Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:12, курсовая работа
Государственное управление - это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
Из данного определения можно выделить:
- субъект управления – государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.
- объект государственного управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
- управляющее воздействие государственных институтов - целенаправленное воздействие на естественное состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп, стремление придать ему организованное функционирование в соответствии с установленными нормами, обеспечить его адаптацию к изменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствование и развитие.
Введение………………………………………………………………………3
1. Общие сведения о теории государственного
управления
1.1. Понятие теории государственного управления……………………5
1.2. Объективная необходимость в государственном управлении……6
2. Развитие теории государственного управления
2.1. Истоки теории государственного управления……………………..8
2.2.Основные этапы развития теории государственного
управления
2.2.1. I этап развития теории государственного
управления ( 1880 - 1920г.г.)……………………………………………12
2.2.2. II этап развития теории государственного
управления (1920 - 1950гг.) ……………………………………………..16
2.2.3. III этап развития теории государственного
управления (1950г. - настоящее время)………………………………..19
3. Особенности развития теории государственного
управления в различных странах
3.1. Американская школа государственного управления…………….23
3.2. Школа государственного управления в Великобритании……….24
3.3. Школа государственного управления во Франции………………25
3.4. Школа государственного управления в Германии……………….27
4. Развитие теории государственного управления в
Республике Беларусь……………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованных источников………………………………………34
Таким образом, мы видим, что со времен античности и вплоть до XVIII века все знания о социальных явлениях были единой целостной системой.
О начале собственно политической науки можно говорить лишь с возникновением в первой половине XIX века Правовой школы в Германии, поставившей своей целью изучение государства. Символически рождение политологии как новой дисциплины знаменует 1880 г. В июне этого года Совет правления Колумбийского колледжа в США (позже переименованного в Колумбийский университет) по инициативе ученого Дж. Барджесса принял решение о создании Школы политической науки. Была введена система подготовки научных кадров с написанием и защитой диссертации. Начиная с 1886 г. Школа политической науки стала публиковать журнал “Политикл сайенс куотерли” (Political Science Quarterly). Примеру Колумбийского университета последовали другие ведущие учебные заведения США, а потом и Западной Европы.
В этот период проблемы административно-
Со временем систематическое и иерархическое разделения труда между различными отраслями государственного управления закрепляются в законодательстве, детально регламентирующем функции и компетенцию отдельных государственных служб и учреждений, а также обязанности всех чиновников. Такими мерами стремились укрепить и упорядочить деятельность государственного аппарата, а кроме того, усилить контроль за его работой.
Постепенно на смену иерархии чинов, основанных на “породе”, привилегиях, вводилась иерархия чинов в зависимости от личной выслуги и знаний человека, его профессиональной квалификации. Введение постоянного денежного жалованья для всех категорий чиновников усиливало их зависимость от государственной власти.
Отмеченные изменения в организации государственной службы происходили не сразу, не одновременно, а в течение длительного исторического периода. К примеру, в Западной Европе этот процесс начался в XV—XVI веках, в России и Америке несколько позже — в XVIII веке. Закончился же процесс формирования национальных бюрократических структур в большинстве стран Запада и в России примерно одинаково — во второй половине XIX века.
2.2.Основные этапы развития теории государственного управления
Развитие теории административно-государственно
1) 1880-1920гг.
2) 1920-1950гг.
3) 1950г.- настоящее время.
2.2.1. I этап развития теории государственного управления
(1880 - 1920г.г.)
В 1887 г. профессор Вудро Вильсон — будущий
президент США —разработал модель “административной эффективности”,
предложив использовать в административно-
Гуднау и Вильсон провели значительные исследования
американской системы административно-
Под влиянием идеи Гуднау и Вильсона
ведущее место в теории административно-
Интересно отметить, что впервые термин
“public administrative management” (административно-
Первым ученым, кто дал систематизированный
анализ государственной бюрократии и
бюрократов, был немецкий социолог Макс
Вебер (1864—1920). Его классическое исследование
“Хозяйство и общество” (1921) дает отправную
точку для современного изучения административно-
- административные учреждения организованы иерархически;
- каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции;
- гражданские служащие назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах или по результатам экзаменов;
- гражданские служащие получают заработную плату в соответствии с рангом;
- для гражданского служащего эта работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие;
- служащий не владеет учреждением, в котором работает;
- служащий подчиняется дисциплине и находится под контролем;
- смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.
Сословная сплоченность бюрократии, по мнению Вебера, вытекает из ее фактически властного положения по отношению к “нивелированному” подчиненному большинству населения и характеризуется следующими чертами:
- повышенной социальной оценкой “чина”, защищенного административными и уголовными нормами;
- построением ранговой иерархии на принципах “назначаемости” (в противовес принципу “выборности”);
- пожизненным статусом “чина” и “службы”;
- регулярным денежным вознаграждением в соответствии с рангом;
- карьерным принципом перемещения в ранговой иерархии.
Властное положение бюрократии основывается
также на владении техникой управления,
содержание которой имеет два основных
аспекта. Прежде всего, это специальные
знания, полученные профессиональными
государственными служащими в результате
подготовки в соответствующих областях
административно-
Сам Вебер считал идеальным административно-
Идеи Вебера, Вильсона, Гуднау оказали
значительное воздействие на развитие
теории административно-
1) для того чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо знать, а следовательно, изучать с научных позиций;
2) аппарат административно-
2.2.2.II этап развития теории государственного управления
(1920 - 1950гг.)
Изучение государственного администрирования
становится частью учебных программ в
ведущих университетах США и Западной
Европы. В 1916г. в Вашингтоне Роберт Брукингс
учредил первый институт правительственных;
исследований (Institute of Government Research). Целью
этой научно-исследовательской организации
стала выработка системного аналитического
подхода к административно-
Напротив, в Европе (особенно во Франции, Великобритании) система обучения в те годы была излишне централизована, единообразие являлось правилом.
В 20—50-е годы ХХ века наиболее известными направлениями
в теории административно-
Одним из ярчайших основоположников классического направления в науке считается Л.Уайт. В своей фундаментальной теоретической работе «Введение в науку государственного управления» (1926) он утверждал, что:
- государственное управление представляет собой единый однородный процесс;
- изучение государственного управления должно начинаться, прежде всего, с основ менеджмента, а не с основ права;
- государственное управление – это искусство, поэтому большое значение придается превращению его в научную дисциплину;
- государственное управление – это наиболее важная задача, стоящая перед государственным аппаратом.
Оптимизация использования средств в государственном управлении должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах.
Приверженцы классической школы не очень
заботились о социальных аспектах административно-
В рамках классической школы система
административно-
Еще одним влиятельным направлением
в теории административно-
Наиболее известными учеными этого направления были М. Фоллет, А. Маслоу, Э. Мэйо, У. Мэрфи. В своих исследованиях они обратили внимание на анализ психологических факторов, вызывающих удовлетворенность работников своим трудом, поскольку в ряде экспериментов удалось добиться повышения производительности труда за счет улучшения психологического климата и усиления мотивации.
Информация о работе Теория государственного управления: истоки, традиции, новации