роль в развитии Российского Севера, но при этом необходимо реализовывать их так, чтобы не превращать данный российский регион в экономический придаток Норвегии, технологически зависимый от этой страны. Следует констатировать, что пока концепция "городов-близнецов" сводится к поставке рабочей силы из Никеля в Киркенеса и ограниченным гуманитарным контактам между двумя городами. [9]

Современное состояние российско-норвежских отношений благоприятно для формирования стратегического партнерства в Арктике. Взаимодействие двух стран характеризуется политико-дипломатическим подъемом. В настоящее время между Норвегией и Россией нет идеологических разногласий, позиции по многим принципиальным пунктам международной повестки дня совпадают. По широкому кругу вопросов наработан солидный опыт взаимовыгодного сотрудничества, обусловленного историческими и географическими причинами, хотя в геополитическом плане членство Норвегии в НАТО лимитирует сотрудничество между странами в военной области, а также частично сказываются на создании атмосферы взаимного доверия.

Таким образом, Норвегия ведет активную внешнюю политику, сотрудничая со странами Европы и Российской Федерации. Основным стратегическим направлением на сегодняшний день является усиление присутствия Норвегии в Арктике.

Приоритетными направлениями арктической норвежской стратегии являются: 1) развитие научных исследований в области климата и состояния окружающей среды на Крайнем Севере; 2) улучшение систем мониторинга морского пространства в целях борьбы с чрезвычайными обстоятельствами и обеспечения безопасности судоходства; 3) обеспечение устойчивого развития морской нефтедобычи и возобновляемых биоресурсов; 4) развитие нефтедобычи на суше; 5) развитие инфраструктуры на Крайнем Севере; 6) обеспечение суверенных прав Норвегии и развитие приграничного сотрудничества в регионе; 7) защита среды проживания и культуры коренных народов.

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НОРВЕГИЕЙ  И РОССИЕЙ

 

В обозримом будущем Норвегия будет сохранять многовекторный характер своей арктической стратегии. С одной стороны, Осло будет расширять экономическое сотрудничество с Россией, а с другой – активно укреплять свои позиции в регионе с помощью стран Северной Европы и международных организаций, где Норвегия играет весомую роль (особенно в СБЕР и НАТО).

Исследователи отдают приоритет в развитии двусторонних отношений взаимодействию России и Норвегии в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Разработка Штокмана является отправной точкой для дальнейшего сотрудничества между Россией и Норвегией в Заполярье. Взаимный интерес к альянсу Москвы и Осло диктуется геополитическим и экономическим факторами, в частности связанными с обострением конкуренции за присутствие в Арктике, большой политической и экономической значимости региона для обеих стран, а также проблемами в мировой энергетике и в ТЭК обеих стран.

Для России Штокман имеет стратегическое значение. Проект позволит решить ряд насущных политических, экономических и социальных задач государства, в т.ч. подтвердить экономическое присутствие России в Арктике, нарастить и диверсифицировать экспорт энергетических ресурсов.

С привлечением к разработке Штокмановского двух иностранных компаний «Тоталь» и «Ношк Гидро» сформирован важный политический треугольник «Россия – Норвегия - Европа (в лице Франции)». Приоритетным путем для транспортировки газа со Штокмана, как планируется, станет трубопровод «Северный поток», строительство которого осуществляется совместно с Германией. Есть основания полагать, что Штокмановское заложит основу для стратегического партнерства в Арктике в более широком политическом контексте - России и Норвегии как крупнейших производителей углеводородов, и европейских стран как основных потребителей.

С учетом того, что разработка Штокмановского месторождения будет сопряжена с решением целого ряда технологических проблем, обусловленных особенностями природных условий в Баренцевом море, важную роль в проекте призван сыграть уникальный опыт норвежских компаний в освоении шельфовых месторождений в северных морях. Штокмановский проект станет важным стимулом для российских научных разработок и создания эксклюзивных инновационных технологий.

Экономико-социальный эффект разработки Штокмановского месторождения для приграничных северных территорий будет сопровождаться притоком капитала, созданием новых рабочих мест, развитием инфраструктуры. Норвежские нефтегазовые компании обладают значительным опытом учета при разработке месторождений интересов близлежащих областей. Так, «подготавливая почву» для участия в Штокмановском проекте, норвежские компании с 90-х годов работают в Мурманской и Архангельской областях. При их участии реализовано множество проектов – от создания центров поставщиков до субсидирования образовательных программ в области нефти и газа в российских вузах.

Имеющиеся в российско-норвежских отношениях проблемы не способны нарушить сформировавшуюся положительную динамику развития взаимодействия. Переговорный процесс по урегулированию разногласий, касающихся разграничения морских территорий в Баренцевом море и правового статуса Шпицбергена, поступательно развивается и нацелен на достижение компромисса.

Современная геополитическая ситуация в мире, а также необходимость дальнейшего социально-экономического развития побуждают Россию к проведению активной политической и экономической линии в Арктике. Деловая активность в Заполярье может принести России значительные политические дивиденды. Ее «локомотивом» станет устойчивая, экологически чистая, высокотехнологичная нефтегазодобыча, ориентированная также на решение социальных задач. Добыча нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе, в частности Баренцева моря, будет способствовать наращиванию экспорта энергоресурсов, выходу на новые рынки сбыта и закрепление за Россией имиджа надежного и стабильного поставщика.

На современном этапе для России существенно возрастает значение международного сотрудничества в нефтегазовой отрасли, в частности, обмен опытом в технико-производственной, экономико-управленческой и научной областях с государствами, имеющими в этой сфере серьезные достижения.  Накопленный Норвегией в области нефтегазодобычи на шельфах северных морей опыт представляет для России особый интерес.

Речь идет о достижениях в области государственного регулирования нефтегазового сектора, создании законодательной базы, системы административного лицензирования, специального налогообложения, непосредственного государственного предпринимательства.

Внимания заслуживает успешно проводимая политика государственно-коммерческого партнерства в инновационной сфере. То, что в Норвегии вовремя сделали на этом акцент, позволило стране избежать судьбы «сырьевого придатка» и сформировать на основе нефтегазодобычи ряд сопутствующих высокотехнологичных отраслей, многие из которых уникальны. [Евст]

Говоря о развитии экономических отношений между Россией и Норвегией, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ сообщил: «в начале марта 2012 года состоялась XV сессия Межправительственной российско-норвежской комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавлял первый заместитель Председателя Правительства Виктор Зубков, норвежскую – министр промышленности и торговли Тронд Гиске. На заседании были подведены итоги и намечены перспективы на ближайшие годы.

Стороны отметили, что в 2011 году объем российско-норвежского товарооборота увеличился по сравнению с 2010 годом на 36,9% и составил 2972,8 млн. долларов. При этом российский экспорт увеличился на 41,6% и составил 1068,8 млн. долларов, а российский импорт из Норвегии вырос на 34,4% до уровня 1904 млн. долларов. Отрицательное сальдо России в торговле с Норвегией в 2011 году составило 835,2 млн. долларов.

Следует подчеркнуть, что Норвегия во внешней торговле России занимает 39-е место и ее доля составляет всего 0,4%.

В структуре российского экспорта в Норвегию по итогам 2011 года основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: минеральные продукты (52,5%), а также металлы и изделия из них (26,2%).

Удельный вес продукции химической промышленности составляет 8,6%, машин, оборудования и транспортных средств – 6,0%, продовольственных товаров и сельхозсырья – 4,2%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 1,6%.

Основу структуры импорта формируют продовольственные товары и сельхозсырье – 52,3%. В нее входит преимущественно рыбная продукция, на которую приходится 49% всего объема импорта. Кроме того, Россия импортирует машины, оборудование и транспортные средства (34,4%).

Удельный вес металлов и изделий из них составляет 5,7%, продукции химической промышленности – 4,4%, минеральных продуктов – 1,8%». [10]

По словам А. Рыбакова, в области энергетики продолжится реализация совместных проектов по поиску, разведке и добыче углеводородов в Баренцевом море и на территории третьих стран. Прорабатывается вопрос организации двустороннего обмена электроэнергией между Россией и Норвегией, рассмотрено техническое решение, предполагающее строительство новой линии электропередачи между Скугфоссом и Никелем. Активизируется сотрудничество в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики.

В транспортной сфере продолжится сотрудничество в рамках ИМО и Арктического совета в области защиты морской среды, включая обеспечение готовности и реагирования на разливы нефти. Решено продолжить сотрудничество по повышению морской безопасности на морских путях в прилегающих морских водах Норвегии и России. Также продолжится разработка и совершенствование ранее одобренных технических требований ИМО к новым судам и разработка эксплуатационных мер по сокращению выбросов парниковых газов с существующих судов. Норвежская сторона очень заинтересована в развитии Северного морского пути.

Особой сферой развития сотрудничества является рыболовство и аквакультура. Несмотря на успешное взаимодействие в области рыболовства, была подчеркнута необходимость дальнейшего сотрудничества по оценке общего объема изъятия трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях. Принято решение завершить работу по гармонизации технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях. Также была подчеркнута заинтересованность в увеличении объемов двусторонних инвестиций в рыбную промышленность и аквакультуру.

Информация о работе Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией