Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 23:29, реферат
Проблема происхождения и сущности государства была одной из центральных в идейно-политической борьбе Франции XVIII в. Вопросы происхождения государства и установления государственной власти и отношений внутри этого образования требовали своего изучения и обсуждения. Так, «картина государства, предложенная Гоббсом, является той исходной конструкцией, от которой отталкивались, которую усовершенствовали, «минимизировали», уточняли последующие социальные философы. На этом поприще было создано немало поистине замечательных достижений и сделано социально-политических открытий. Таковы «теория разделения властей» Ш. Монтескье, «идеальный тип» бюрократии М. Вебера».
Палаты законодательной власти (имелись в виду представительное собрание и законодательный корпус) проводят заседания раздельно, а законы принимаются лишь в том случае, если было достигнуто взаимное согласие. Законодательное собрание было призвано не только издавать законы, но также и контролировать должное их исполнение как государем, так и его министрами. За нарушение существующих законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь исполнительная власть, которую олицетворял государь, сдерживает от могущего возникнуть произвола (особенно это касалось законодательной власти). Это оказывалось возможным благодаря тому, что она наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, а также устанавливать регламент его работы и распускать собрание. В то же время личность монарха объявляется священной.
Безусловно, взаимные сдерживающие полномочия властей, как отмечает Монтескье, могли бы привести в то же время к их бездействию. Но так как необходимое течение вещей в государстве все-таки заставит их действовать, то они будут вынуждены это делать согласованно. При всем этом, как представляется, необходимая гармоничность их взаимодействия, по мысли Монтескье, обеспечивается одним - верховенством законов: само же государство, в котором осуществлено разделение властей, реализует все свои функции исключительно в правовой форме. В этом смысле Монтескье можно назвать одним из предшественников теории правового государства.
Вместе с тем принцип
верховенства права, который закреплялся
в конституционном проекте
Исторические судьбы теории
разделения властей Монтескье во
Франции, равно как и оценка, и
трактовка последней различны. Это
объясняется не в последнюю очередь
соотношением политических сил в
обществе и той общественной позиции,
которые занимали и занимают ее интерпретаторы.
Официальная идеология
В то же время важно отметить, что прогрессивные мыслители довольно часто использовали основные выводы Монтескье в своих собственных трудах, принимали его установки, хотя саму теорию разделения властей многие из них не смогли понять до конца.
Интересно, что Вольтер
с позиций концепции
И только во время свершения революции во Франции, что обусловило появление насущной необходимость закрепить в основном законе страны реальное соотношение социальных сил, теория разделения властей Монтескье получила-таки свое признание и была воплощена в Конституции 1791 года. В ней указывалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Существенное влияние
данная теория оказала и на становление
и развитие Конституции США 1787 года.
Идеи мыслителя были очень близки
интересам американского
В Германии теория разделения властей Ш. Монтескье не получила должного конституционного воплощения. Но в то же время она была самым тщательным образом исследована Фихте, Кантом и особенно Гегелем. В частности, последний критикует определенную механистичность этой теории, он считает, что ее основные принципы устанавливают самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, приводя в то же время к взаимной вражде между ними, а также и подчинению одних властей другим. Для Гегеля характерно рассмотрение политического государства с позиции единого целого, а власти представляют собой лишь различные моменты этого единства.
Учению Монтескье о разделении властей уделяют внимание также и современные теоретики в сфере государства и права. Так, например, известный французский политолог Ж. Шевалье в своей книге «Истории политических идей от «Духа законов» до наших дней» утверждает, что истинная политическая наука берет свое начало именно у Монтескье, а его трактат «О духе законов» носит универсальный характер. М. Торре считает, что именно эта концепция разделение властей послужила критерием классификации конституций и идей политических мыслителей, которые работали над проблемами организации государств.
Некоторые французские ученые занимают довольно критическую позицию. Например, М. Дебре придерживается того мнения, что идеи Монтескье устарели и совершенно не годятся для современной Франции. В то же время нормы государственного права, вытекающие из концепции Монтескье , по его мнению, закрепили за парламентом всю полноту власти в ущерб правительству, что с свою очередь ведет к различным злоупотреблениям со стороны партий, обладающих большинством в парламенте. Концепциям Монтескье он со своей стороны противопоставляет принципы народного суверенитета и референдума Руссо. Только это, по его мнению, способно покончить с «абсолютизмом парламента» и передать права парламента главе государства. Он, равно как и депутаты парламента, будут избираться народом. В результате введения референдумов парламент лишится части своих законодательных функций.
Судя по тем дискуссиям, которые развернулись вокруг его теории, как при жизни Монтескье, так и десятилетия спустя, идея разделения властей по-прежнему остается, и, как представляется, останется актуальной.