Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:35, реферат
Мало ясности в разрешение общетеоретических вопросов развития социальной сферы внесла и крупномасштабная конференция «Реформа социальной сферы: потребности и перспективы (федеральный и региональный аспекты)» Правда, в выступлениях участников вполне справедливо предпринималась попытка сформировать основные блоки проблемы, составляющие ядро новой концепции социальной политики в России. В числе последних следует выделить:
Введение. - 3 -
1. Содержание, цели и приоритеты развития социальной сферы муниципальных образований. - 4 -
2. Основы бюджетной политики в управлении социальным развитием муниципальных образований. - 10 -
Заключение. - 17 -
Список используемой литературы. - 18 -
Термин «местный бюджет» имеет несколько значений. Это и форма образования, и расходования финансовых средств муниципального образования, и его финансовый план, и нормативный правовой акт органов местного самоуправления.
В действующем законодательстве не существует прямого указания на необходимость установления единой для всех муниципальных образований структуры местных бюджетов, однако ряд отдельных норм законодательства и соображения рационализации структуры бюджета с точки зрения удобства его составления, анализа и контролем за исполнением на практике приводит к определенному единообразию структур местных бюджетов.
Во-первых, бюджет разделяется на три основные части:
Во-вторых, из средств на осуществление собственных полномочий выделяются:
В-третьих, бюджет существования также может быть разделен на две составляющие:
В-четвертых, в качестве составной
части местных бюджетов могут
быть предусмотрены сметы доходов
и расходов отдельных населенных
пунктов, не являющимися муниципальными
образованиями и не входящих в их состав.
То же по аналогии относятся к смете доходов
и расходов внутригородских территорий,
не являющихся муниципальными образованиями,
в случае деления города на административно-
Главным требованием к формированию местного бюджета является сбалансированность его доходов и расходов. Если государство еще имеет возможность покрывать дефицит бюджета за счет дополнительной эмиссии денег, то на уровне муниципальных образований возможно только привлечение заемных средств, всегда ложащееся дополнительным бременем и влекущее дополнительные расходы по обслуживанию долга. В связи с этим в ряде государств вообще запрещено принимать дефицитные бюджеты. В Российской федерации установлен допустимый предел дефицита местных бюджетов.
В целом доходы местных бюджетов состоят из собственных и регулирующих доходов. Под собственными доходами здесь понимаются доходы, закрепляемые за местными бюджетами на постоянной основе, род регулирующими – отчисления в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, сборов и иных платежей на предстоящий финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на три года), служащие целям финансового выравнивания.
Муниципальное образование в случае недостаточности средств из закрепленных источников имеет право на получение финансовой помощи из фонда финансовой поддержки в виде дотаций, а также на получение субвенций для финансирования через местные бюджеты мероприятия федеральных и региональных целевых программ, реализации решений органов государственной власти.
Несмотря на то, что органы местного самоуправления имеют значительную самостоятельность в формировании и исполнении местных бюджетов, закон вполне однозначно определяет источники доходов, обеспечивающие покрытие расходов на выполнение тех или иных функций местного самоуправления, и допустимые направления расходов средств местных бюджетов.
Самостоятельно планируемая деятельность по решению вопросов местного значения финансируется, как правило, из собственных доходов местных бюджетов (при их недостаточности привлекаются регулирующие доходы, средства фонда финансовой поддержки). Причем касательно деятельности по удовлетворению потребностей населения, относящихся к сфере действия государственных минимальных государственных стандартов, оговорено, что она финансируется, за счет отчислений от федеральных налогов и от налогов субъектов Российской Федерации.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, поступают из федерального бюджета или бюджета субъекта российской Федерации в зависимости от того, какой из уровней власти возложил на органы местного самоуправления соответствующие полномочия. Поскольку эти полномочия исполняются на постоянной или договорной основе, необходимые средства ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации.
Увеличение расходов или уменьшение доходов местного самоуправления, вызванные решениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются теми органами, которые приняли это решение, из их средств соответствующих бюджетов. Одновременно с принятием таких решений определяется размер и порядок компенсации.
Допустимые направления
Так как муниципальное образование вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из их компетенции действующим законодательством и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти, уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены и иные расходы, связанные с решением указанных вопросов.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании включает в себя процедуры формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, а также деятельность органов местного самоуправления, других органов и организаций, являющихся участниками бюджетного процесса.
Участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании, кроме собственно органов местного самоуправления, является значительное количество различных органов и организаций. Так, например: формирование доходных источников местного бюджета осуществляется с участием органов государственной власти; в финансовом планировании на предстоящий год принимают участие органы управления муниципальных предприятий и организаций; муниципальный заказ на проведение работ и предоставления услуг за счет средств местного бюджета размещается среди организаций различных организационно-правовых форм; для контроля за исполнением местного бюджета могут привлекаться независимые аудиторы.
Принципиально важным условием является подробная регламентация процедур составления, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, «прозрачность» бюджетного процесса для всех заинтересованых лиц. Средства местного бюджета как неотъемлемая часть муниципальной собственности является собственностью всего населения муниципального образования, по этому жители последнего, их объединения, представители в органах местного самоуправления (депутаты представительного органа) должны иметь возможность на любом этапе бюджетного процесса получать точную и исчерпывающую информацию о состоянии местного бюджета, использовании бюджетных средств. Помимо этого, строгая регламентация позволяет более эффективно управлять бюджетным процессом, избегать конфликтов между различными органами местного самоуправления, предотвращать злоупотребления, связанные с использованием средств местного бюджета.
При использовании органами местного самоуправления своих полномочий, обеспечении функционировании муниципального хозяйства следует исходить из необходимости использования средств муниципального образования с максимальной эффективностью.
Практика показывает, что, во-первых, общественный сектор экономики, как правило, менее эффективен, чем другие секторы (частный, акционерный и др.); во-вторых, стоимость одних и тех же работ и услуг существенно колеблются в зависимости от возможностей различных организаций и состояния рынка соответствующих работ и услуг. Поэтому все большее распространение получает муниципальный заказ – заказ на выполнение работ и оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета.
Осуществляя самостоятельную финансовую
деятельность, органы местного самоуправления
участвуют в финансово-
Уполномоченный банк необходим органам местного самоуправления для размещения средств муниципального образования и осуществления операций с ними. На уполномоченный банк в соответствии с заключенным договором могут быть возложены следующие функции:
Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд принципиальных выводов, относительно путей повышения эффективности системы социальной защиты.
Первый вывод заключается в
том, что в настоящий период основания
новых социально-экономических
Второй вывод заключается в том, что как ни парадоксально, в основу дальнейшего развития системы социальной зашиты должна быть положена тенденция сужения области ее действия, понимаемого в традиционном смысле государственного социального обеспечения и социального иждивенчества. Необходима смена приоритетов социальной защиты от материальной поддержки малообеспеченных групп населения к политике предупреждения снижения уровня жизни.
Третий вывод, который имеет принципиальное значение для прогнозирования развития социальной защиты, состоит в том, что существующие в настоящее время механизмы социальной помощи, по сути своей, уже не соответствуют наметившимся политико-экономическим и демографическим изменениям.. Социальная защита должна быть эффективным социальным отражением проводимых экономических и политических реформ. Основным стержнем экономических изменений является разгосударствление, изменение института собственности, введение рыночных отношений для всех субъектов хозяйственной жизни.
Информация о работе Социальная политика муниципальных образований