Социальная политика муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:35, реферат

Краткое описание

Мало ясности в разрешение общетеоретических вопросов развития социальной сферы внесла и крупномасштабная конференция «Реформа социальной сферы: потребности и перспективы (федеральный и региональный аспекты)» Правда, в выступлениях участников вполне справедливо предпринималась попытка сформировать основные блоки проблемы, составляющие ядро новой концепции социальной политики в России. В числе последних следует выделить:

Содержание

Введение. - 3 -
1. Содержание, цели и приоритеты развития социальной сферы муниципальных образований. - 4 -
2. Основы бюджетной политики в управлении социальным развитием муниципальных образований. - 10 -
Заключение. - 17 -
Список используемой литературы. - 18 -

Вложенные файлы: 1 файл

Соц. политика.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По предмету: Государственное и муниципальное управление

 

 

На тему: Социальная политика муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст-ка 4 курса 25 потока

Ленская Т.В.

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Арзамас 2010г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Мало ясности в разрешение общетеоретических вопросов развития социальной сферы внесла и крупномасштабная конференция «Реформа социальной сферы: потребности и перспективы (федеральный и региональный аспекты)» Правда, в выступлениях участников вполне справедливо предпринималась попытка сформировать основные блоки проблемы, составляющие ядро новой концепции социальной политики в России. В числе последних следует выделить:

  • - методологические вопросы реформирования социальной сферы с позиций разработки общеэкономической стратегии и задач построения социального государства;
  • - необходимость отказа от отраслевого подхода к решению социальных задач, неизбежно порождающего остаточный принцип финансирования социальной сферы (речь должна идти о выборе правильного направления развития социальных процессов);
  • - определение базовых принципов комплексного реформирования социальной сферы, разграничение функций различных уровней власти в управлении социальной сферой;
  • - формирование новой стратегии управления социальной сферой в рамках проблемно-ориентированного подхода, оптимального распределения ответственности между федеральными и региональными властями, органами местного самоуправления, реализации задач повышения роли государства социальном процессе, упрочение федеральных отношений, укрепление единого социального пространства и централизованного контроля за ним.

С учетом всего вышесказанного попытаемся определить сущность категории  «социальная сфера», её содержание в условиях становления местного самоуправления.

 

 

 

1. Содержание, цели и приоритеты развития социальной сферы муниципальных образований.

 

В последнее время  в отечественной научной литературе все более общепринятым становится мнение, будто развитие социальной сферы имеет не только сложную  конфигурацию, не только вписывается в рамки определенных моделей, но и реализуется посредством определенного типа социальной политики.

Начнем рассмотрение вопроса с определения общеметодологических основ управления социальным развитием  муниципальных образований, которое  на любом уровне территориальной организации представляет собой комплекс мер по выявлению и разрешению существующих социальных проблем, то есть сводится к одному или иному варианту разработки и проведения социальной политики. Это фактически означает, что категории «управление социальным развитием» и «социальная политика» выступают как неразрывное диалектическое целое. В то же время, очевидно, что при всей взаимообусловленности данных понятий в реальной практике управление выступает вторичным элементом, производным от выбранного варианта социальной политики.

В данном контексте под социальной политикой мы будем понимать деятельность субъектов управления различного уровня, направленную на управление социальным развитием общества, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. Важнейшими задачами социальной политики являются обеспечение целостности общества, его устойчивости и возможности динамического развития, недопущение социальных конфликтов.

Социальная политика регулирует отношения между обществом и отдельными социальными субъектами, общностями, группами, между самими социальными группами. Она осуществляется через интересы людей и выступает, как управление интересами Социальная политика призвана разрешать противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.

При разработке социальной политики в качестве одного из важнейших  возникает вопрос о социальных приоритетах, то есть таких социальных задачах, которые в данный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуют первоочередного решения. Социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

Социальная политика представляет собой последовательную реализацию фаз выработки политики (социальная диагностика, планирование и прогнозирование), принятие решений  реализации политики (социальное регулирование, организация выполнения решений, непосредственное руководство процессами, контроль и т.п.).

Исходной базой управления социальным развитием любого объекта, начиная с уровня первичных производственных единиц и заканчивая общенациональным (федеральным) уровнем, является выявление социальных проблем, социальная диагностика. Если понимать социальную проблему как осознанное субъектами социальное противоречие, значимое для них несоответствие между целями и результатами деятельности, возникающее из-за недостаточности средств для достижения данных целей, то становится очевидной ее объективно-субъективная природа. Чтобы стать социальной проблемой, лежащее в её основе противоречие должно обязательно пройти через сознание субъекта, явиться объектом оценки. Таким образом, социальная диагностика предполагает использование комплексного инструментария, включающего как анализ экономической и социальной статистики, так и применение методов эмпирической социологии. В числе этих методов важнейшее место принадлежит опросам общественного мнения.

Следующим этапом выработки  социальной политики, рассматриваемой  как целостный комплексный процесс, является социальное целеполагание, определение  социальных приоритетов. После исследования ситуации, определения структуры  и характера социальных потребностей и противоречий перед субъектом социального управления стоит проблема определения важнейших направлений деятельности, выбора социальных задач, которые должны быть признаны на данном этапе развития объекта наиболее настоятельными и неотложными, требующими первоочередного решения. При разработке социальных программ на повестку дня для органов управления встает вопрос о социальных приоритетах, который подразумевает научно обоснованное выявление тех социальных групп, которым следует уделить преимущественное внимание в рассматриваемый период.

Третий блок комплексной  схемы формирования социальной политики – разработка системы социальных показателей и нормативов. Он следует непосредственно за целевым блоком. Если основные социальные цели служат ориентиром для планирования характера и содержания социальных изменений на определенный временной период, то социальные нормативы и показатели конкретизируют задачи и направления социальной политики. В целом по социальными показателями следует понимать некую совокупность качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, которая отражает их существенные особенности в статике и динамике. Соответственно. Социальными нормативами будут являться некоторые регламентированные, заданные значения социальных показателей, выражающие систему типичных требований, предъявляемых социальными субъектами к социальным объектам (процессам, характеристикам) с целью воспроизводства данного социального целого и решения его проблем.

Четвертый блок рассматриваемой  комплексной схемы – оценка ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей, реализации задач, конкретизированных в системе социальных показателей и нормативов. На данном этапе используются преимущественно методы экономического анализа, с помощью которых оценивается то, что в плановой практике называют «ценой социальной программы». Здесь выявляется потребность в материальных, финансовых ресурсах, инвестициях в различные направления социального развития, определяются минимальные и максимальные размеры затрат, потребных для решения или хотя бы снижения остроты социальных противоречий и проблем.

Помимо прямых экономических  ресурсов, необходимых для реализации программ и планов – инвестиционных, материальных, финансовых и т. п., существует ещё одна важная категория ресурсов. Это ресурсы социальной поддержки и социального действия. По существу мы имеем в виду социальные резервы, которые могут быть использованы в качестве дополнительного ресурса при проведении социальной политики наряду с выделенными субъектом управления непосредственными материальными ресурсами.

Последняя составляющая комплексной схемы выработки  социальной политики  - это оценка социальных последствий и эффективности  разработанной системы мероприятий. Оценка ожидаемых последствий при этом сводится к задаче формирования вариативного прогноза. Здесь, прежде всего, применяются методы статистического анализа и построения динамических рядов с последующей экстраполяцией, экспертных оценок основных тенденций, математического моделирования

Если связать социальную политику с установлением, воспроизводством и изменением системы социальных неравенств, общественная обеспокоенность  которыми, по сути, и вызывает к жизни  социальную политику, то последняя  представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социальна приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы.

Социальная политика не может ограничиваться только так называемое «социальной сферой»; её объектом могут быть и политика, экономика и культура, поскольку все общественные отношения прямо или косвенно влияют на положение и возможности развития различных социальных общностей

Современную социальную политику целесообразно разрабатывать  с учетом следующих важнейших  обстоятельств:

  • приоритетности проблем социальной защищенности населения в условиях развивающегося рынка;
  • повышения роли личного трудового вклада в удовлетворение материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения, ликвидации на этой основе иждивенчества;
  • формирование нового механизма обоснования и реализации социальной политики (в том числе финансирования социальной сферы), предполагающего поэтапный переход от государственного патернализма к социальному партнерству;
  • необходимости децентрализации управления социальным развитием с передачей существенного объема полномочий, прав и возможностей с федерального уровня на уровни субъектов Федерации и местного самоуправления.

Названые обстоятельства по существу являются принципиальными  основаниями в процессе выработки  социальной политики вне зависимости  от того, о каком уровне идет речь – федеральном, региональном, местном.

Эффективная социальная политика в настоящее время и в перспективе не может осуществляться только государственными органами. Наличие целого ряда относительно самостоятельных субъектов социальной политики не только расширяет перечень социальных услуг на основе их взаимодействия, но и обеспечивает большую гибкость и мобильность социальной политики, позволяет оперативное регулировать на изменения социально-экономической ситуации. В условиях демократизации, децентрализации и демонополизации объективно происходит преобразование структур управления социальной политикой как деятельностью в направлении перестройки ее вертикальных структур в горизонтальные, делегирование части полномочий из центра на места. Процессы расширения экономической и хозяйственной самостоятельности территориальных образований приведет к необходимости сосредоточения значительного числа аспектов социальной политики на региональном (местном) уровне. Это позволит учитывать многообразие национально-территориального устройства, специфику формирующихся структур управления и самоуправления в регионах, особенности ценностных ориентаций, интересы и потребности различных групп населения

Практическая реализация социальной политики предусматривает  разработку и согласование представлений  о ее структуре. В операционном плане  наиболее целесообразным представляется выделение двух основных видов структур: предметного и процессуального.

Процессуальный  разрез, как отмечалось выше, выступает в виде ряда последовательных процедур (социальная диагностика; целеполагание; формирование системы социальных показателей, нормативов и ориентиров; оценка ресурсов; разработка целевых программ; оценка социальных последствий; собственно реализация согласованного комплекса мер, составляющих данный вариант социальной политики).

Предметная структура представляет собой содержательную развертку генеральной цепи социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения и оптимизацию характера системы соотношения социальных неравенств при данном уровне ресурсного обеспечения. Таким образом, предметная структура раскрывается логически и процессуально согласованным набором «честных социальных политик» в рамках следующих направлений:

  • политика в сфере обеспечения здоровья и продолжительности периода активной жизнедеятельности населения;
  • повышения уровня жизни населения;
  • совершенствование образа жизни.

 Как предметный, так  и процессуальный разрезы должны  быть представлены в необходимой  полноте входе разработки и  реализации и реализации социальной  политики на каждом из иерархических  уровней – федеральном, региональным и местном.

2. Основы бюджетной политики  в управлении социальным развитием муниципальных образований.

 

Одной из основ и одним  из важнейших инструментов социального  развитие муниципальных образований  являются местные финансы, и в  том числе местный бюджет. По существу, в местном бюджете находят практически полное отражения направления социального развития муниципального образования, и от того, насколько эффективно организовано управление местными финансами в целом и, в частности, бюджетным процессом, существенно зависит эффективность управления социальным развитием.

Под местными финансами  в соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимают совокупность денежных средств. Формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

В развитии местных финансов, как  и других сфер организации и деятельности местного самоуправления, принимают  участие органы государственной  власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В этих целях указанные органы:

Информация о работе Социальная политика муниципальных образований