Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 08:18, реферат
Региональной политикой можно считать лишь такую систему на-
мерений и действий, которая реализует интересы государства в от-
ношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и
способами, учитывающими природу современных региональных процес-
сов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре
меж- и внутрирегиональных связей.
ориентированного
на поддержку экономических
и формируемого за счет
территориальной ренты, изымаемой
в более
благоприятных регионах.
Правительство.
В отличие
от президентской администрации
правительственные
структуры в качестве
приорететных целей региональной
политики
выдвигают в основном
экономические. Ключевым элементом
такой по-
литики является предоставление
регионам прав на ускоренное рефор-
мирование экономических
отношений ради скорейшего преодоления
кризиса переходного
периода.
Правительство
также занимает более жесткую
позицию относи-
тельно претензий региональных
властей на руководство деятель-
ностью экономических
субъектов.
Региональная
политика правительства, блокирована
межведомс-
твенными противоречиями.
В итого
региональная политики свелась
к разрешению межнацио-
нальных проблем
Несмотря
на предположение о том, что
новые структуры предс-
тавительной власти
на федеральном уровне станут лоббистскими
ма-
шинами региональной
администрации, пока что нет подтверждения
та-
ким опасениям.
Государственная
дума отличается лоббированием
интересов от-
дельных отраслей
( в основном АПК, ТЭК и финансовые
структуры).
Совет Федерации
все глубже увязает в разбирательстве
межнацио-
нальных проблем.
Частично это объясняется согласием исполнитель-
ных структур на своего
рода разделение сфер влияния и ответствен-
ности.
Отсутствие
скоординированной
лено не только внутренними
противоречиями федеральных властей,
но
и отсутствием давления
со стороны регионов. С одной
стороны, фе-
деральным властям
удалось уверить региональные элиты в
своей го-
товности к компромиссам
по конкретным вопросам (что снизило уро-
вень претензий на
общее изменение курса), с другой - произошли
существенные изменения
в структуре местных элит. Положение
отрас-
левых элит в
регионах ослабло в связи с
продолжающимся экономи-
ческим спадом и приватизацией,
меняющими "статусные веса" участ-
ников. Отраслевые проблемы
фактически становятся проблемами реги-
онов, однако при этом
не превращаются в региональные по
крайней
мере в сознании
правящих элит. Руководители регионов
обеспокоены
обеспокоены проблемами
локальных рынков труда, неплатежей
и кри-
зисом сбыта на местных
предприятиях, однако считают, что локально
данные проблемы
решены быть не могут.
89 административных
территорий в рамках
включают 55 областей
и краев, два города федерального
подчинения
(Москва и Санкт-Петербург),
21 республику и 11 автономных терри-
торий.
Согласно
новой конституции, республики
пользуются определен-
ными привилегиями,
что служит источником недовольства со
стороны
других субъектов
Федерации. Часто утверждается,
что республики
имеют привилегированное
положение при осуществлении
бюджетной по-
литики и что их права
по контролю за использованием природных
ре-
сурсов превышают аналогичные
полномочия остальных регионов.
Федеративный
договор 1992 года, на котором
обосновывается
разделение прав
и обязанностей между федеральными
и более низкими
административными
уровнями, является нечетким и противоречивым
в
части, касающейся контроля
за природными ресурсами; к тому же
тот
факт, что большинство
республик беднее многих областей и
краев,
мог бы в принципе
объяснить различную структуру
движения бюджет-
ных средств между центром
и регионами. Возможно, наиболее сущест-
венное преимущество
республик в отношениях с центром
состоит в
том, что на них
распространяется положение о
централизованном
назначении президентом
РФ губернаторов (глав администрации).
В то
время как в 1992-1993 годах
реформистское крыло рос-
сийского правительства
боролось с традиционалистами в парламенте
и в самом правительстве,
оно также находилось в конфликте
с реги-
ональными элитами и
выборными региональными органами власти.
Ос-
новной конфликт
разворачивался не столько по поводу приватизации
или открытия экономики
внешнему миру, столько в отношении
двух
базовых элементов
экономической трансформации: стабилизации
и ли-
берализации цен.
Позицию
многих представителей местной
элиты - бывшие работ-
ника аппарата, коммунистической
партии, директора крупных предп-
риятий, господствующие
на провинциальной политической
арене -
можно выразить так:
"Стабилизация, но не на моей
территории".
Местные политические
руководители в России оказывают
давление на
центр с целью
сохранения дотаций производителям
в своих регионах
и склонны оттягивать
начало структурной перестройки
в них.
Можно
предположить, что разные регионы
должны были бы прово-
дить различную экономическую
политику, отражающую исходные уровни
их развития и
наличие ресурсов, перспективы
адаптации к рыночной
экономике, а также
политические предпочтения местных
руководите-
лей. В определенной
степени эти различия существуют,
хотя вызыва-
ющие их конкретные
факторы не вполне очевидны.
В ходе
статистического анализа
малой приватизации
в 77 регионах России в 1992 году, было обнару-
жено, что статистически
значимыми оказались лишь различные поли-
тических ориентаций
местных руководителей и удельный вес
нерусс-
ких во всем населении.
Влияние других факторов оказалось незначи-
тельным. Это же
справедливо в отношении
висимости от таких
отраслей промышленности, как металлургия
и ма-
шиностроение, которые,
как считается, серьезно "страдают"
от ре-
форм. В любом случае
различия в отношении руководителей
на местах
к проводимым преобразованиям
имеют ограниченное влияние, посколь-
ку лишь очень небольшое
количество административных территорий
возглавляют местные
руководители с устоявшейся репутацией
сторон-
ников реформ. В настоящее
время это города Москва, санкт-петер-
бург, Нижегородская,
а также Волгоградская области.
Естественно
предположить, что бюджетные
перечисления между
разными уровнями
управления России характеризуются
существенными
различиями. Формально
имеет место процесс "дележа снизу
вверх", в
ходе которого предположительно
стандартные (общенациональные) до-
ли доходов от
отдельных налогов, собранных на
местном уровне, пе-
редаются центру, а затем
перераспределяются из центра в регионы.
Финансовые
механизмы региональной
мощнейшим рычагом
ее действительного становления.
III. Региональная бюджетно-
Региональная
бюджетно-налоговая система
- это обособленная
часть соответствующей
государственной системы, связанная
с пос-
ледней генетически
и структурно. Она составляет именно
часть це-
лого (пока существует
целостность государства), по-своему отражая
соотношение централизации
и децентрализации, баланс центробежных
и центростремительных
тенденций. Региональная бюджетно-налоговая
система - символ
и гарант региональной ослабленности,
независи-
мости, самостоятельности.
Отсюда утверждения типа "сильный
(или
независимый) бюджет
- сильные (или независимые) регионы".
Региональные
бюджетно-налоговые системы -
порождение и ре-
зультат территориальной
организации общества.
Бюджетно-налоговые
системы регионов Российской
Федерации ак-
кумулируют около половины
всех бюджетно-налоговых потоков госу-
дарства, с весьма заметными
колебаниями в части расходов и дохо-
дов. Так, по данным
Госкомстата России в первом полугодии
1993
года в общих
доходах на долю федерального
бюджета приходилось
48%, бюджета территорий
- 52% (в 1992 г.- соответственно 44
и
56%). В расходах
федеральный бюджет занимал 53%
рий 47% (61 и 39% в 1992 г.).
В основе
региональной бюджетно-
ональные бюджеты,
региональные налоги, сборы, льготы,
дотации и
субвенции, а также
региональные финансовые и налоговые
отношения
с "центром"
и реже с другими территориальными
уровнями. По эле-
ментному составу региональные
бюджетно-налоговые системы анало-
гичны общегосударственным,
отличаясь только отношениями. Напри-
мер: налоги и сборы,
дотации и субвенции присутствуют
в обоих
случаях, но государство
их назначает, устанавливает, тогда
как
регионы с той
или иной степенью свободы принимают
их к исполнению
и использованию.
Региональные бюджетно-налоговые системы
состоят
из нескольких региональных
подсистем разного уровня, при
иерархи-
ческом построении территориальной
организации государства (напри-
мер:если населенный
пункт входит в состав района, район
- облас-
ти, и т.д.) между этими
подсистемами возникают бюджетно-налоговые
отношения, во многом
аналогичные отношениям типа "государство-ре-
гион".
Региональные
бюджетно-налоговые системы
Информация о работе Региональная политика России: концепции, проблемы, решения