Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:12, курсовая работа
Государственное управление - это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
Из данного определения можно выделить:
- субъект управления – государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.
- объект государственного управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
- управляющее воздействие государственных институтов - целенаправленное воздействие на естественное состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп, стремление придать ему организованное функционирование в соответствии с установленными нормами, обеспечить его адаптацию к изменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствование и развитие.
Введение………………………………………………………………………3
1. Общие сведения о теории государственного
управления
1.1. Понятие теории государственного управления……………………5
1.2. Объективная необходимость в государственном управлении……6
2. Развитие теории государственного управления
2.1. Истоки теории государственного управления……………………..8
2.2.Основные этапы развития теории государственного
управления
2.2.1. I этап развития теории государственного
управления ( 1880 - 1920г.г.)……………………………………………12
2.2.2. II этап развития теории государственного
управления (1920 - 1950гг.) ……………………………………………..16
2.2.3. III этап развития теории государственного
управления (1950г. - настоящее время)………………………………..19
3. Особенности развития теории государственного
управления в различных странах
3.1. Американская школа государственного управления…………….23
3.2. Школа государственного управления в Великобритании……….24
3.3. Школа государственного управления во Франции………………25
3.4. Школа государственного управления в Германии……………….27
4. Развитие теории государственного управления в
Республике Беларусь……………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованных источников………………………………………34
Первой, кто определил научное управление как «обеспечение работы с помощью других лиц» была М.П.Фоллет. В своей работе «Отдача распоряжений», она обратила внимание, что четко разработанные административные структуры и хорошая заработная плата сотрудников не всегда вели к повышению производительности труда. Поэтому важно изменить модель поведения людей.
Исследования, проведенные Маслоу, во многом позволили понять причины этого явления. В своем труде «Теория мотивации человека», он разработал иерархию потребностей, которая вошла во все учебники по научному управлению. В соответствии с его концепцией, мотивами поступков людей являются в основном потребности не экономические, как полагали «классики», а социальные, эгоистические, позволяющие реализовать творческие возможности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
В рамках движения за человеческие отношения
были разработаны различные мотивационные
модели, которые используются в теории
административно-
Очевидно, что методы, разработанные
школой человеческих отношений, эффективны
лишь в достаточно узкой сфере государственного
администрирования — управлении персоналом,
когда особенно важно личное и конкретное
воздействие на сотрудников для своевременного
принятия решений и успешной реализации
намеченных планов. Однако в области оперативного
и стратегического административно-
2.2.3. III этап развития теории государственного управления
(1950г. - настоящее время).
Третий этап в развитии теории административно-
Развитие таких наук, как психология
и социология, и совершенствование методов
исследования после второй мировой войны сделали изучение
поведения на рабочем месте в большой
степени строго научным. Среди наиболее
крупных фигур в 50—60-е годы следует назвать
Г. Саймона, Д. Смитцберга, В. Томпсона,
Д. Истона. Именно они начали разрабатывать
новый подход к государственному администрированию
— поведенческий или бихевиоральный.
Оригинальность их работ состоит в том,
что авторы стремились представить в качестве
фундамента науки управления достижения
современной социальной психологии и
социологии. Школа поведенческих наук
несколько отошла от школы человеческих
отношений, которая концентрировала внимание
на методах налаживания межличностных
отношений. Новый подход отличается стремлением
в большей степени оказать помощь государственным
служащим в осознании своих собственных
возможностей в административно-
С начала 60-х годов в государственном
администрировании быстро начал набирать
популярность системный подход, чему в
немалой степени способствовали работы
Д. Истона, Г. Алмонда, Т. Парсонса. Главная
идея системного подхода заключается
в признании взаимосвязей и взаимозависимости
элементов, подсистем и всей системы государственного
администрирования с внешней средой, т.е.
с обществом в целом. Такой подход означает,
что стратегия государственного администрирования
не может быть объектом точного прогнозирования
и планирования, поскольку общество постоянно
развивается и изменяется. Вместе с тем
этот подход предполагает акцент на разработке
стратегического управления, устанавливающего
общие цели и способы поведения административно-
Сегодня системный подход является одним
из самых влиятельных направлений как
в теории административно-
Такое определение переменных и их влияния на эффективность административных структур является основным достижением ситуационного подхода, ставшего логическим продолжением теории систем. Он возник в начале 70-х годов и внес важный вклад в развитие государственного администрирования, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Наиболее известными теориями, разработанными в русле ситуационного подхода, являются концепция “мягкого мышления” и “организационная кибернетика”.
Сторонники ситуационного подхода к
административно-
Ситуационный подход является достаточно
новым направлением в науке, поэтому трудно
полностью оценить сегодня истинное воздействие
данной школы на теорию и практику административно-
Заканчивая характеристику третьего
современного этапа в развитии теории
административно-государственно
С 1967 г. под эгидой ООН регулярно проводятся
международные совещания экспертов по
проблемам административно-государственно
Более чем за четверть века экспертами
ООН проделана значительная работа по
распространению основных достижений
теории административно-
Сегодня можно говорить, что теория административно-
3. Особенности развития теории государственного управления в различных странах
В настоящее время в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений, ведущими среди которых являются американская, английская, французская и немецкая.
3.1. Американская школа государственного управления
Отличительной особенностью американской школы «public administration» является эмпирическая направленность ее исследований. Уже на начальных этапах развития многие ее выдающиеся представители были не только теоретиками, но и практиками (Вильсон, Уайт и др.).
В целом американская наука государственного управления и политики всегда находилась под влиянием проблемы дихотомии политики/управления, которая была обозначена Вильсоном еще в начале формирования этой отрасли знания. Но уже Уайт поставил под сомнение жесткое разделение этих двух сфер деятельности.
В середине ХХ века изменилось представление о модели федерализма в США. Суть новой модели, предложенной М. Гродцинзом, состоит в формировании отношений сотрудничества между различными уровнями управления, что в свою очередь приведет к смешению правительственной деятельности.
Конец ХХ века характеризуется пересмотром и переоценкой основных идей теории государственного управления, ибо многие программы «Великого общества» не были выполнены. После избрания Р.Рейгана Президентом страны идеологический маятник качнулся в сторону консерватизма с его принципами минимального вмешательства государства в экономику. В этот период возникло и новое мышление в государственном управлении: была сформирована «теория общественного выбора», ориентированная на собственные политические ценности, установки, ограничения. Большой интерес у ученых вызывала концепция организационного развития, затрагивающая вопросы структуры, поведения, культуры организации, которые и до настоящего времени являются предметом дискуссий. Целью этой модели можно считать повышение эффективности функционирования системы государственного управления, достигнутое благодаря ее адаптивности, гибкости и профессионализму государственных служащих.
3.2. Школа государственного управления в Великобритании
В конце ХХ столетия в трудах ученых социологического направления центральное место заняла проблема стабильности государственных институтов, которую многие связывают со степенью участия граждан в политике. Так, по мнению Дж.Баджа, политики и государственные служащие единодушны во мнении, что существующие государственные институты «чувствительны» к запросам рядовых граждан и пользуются поддержкой последних.
Экономическое направление, окончательно оформившееся после Второй мировой войны, рассматривает государственное управление как сферу рациональной деятельности людей. Б.Барри разработана концепция «экономического типа» государственной власти, когда властные отношения в обществе рассматриваются в понятиях «выигрыш – потеря». Он полагает, что властные отношения возможны только тогда, когда одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, ибо располагает большими возможностями достичь желаемого ценой минимальных убытков.
Представляют интерес целевая и гражданская концепции государственного управления, сформулированные М.Оукшоттом. По его мнению, в чистом виде они не встречаются, ибо представляют собой идеальные теоретические модели. Черты целевого государственного управления:
- граждане являются работниками предприятия, существующего для определенных целей (благосостояния, уровня производства, культурного единства и т.д.);
- отсутствие формального равенства, означающее, что ценность человека определяется его вкладом в «общее дело»;
- административный, регулирующий, прикладной характер законодательства;
- справедливость проявляется в распределении, цель которого – обеспечение эффективности системы государственного управления.
Гражданская ассоциация – это объединение, не связанное общностью целей. Гражданская концепция государственного управления не имеет вида целенаправленной деятельности. Совокупность соблюдаемых гражданами норм поведения гарантирует сохранность их прав и свобод. Однако этот «идеальный» тип государственного управления не достигнут еще нигде.
В последнее время наибольшее влияние в теории государственного управления имеет направление, именуемое «мягким мышлением», которое основал П.Чекланд. По его мнению, единственный способ изучить целостность – это посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения, а управленческая деятельность – это перманентный процесс познания. Для принятия управленческого решения необходимо всестороннее изучение ситуации.
Новым направлением в области государственного управления является организационная кибернетика, центральное понятие которой – балансирующая система – было введено С.Биэром. Балансирующей является такая система, которая способна реагировать на изменения окружающей среды и соответствовать ее сложности.
3.3. Школа государственного управления во Франции
Французская административная наука берет свое начало в XVIIIв. Заслугой французской школы явилась институциональная концепция государства. Государство рассматривается как институт, в котором воплощается власть. На первый план при таком подходе выдвигалось «общее дело», задача, цель, которым служит государство.
В 1849г. возникает Школа управления, которая, впрочем, просуществовала недолго. Большое влияние на развитие теории государственного управления оказала Свободная школа политических наук, возникшая в 1872 г.
Радикальная теория государственного управления нового типа была разработана М.Понятовским. Организация управления в государстве, по его мнению, должна быть иерархической. Государству следует уступить часть своих полномочий компетентным органам или организациям. Он солидарен с П.Аврилем и Э.Фором в вопросе о необходимости проведения децентрализации государственного управления. В противовес ему, Алэн подчеркивал, что в современном государстве подлинной властью располагают не политики, а высокопоставленные чиновники из аппарата управления. Вместе с тем он констатировал, что бюрократия образуют корпоративную закрытую группу. Главное, что их объединяет, – это сохранение приобретенного положения и привилегий. По мнению Алэна, госаппарат работает неэффективно, там царит круговая порука, бюрократизм. Единственным эффективным средством против злоупотребления властью Алэн считал создание действенной системы контроля со стороны избирателей, парламента, министров.
Информация о работе Теория государственного управления: истоки, традиции, новации