Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 23:29, реферат
Проблема происхождения и сущности государства была одной из центральных в идейно-политической борьбе Франции XVIII в. Вопросы происхождения государства и установления государственной власти и отношений внутри этого образования требовали своего изучения и обсуждения. Так, «картина государства, предложенная Гоббсом, является той исходной конструкцией, от которой отталкивались, которую усовершенствовали, «минимизировали», уточняли последующие социальные философы. На этом поприще было создано немало поистине замечательных достижений и сделано социально-политических открытий. Таковы «теория разделения властей» Ш. Монтескье, «идеальный тип» бюрократии М. Вебера».
ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Ш. МОНТЕСКЬЕ
Проблема происхождения
и сущности государства была одной
из центральных в идейно-
Одним из первых, кто занялся осмыслением этих насущных вопросов стал Ш. Монтескье. Он считал, что государство возникло исторически, на определенной ступени развития человеческого общества. «Придавая особое значение биологическим и географическим предпосылкам возникновения государства, Монтескье вместе с тем был убежден, что в конечном счете государство - продукт человеческого разума. Люди поняли, осознали, что вне государства они не могут нормально существовать и развиваться, и поэтому они предпочли государство естественному состоянию».
По природе правления Монтескье делит государства на республики, монархии и деспотии: «..природа республиканского правления заключается в том, что там верховная власть принадлежит всему народу или определенному количеству семейств; природа монархического - в том, что там этою властью обладает государь, обладающий, однако, в соответствии с установленными законами; природа деспотического образа правления - в том, то там управляет одно лицо по своей воле и прихотям».
«Анализируя республиканский порядок, - писал М.П. Баскин, - Монтескье выступает в защиту всеобщего избирательного права. Он доказывает, что народ может и выбирать достойных руководителей, и контролировать их. Вместе с тем просветитель против того, чтобы выходцы из народа избирались на руководящие должности».
Что касается монархического порядка, то, как отмечал мыслитель, «...в хорошо управляемых монархиях почти всякий человек является хорошим гражданином, и мы редко найдем в них человека, обладающего политической добродетелью, ибо, чтобы быть человеком, обладающим политической добродетелью, надо иметь намерение стать таковым и любить государство ради него самого, чем ради собственной пользы».
Анализируя деспотию Монтескье отмечал, что «...если в деспотическом государстве государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное движущее начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника».
Последовательно раскрывая
сущность различных форм правления,
показывая их особенности, акцентируя
внимание на специфике каждого из
них, Монтескье переходит к
Теория разделения властей является одной из ведущих политических доктрин, а также принципом буржуазного конституционализма.
Ее генезис связан с возникновением буржуазных политико-правовых теорий в Англии в XVII в. и прежде всего с именем Д. Локка. Однако у него теория разделения властей -это учение о соподчинении властей в государстве, созданном общественном договором, где «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей». Е.В. Сатышев писал по этому поводу: «Локк и Монтескье возвели разделение властей в конституционный принцип, согласно которому в целях предотвращения злоупотреблений властью и обеспечения политической свободы отдельные функции государственной власти - законодательство, управление и правосудие - должны принадлежать обособленным друг от друга государственным органам (соответственно - парламенту, исполнительным органам и суду), взаимно уравновешивающим друг друга».
Понимание Д. Локком и Ш. Монтескье основных принципов, на которых должно выстраиваться управление государством несколько рознилось. Так, как отмечала в своей статье Н.С. Прозорова, «первый провозглашал законодательную власть верховной, не всегда следуя этому на практике...; второй называл все власти равноправными и разработал целую систему их «взаимных сдержек» и ограничений. Но «баланс» и здесь был в сторону исполнительных органов и верхней палаты (право короля или других исполнительных органов распускать парламент, налагать «вето» на принятые им законы и др.)».
Классическую формулировку теория разделения властей получила, как известно, в трудах Монтескье.
Основная цель теории - гарантировать
безопасность граждан от произвола
и злоупотреблений властей, а
также, что не менее важно, обеспечить
политическую свободу. В одиннадцатой
и двенадцатой книгах своего трактата
«О духе законов» мыслитель намеренно
рассматривает тезис о
Политическую свободу Монтескье определяет следующим образом: «право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».
Связь политической свободы с правом и его реальным, практическим, осуществлением акцентируется французским просветителем и в другом определении свободы, где она характеризуется по ее отношению к гражданину и выступает в качестве безопасности последнего. Она определяется действием в государстве справедливых (и это подчеркивается) уголовных законов. «Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими».
Чрезвычайно важно также
соблюдать принцип соответствия
наказания тому преступлению, которое
было совершено. Свобода, в концепции
Монтескье, обеспечена там, где уголовные
законы налагают кары в соответствии
со специфической природой самих
преступлений. Тем самым наказание
не будет зависеть от произвола и
каприза законодателя (как это
часто случалось истории
Кроме того, для обеспечения
свободы необходимы были определенные
судебные формальности (например, процессуальные
правила и формы) в такой степени,
чтобы они содействовали
Следовательно, по Монтескье, свобода достижима лишь в таком государстве, где все отношения опосредованы правом. Таким государством, полагает он, может быть исключительно государство т.н. умеренного правления - это демократия, аристократия и монархия, которые характеризуются господством законов. В деспотии, как известно, нет законов, а значит, не существует и политической свободы. Там царствует произвол властителя и рабство подчиненных. Но и умеренные государства, по мысли Монтескье, имеют возможность превратиться в деспотические, если право, определяющее политическую свободу, не будет превалировать над волей их правителей.
Итак, можно отметить, что
право в развиваемой
Верховенство права, в концепции Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей таким образом, чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». В тоже время мыслитель выступает против отождествления свободы с формами правления, и прежде всего с демократией: «...Ввиду того, что в демократиях народ, по-видимому, может делать все, что хочет, свободу приурочили к этому строю, смешав, таким образом, власть народа со свободой народа». Он отмечает, что свобода возможна при любой из перечисленных форме правления, но только в том случае, если в государстве существует примат права, гарантированного от нарушений законности посредством разделения верховной власти на известные три: законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга.
Разделение властей в теории Монтескье наряду с правом становится основным критерием различения форм правления. В конституциях всех государств, относящихся к умеренному правлению в той или иной мере закреплено разделение властей. В деспотиях же его нет вообще. В большинстве же европейских государств установлен умеренный образ правления, поскольку «их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третьей. У турок, где эти три власти соединены в лице султана, царствует ужасающий деспотизм».
Монтескье исходит из основополагающего принципа, - а именно, разделения труда - в процессе осуществления власти в государстве, которому и придается политический смысл. «В каждом государстве, - пишет он, - есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского». Подобное разделение власти в политической практике современных Монтескье государств было фактом достаточно очевидным. Однако, осознавая это, автор в первую очередь связывал власть с основными целями, которые закреплялись в конституции государства.
Вместе с тем разделение
властей в рассматриваемой
Итак, свободное государство,
по Монтескье, теоретически должно основываться
на принципах разделения властей, взаимного
сдерживания властей от произвола,
а также распределения
В соответствии с конституционными проектом мыслителя законодательная власть «является лишь выражением общей воли государства...». Ее основное значение заключается в том, чтобы выявить право и сформулировать его в виде положительных законов государства, обязательных для всех без исключения граждан. Лучше всего, по мнению Монтескье, когда законодательная власть принадлежит всему народу. Однако в таких государствах, как Франция, осуществить это едва ли возможно из-за больших размеров территории и наличия различных социальных сил, в том числе знати. Поэтому законодательную власть целесообразнее всего было вручить собранию представителей народа и собранию знатных.
Исполнительная власть в
свободном государстве
Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц», тогда как обе другие регламентируют общие дела государства. В силу этого положения вещей свобода и безопасность граждан зависят, прежде всего, от четкого и слаженного функционирования судебной власти. Монтескье предлагает передать эту ветвь представителям из народа, которые созывались бы по мере необходимости для выполнения судебных полномочий. Последние не должны быть связаны, по замыслам Монтескье, с профессией, богатством, знатностью. Задача судей заключается в том, чтобы решения и приговоры «всегда были лишь точным применением закона». Именно с учетом специфики данного рода деятельности, Монтескье утверждает, что судебная власть в известном смысле слова не является властью как таковой. Поэтому в его проекте она не сдерживается никакой другой властью. В отличие от нее законодательная и и исполнительная власти, также имея правовой характер, все же могут в каких-либо ситуациях злоупотреблять своим положением; они могут допускать произвол, что в свою очередь приводит к ликвидации свободы и безопасности граждан. Чтобы избежать подобных нежелательных для граждан последствий, они должны быть не только разделены между собой, но также и наделены правом приостанавливать, а в каких-то ситуациях и отменять решения друг друга.
Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей должно гарантировать реальность существующего права, которое, в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся между собой воль и интересов различных социальных слоев и сил в государстве. Тем самым Монтескье делает попытку примирить те враждующие социальные силы, которые существовали во Франции середины XVIII в., выразившуюся в компромиссной конституции, а именно, разделении между ними верховной власти. Согласно данной концепции каждая социальная сила государства имеет свой орган, который выражает ее интересы и обладает частью власти. При этом представительное собрание должно выражать интересы народа, законодательный корпус - интересы знати, а исполнительная власть - монарха. Все они в лице соответствующих органов наделяются определенными полномочиями, применение которых должно быть непременно взаимно согласовано.