Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:45, реферат
Цель моей работы-показать неоценимый вклад меценатов в преобразовании отечественной культуры в конце XIX начале XX века. Для этого понадобиться
Ввести понятие меценаства и повествовать о феномене меценатства в целом.
Объяснить главные «механизмы» меценатства, то есть мотивы вложений.
Так же стоит обратить внимание на источники самих вложений в культуру
Рассказать о главных меценатах того времени, их вклады, достижения.
Проследить в целом развитие культуры и науки, перекрёстно рассматривая вклады самих меценатов.
Введение………………………………………………………………….……….…3
Основная часть
Глава 1. Меценатство.………………………………………………..……………..…….…..4
Новейшая история меценатства в России…………………………………….….5
Феномен меценатства………………………………………………………….....…8
Глава 2. Мотивы меценатской деятельности……………………………….....…10
Глава 3. Источники меценатских вложений…………………………….…..…..13
Глава 4. Главные меценаты…………………………...………………….………..16
Меценаты-организаторы……………………………………………………...…...18
Меценаты-коллекционеры…………………………...…………………...……….24
Глава 5. Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков…...............29
Устранение неграмотности………………………………………………….…….29
Наука и культура………………………………………………………...…………32
Список источников и литературы…………………………………………….…34
Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков
Система образования. Печать. Культура России в конце 19 начале 20 века отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными идейно-нравственными исканиями, которые привнесли в общественное и художественное сознание России совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений.
Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как время духовного ренессанса и серебряного века.
На рубеже XX в. бурный рост промышленного производства, основанного на новых технологиях, порождал потребность в развитии всей системы образования в России. Однако с конца 90-х гг. XIX в. до 1913 г. уровень грамотности возрос от 21% до 31%. Крестьянское население страны в основной массе оставалось неграмотным.
Ликвидация неграмотности
В царствование Николая II правительство предпринимало усилия для расширения сети начального и среднего образования. Так, если в 1894 г. в России насчитывалось до 32 тыс. начальных учебных заведений, то к 1915 г. 28уже около 124 тыс. В основном это были сельские одноклассные и двухклассные земские училища с 3- и 5-летним сроком обучения, а также аналогичные по программе церковно-приходские училища. В городах же действовали высшие начальные училища. Наконец, общее среднее образование в империи давалось в рамках 8-летних классических мужских и женских гимназий и прогимназий с сокращенными по срокам и по программе курсами по сравнению с гимназическими. Изменившиеся условия в экономике страны потребовали от царского правительства внесения корректив в программы обучения как в гимназиях, так и в 7-классных реальных и технических училищах, рассчитанных на получение технического образования, а с 1896 г. на средства кругов торгово-промышленной буржуазии создавались частные коммерческие училища, число которых к 1913 г. достигло 250.
29 Большую роль в деле ликвидации неграмотности, особенно среди городского населения, сыграли различного рода внешкольные формы народного просвещения, среди которых, помимо воскресных школ, на рубеже веков получили распространение рабочие курсы и «народные дома», создаваемые на частные средства. Наиболее яркими примерами могут служить Пречистенские рабочие курсы владелицы Тверской мануфактуры В.А.Морозовой (1897), Литовский народный дом графини С.В.Паниной (1903) в Петербурге. С 1906 г. по Инициативе передовой профессуры возникли народные университеты, наибольшую известность получил университет А.Л.Шанявского (1908).
В системе высшей школы царской России в предреволюционную эпоху насчитывалось около 120 вузов, причем свыше 60 являлись государственными (в том числе 10 университетов и 15 инженерно-промышленных вузов). Остальные же были либо общественными, либо частными. Численность студентов постоянно росла: если в 90-х гг. XIX в. в вузах училось около 35 тыс. человек, то к 1915 г. насчитывалось свыше 125 тыс. человек. Заметно менялся социальный состав студентов (уменьшился удельный вес выходцев из дворянско-чиновничьих слоев и увеличилось число студентов из купеческой и мещанско-крестьянской среды). Дальнейшее развитие получило высшее женское образование: в стране было открыто около двух десятков частных высших женских курсов. После первой русской революции власти вновь были вынуждены пойти на некоторую либерализацию во внутреннем самоуправлении высшей школы: были разрешены выборы ректоров и деканов, а также легализована деятельность студенческих организаций.
Периодическая печать. Ее освобождение от предварительной цензуры в период первой русской революции, а также широкое развитие коммерческих изданий способствовали резкому увеличению количества газет и журналов самых разных направлений. Так, если в конце XIX в. выходило всего 105 газет, то в 1913 г. их насчитывалось уже 1158, издаваемых на 25 языках.
Наряду с издававшейся с 1870 г. А.Ф.Марксом иллюстрированной «Нивой» стал выпускаться знаменитый «Огонек» С.М.Проппера, а также литературно-художественные издания «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон», 30«Столица и усадьба» и др. Среди «толстых» журналов особым авторитетом пользовались либеральный «Вестник Европы», народнические «Русское богатство» и «Заветы», кадетский «Русская мысль», марксистские «Научное обозрение», «Мир божий» и «Просвещение».
Сложные политические и исторические события конца 19 в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Это потребовало поиска новых методов и художественных приемов.
К началу 19 в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя 3 ступени - начальную (церковноприходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).
Развитие начального образования началось по инициативе демократической части общества. Стали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.
Наука и культура
Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений - к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило 31распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала.
Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С.Суворин в Петербурге и И.Д.Сытин в Москве.
На рубеже веков развиваются традиционные, и новые области науки. В физике И.Е.Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э.Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. В науке работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П.Павлов, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, ботаники К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, физик П.Н.Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С.Попов, философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков. В.С.Соловьев П.А.Флоренский, историки В.О.Ключевский, П.Н.Милюков.
Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, A.M.Горький, А.П.Чехов.
Этот период стал «серебряным веком» русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, A.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Н.Асеев, Б.Пастернак, B.Маяковский).
Крупнейший реформатор русского театра К.С.Станиславский вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену.
Заключение
По мнению известного промышленника и
предпринимателя, члена Московского биржевого комитета
П.А. Бурышкина «широкая благотворительность,
коллекционерство и поддержка всякого
рода культурных начинаний была особенностью
русской торгово-промышленной среды».
П.А. Бурышкин в книге «Москва купеческая»,
написанной на основе архивных материалов,
периодической печати и свидетельств
современников, характеризуя социальный
облик московского купечества, рассматривает
его общественную деятельность, в том
числе благотворительность и меценатство.
На первое место он поставил пять семейств
– Морозовых, Бахрушиных, Найденовых,
Третьяковых и Щукиных, «которые из рода в род сохранили значительное
влияние – либо в промышленности, либо
в торговле, постоянно участвовали в общественно-профессионально-
Наиболее характернымипримерами
Таким образом, результаты деятельности
русских предпринимателей в области
меценатства и
В последнее время наблюдается значительный рост частного капитала, поэтому вопрос благотворительности стоит довольно остро. С ростом частного капитала, большая часть народа у нас в стране значительно беднеет и переходит далеко за планку нищеты. А в это время не только население нашей страны, но и почти все отрасли народного хозяйства остро нуждаются хоть в каких-то инвестициях. Но вместо того, чтобы развивать отечественную промышленность, наши олигархи предпочитают покупать зарубежные футбольные клубы и автомобильные завод
Список Источников и Литературы
Список Литературы
1) В.А.Бахревский. Савва Мамонтов / В.А.Бахревский. - М.: Молодая гвардия, 2000
2) А.Н.Боханов. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н.Боханов. - М.: Наука, 1989.
3) Е.М.Лопухина. Самые знаменитые меценаты России / Е.М.Лопухина. - М.: Вече, 2003.
4) Макальская М.Л., Бобровская Н.Н. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003.
5) Нестеров М.В. П.М. Третьяков // Нестеров М.В. Давние дни. ( Воспоминания, очерки, письма). – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986.
6) Рос. акад. художеств, Санкт-Петербург. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Коллекционеры, меценаты, благотворители: (Россия, XVIII-XX вв.) - СПб., 1996
Список Источников
Коллекционеры и меценаты в России / А.Н.Боханов. - М.: Наука, 1989. С.20-24
- П.М. Третьяков // Нестеров М.В. Давние дни. ( Воспоминания, очерки, письма). – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986. С. 67-72
5
-Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003. С. 15-20
http://www.guildfin.org/
9 Коллекционеры и меценаты в России / А.Н.Боханов. - М.: Наука, 1989. С. 70-83
Коллекционеры и меценаты в России / А.Н.Боханов. - М.: Наука, 1989. С. 36-50.
Савва Мамонтов / В.А.Бахревский. - М.: Молодая гвардия, 2000. С. 112-120
П.М. Третьяков // Нестеров М.В. Давние дни. ( Воспоминания, очерки, письма). – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986. С. 45-50
[авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003. С. 32-60
http://rkpm.ru/content/view/
http://www.historicus.ru/
П.М. Третьяков // Нестеров М.В. Давние дни. ( Воспоминания, очерки, письма). – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986. С. 100-120
- Самые знаменитые меценаты России / Е.М.Лопухина. - М.: Вече, 2003. С. 38-50
- Самые знаменитые меценаты России / Е.М.Лопухина. - М.: Вече, 2003. С. 20-38
- Самые знаменитые меценаты России / Е.М.Лопухина. - М.: Вече, 2003. С. 60-65
Санкт-Петербург
2012
Информация о работе Предприниматели-меценаты и развитие русской культуры в конце 19-начале 20 век