Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:35, реферат
Мало ясности в разрешение общетеоретических вопросов развития социальной сферы внесла и крупномасштабная конференция «Реформа социальной сферы: потребности и перспективы (федеральный и региональный аспекты)» Правда, в выступлениях участников вполне справедливо предпринималась попытка сформировать основные блоки проблемы, составляющие ядро новой концепции социальной политики в России. В числе последних следует выделить:
Введение. - 3 -
1. Содержание, цели и приоритеты развития социальной сферы муниципальных образований. - 4 -
2. Основы бюджетной политики в управлении социальным развитием муниципальных образований. - 10 -
Заключение. - 17 -
Список используемой литературы. - 18 -
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Реферат
По предмету: Государственное и муниципальное управление
На тему: Социальная политика муниципальных образований.
Выполнил:
ст-ка 4 курса 25 потока
Ленская Т.В.
Проверил:
Арзамас 2010г.
Мало ясности в разрешение общетеоретических вопросов развития социальной сферы внесла и крупномасштабная конференция «Реформа социальной сферы: потребности и перспективы (федеральный и региональный аспекты)» Правда, в выступлениях участников вполне справедливо предпринималась попытка сформировать основные блоки проблемы, составляющие ядро новой концепции социальной политики в России. В числе последних следует выделить:
С учетом всего вышесказанного попытаемся определить сущность категории «социальная сфера», её содержание в условиях становления местного самоуправления.
В последнее время
в отечественной научной
Начнем рассмотрение
вопроса с определения
В данном контексте под социальной политикой мы будем понимать деятельность субъектов управления различного уровня, направленную на управление социальным развитием общества, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. Важнейшими задачами социальной политики являются обеспечение целостности общества, его устойчивости и возможности динамического развития, недопущение социальных конфликтов.
Социальная политика регулирует отношения между обществом и отдельными социальными субъектами, общностями, группами, между самими социальными группами. Она осуществляется через интересы людей и выступает, как управление интересами Социальная политика призвана разрешать противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.
При разработке социальной политики в качестве одного из важнейших возникает вопрос о социальных приоритетах, то есть таких социальных задачах, которые в данный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуют первоочередного решения. Социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.
Социальная политика представляет собой последовательную реализацию фаз выработки политики (социальная диагностика, планирование и прогнозирование), принятие решений реализации политики (социальное регулирование, организация выполнения решений, непосредственное руководство процессами, контроль и т.п.).
Исходной базой управления социальным развитием любого объекта, начиная с уровня первичных производственных единиц и заканчивая общенациональным (федеральным) уровнем, является выявление социальных проблем, социальная диагностика. Если понимать социальную проблему как осознанное субъектами социальное противоречие, значимое для них несоответствие между целями и результатами деятельности, возникающее из-за недостаточности средств для достижения данных целей, то становится очевидной ее объективно-субъективная природа. Чтобы стать социальной проблемой, лежащее в её основе противоречие должно обязательно пройти через сознание субъекта, явиться объектом оценки. Таким образом, социальная диагностика предполагает использование комплексного инструментария, включающего как анализ экономической и социальной статистики, так и применение методов эмпирической социологии. В числе этих методов важнейшее место принадлежит опросам общественного мнения.
Следующим этапом выработки
социальной политики, рассматриваемой
как целостный комплексный
Третий блок комплексной схемы формирования социальной политики – разработка системы социальных показателей и нормативов. Он следует непосредственно за целевым блоком. Если основные социальные цели служат ориентиром для планирования характера и содержания социальных изменений на определенный временной период, то социальные нормативы и показатели конкретизируют задачи и направления социальной политики. В целом по социальными показателями следует понимать некую совокупность качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, которая отражает их существенные особенности в статике и динамике. Соответственно. Социальными нормативами будут являться некоторые регламентированные, заданные значения социальных показателей, выражающие систему типичных требований, предъявляемых социальными субъектами к социальным объектам (процессам, характеристикам) с целью воспроизводства данного социального целого и решения его проблем.
Четвертый блок рассматриваемой комплексной схемы – оценка ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей, реализации задач, конкретизированных в системе социальных показателей и нормативов. На данном этапе используются преимущественно методы экономического анализа, с помощью которых оценивается то, что в плановой практике называют «ценой социальной программы». Здесь выявляется потребность в материальных, финансовых ресурсах, инвестициях в различные направления социального развития, определяются минимальные и максимальные размеры затрат, потребных для решения или хотя бы снижения остроты социальных противоречий и проблем.
Помимо прямых экономических ресурсов, необходимых для реализации программ и планов – инвестиционных, материальных, финансовых и т. п., существует ещё одна важная категория ресурсов. Это ресурсы социальной поддержки и социального действия. По существу мы имеем в виду социальные резервы, которые могут быть использованы в качестве дополнительного ресурса при проведении социальной политики наряду с выделенными субъектом управления непосредственными материальными ресурсами.
Последняя составляющая
комплексной схемы выработки
социальной политики - это оценка
социальных последствий и эффективности
разработанной системы мероприя
Если связать социальную политику с установлением, воспроизводством и изменением системы социальных неравенств, общественная обеспокоенность которыми, по сути, и вызывает к жизни социальную политику, то последняя представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социальна приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы.
Социальная политика не может ограничиваться только так называемое «социальной сферой»; её объектом могут быть и политика, экономика и культура, поскольку все общественные отношения прямо или косвенно влияют на положение и возможности развития различных социальных общностей
Современную социальную политику целесообразно разрабатывать с учетом следующих важнейших обстоятельств:
Названые обстоятельства по существу являются принципиальными основаниями в процессе выработки социальной политики вне зависимости от того, о каком уровне идет речь – федеральном, региональном, местном.
Эффективная социальная политика в настоящее время и в перспективе не может осуществляться только государственными органами. Наличие целого ряда относительно самостоятельных субъектов социальной политики не только расширяет перечень социальных услуг на основе их взаимодействия, но и обеспечивает большую гибкость и мобильность социальной политики, позволяет оперативное регулировать на изменения социально-экономической ситуации. В условиях демократизации, децентрализации и демонополизации объективно происходит преобразование структур управления социальной политикой как деятельностью в направлении перестройки ее вертикальных структур в горизонтальные, делегирование части полномочий из центра на места. Процессы расширения экономической и хозяйственной самостоятельности территориальных образований приведет к необходимости сосредоточения значительного числа аспектов социальной политики на региональном (местном) уровне. Это позволит учитывать многообразие национально-территориального устройства, специфику формирующихся структур управления и самоуправления в регионах, особенности ценностных ориентаций, интересы и потребности различных групп населения
Практическая реализация социальной политики предусматривает разработку и согласование представлений о ее структуре. В операционном плане наиболее целесообразным представляется выделение двух основных видов структур: предметного и процессуального.
Процессуальный разрез, как отмечалось выше, выступает в виде ряда последовательных процедур (социальная диагностика; целеполагание; формирование системы социальных показателей, нормативов и ориентиров; оценка ресурсов; разработка целевых программ; оценка социальных последствий; собственно реализация согласованного комплекса мер, составляющих данный вариант социальной политики).
Предметная структура представляет собой содержательную развертку генеральной цепи социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения и оптимизацию характера системы соотношения социальных неравенств при данном уровне ресурсного обеспечения. Таким образом, предметная структура раскрывается логически и процессуально согласованным набором «честных социальных политик» в рамках следующих направлений:
Как предметный, так
и процессуальный разрезы
Одной из основ и одним из важнейших инструментов социального развитие муниципальных образований являются местные финансы, и в том числе местный бюджет. По существу, в местном бюджете находят практически полное отражения направления социального развития муниципального образования, и от того, насколько эффективно организовано управление местными финансами в целом и, в частности, бюджетным процессом, существенно зависит эффективность управления социальным развитием.
Под местными финансами в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимают совокупность денежных средств. Формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
В развитии местных финансов, как и других сфер организации и деятельности местного самоуправления, принимают участие органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В этих целях указанные органы:
Информация о работе Социальная политика муниципальных образований