Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:30, контрольная работа
Краткое описание
Административно-правовой статус гражданина — это сложная юридическая система прав и обязанностей гражданина, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законами, подзаконными нормативными актами и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).Но прежде чем рассматривать это надо дать понятие а кто же такой гражданин. Цель контрольной работы: Изучить административно правовой статус гражданина.
Содержание
Введение …………………………………………………3 1. Понятие и признаки гражданина РФ…..4-6 2. Понятие, виды и принципы административно – правового статуса ….7-10 3.Административно правовой статус гражданина……11-15 4.Юридические гарантии административно- правового статуса гражданина…..16-19 Заключение……20-21 Список используемой литературы….22
2. Понятие, виды и принципы
административно – правового
статуса ….7-10
3.Административно правовой
статус гражданина……11-15
4.Юридические гарантии
административно- правового статуса
гражданина…..16-19
Заключение……20-21
Список используемой литературы….22
Введение
Административно-правовой
статус гражданина — это сложная
юридическая система прав и
обязанностей гражданина, закрепленных
нормами административного права,
а также гарантии реализации
прав и обязанностей (охрана законами,
подзаконными нормативными актами
и механизм защиты органами
государства и местного самоуправления).Но
прежде чем рассматривать это
надо дать понятие а кто
же такой гражданин.
Цель контрольной работы: Изучить
административно правовой статус гражданина.
1. Понятие и
признаки гражданина РФ
Граждане
образуют наиболее многочисленную
группу субъектов административного права.
Справедливо начать именно с определения,
а кто такой гражданин.
Понятие «гражданин» можно
рассматривать как в широком значении(включает
как граждан РФ, так иностранных граждан,
лиц без гражданства), так и в узком(охватывает
только граждан РФ). В данной работе мы
будем рассматривать это понятие в узком
значении.
«Определение
административно-правового статуса
гражданина неотделимо от уяснения
понятия "гражданство". В настоящее
время основополагающие вопросы
гражданства установлены ст. 6 Конституции
РФ:
гражданство Российской Федерации
приобретается и прекращается в соответствии
с федеральным законом, является единым
и равным независимо от оснований приобретения;
каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее территории всеми
правами и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией Российской
Федерации;
гражданин Российской Федерации
не может быть лишен своего гражданства
или права изменить его.
Конституционные положения
о гражданстве конкретизированы Федеральным
законом "О гражданстве Российской
Федерации" (далее - Закон о гражданстве),
который содержит принципы гражданства
РФ и правила, регулирующие отношения,
связанные с ним, определяет основания,
условия и порядок приобретения и прекращения
гражданства РФ.
Статья 3 Закона о гражданстве
определяет гражданство как устойчивую
правовую связь лица с РФ, выражающуюся
в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Статьей 4 данного Закона определены принципы
гражданства РФ и правила, регулирующие
вопросы гражданства:
гражданство Российской Федерации
является единым и равным независимо от
оснований его приобретения;
проживание гражданина Российской
Федерации за пределами Российской Федерации
не прекращает его гражданства Российской
Федерации;
гражданин Российской Федерации
не может быть лишен гражданства Российской
Федерации или права изменить его;
гражданин Российской Федерации
не может быть выслан за пределы Российской
Федерации или выдан иностранному государству;
Российская Федерация поощряет
приобретение гражданства Российской
Федерации лицами без гражданства, проживающими
на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона
о гражданстве гражданами РФ являются:
а) лица, имеющие гражданство
Российской Федерации на день вступления
в силу Закона о гражданстве (ст. 45 Закона
о гражданстве предусмотрено, что он вступает
в силу с 1 июля 2002 г.);
б) лица, которые приобрели гражданство
Российской Федерации в соответствии
с Законом о гражданстве.
Приобретение гражданства РФ
регламентировано гл. II Закона о гражданстве,
которое может быть приобретено:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской
Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве
Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным
Законом о гражданстве или международным
договором Российской Федерации.»1
2. Понятие виды и
принципы административно - правового
статуса гражданина.
Административно-правовой
статус гражданина это юридическое закрепление
положения гражданина в обществе, комплекс
субъективных прав, юридических обязанностей,
гарантий и ответственности граждан, закрепленных
административно-правовыми нормами.
Элементы административно-правового
статуса граждан:
- принципы административно-правового
статуса граждан;
- гражданство;
- административная правосубъектность
(право-, дееспособность) граждан;
- права и обязанности
граждан в сфере государственного
управления;
- административная ответственность
граждан;
- юридические гарантии
административно-правового статуса
граждан.
«Основные нормативные правовые
акты, закрепляющие административно-правовой
статус граждан:
Конституция, принята на всенародном
референдуме 12 декабря 1993 г.;
Декларация прав и свобод человека
и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;
ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ
«О референдуме Российской Федерации»;
ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ
«Обуполномоченном по правам человека
в Российской Федерации»;
ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях»;
ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации»;
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №
4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан»;
ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан»;
ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации»;
ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об
обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть
избранным в органы местного самоуправления»;
ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О
беженцах»;
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. №
4530-1 «О вынужденных переселенцах»;
ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О
правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации»;
ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности»;
ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ
«О свободе совести и религиозных объединениях»;
Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП,
Трудовой кодекс РФ и другие нормативные
правовые акты, закрепляющие права и свободы
граждан.»2
Виды административно-правовых
статусов граждан:
общий административно-правовой
статус граждан – общее статусное положение
гражданина в сфере государственного
управления, которое закрепляется основополагающими
нормативными правовыми актами;
родовой (специальный) административно-правовой
статус – отражает особенности правового
положения отдельных категорий граждан
в сфере государственного управления
(вынужденные переселенцы, беженцы, врачи,
военнослужащие и т. д.);
индивидуальный административно-правовой
статус – конкретизирует (фиксирует) правовое
положение индивидуального физического
лица в сфере государственного управления
с учетом пола, возраста, образования,
профессии, семейного положения и других
особенностей.
Рассмотрим
по существу основные принципы административно
– правового статуса гражданина:
Социальное равенство. Все равны
перед законом и судом. Государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются любые
формы ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности. Мужчина
и женщина имеют равные права и свободы
и равные возможности для их реализации
(ст. 19 Конституции).
Гуманизм. В Российской Федерации
признаются и гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права
и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст.
17). Признание и гарантирование общепризнанных
прав и свобод не является умалением других
прав и свобод человека и гражданина.
Народовластие (демократизм). Носителем
суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является
ее многонациональный народ. Народ осуществляет
свою власть непосредственно, а также
через органы государственной власти
и органы местного самоуправления (ч. 1,2
ст. 3 Конституции).
Презумпция невиновности. Гражданин
считается невиновным в совершении правонарушения
независимо от степени тяжести, пока его
виновность не будет доказана в установленном
процессуальном порядке и закреплена
во вступившем в законную силу индивидуальном
правоприменительном акте.
Законность. Все субъекты государственного
управления обязаны соблюдать и исполнять
Конституцию, федеральные законы и иные
нормативные правовые акты, принимаемые
на территории Российской Федерации.
3. Административно
правовой статус гражданина
Права и
обязанности гражданина образуют
в совокупности его правовой
статус. Административно-правовой статус
гражданина – сложное юридическое
образование, включающее в себя
четыре разновеликих составных
элемента.
Первая, самая
важная часть прав и обязанностей,
представляет собой правовой
статус личности, человека как
субъекта административного права.
В Российском государстве правовое
регулирование должно занимать
центральное, приоритетное место, поскольку
выражает идею о том, что право
и государство, его органы и
должностные лица призваны служить
обществу, каждой личности, каждому
человеку. Именно эта мысль выражена
в ст. 2 Конституции РФ: «Человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека
и гражданина – обязанность
государства».
Согласно
Конституции РФ и основанному
на ней законодательству личность,
человек независимо от служебного,
общественного или имущественного
положения, национальности, вероисповедания
и т.д. является в России субъектом
всех отраслей права, для чего
основы правового статуса личности
закреплены в Конституции РФ.
Важное место в данном статусе
человека занимают и нормы
административного права.
Среди основных прав и свобод,
составляющих правовой статус личности
и находящихся в той или иной мере в сфере
административно-правового регулирования,
можно назвать, например, право на жизнь
(ч. 1 ст. 20 Конституции РФ), право на свободу
и личную неприкосновенность (ст. 22), право
на неприкосновенность жилища (ст. 25), право
на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени (ст. 23), право на свободное
передвижение, выбор места пребывания
и места жительства, свободного выезда
за пределы Российской Федерации и беспрепятственного
возвращения в Российскую Федерацию (ст.
27).
Провозглашая права личности,
Конституция РФ устанавливает для человека
определенные обязанности и запреты, например:
платить законно установленные налоги
и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным
богатствам (ст. 58), запрещается заниматься
экономической деятельностью, направленной
на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный
труд (ч. 2 ст. 37).
Вместе с тем Конституция РФ
(ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных
случаях возможность ограничения федеральным
законом прав личности, причем эти нормы
обычно носят административно-правовой
характер. Например, право на неприкосновенность
жилища может быть ограничено сотрудниками
полиции на основе Закона РФ при наличии
оснований, предусмотренных соответствующими
административно-правовыми нормами, в
частности при розыске преступника, если
в квартире или доме совершается преступление
или нарушение общественного порядка,
угрожающее жизни или здоровью людей,
при пожаре и в др.
Вторая составная часть административно-правового
статуса представляет собой статус гражданина
Российской Федерации, вытекающий из факта
гражданства. Как субъект административного
права каждый гражданин Российской Федерации
имеет свой гражданский правовой статус.
Нормы административного права,
определяющие административно-правовой
статус гражданина, устанавливают его
права и обязанности в государственной
и общественной деятельности. Это нормы
об участии в управлении делами государства
(ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), право собираться
мирно, без оружия проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
(ст. 31), обязанность нести воинскую службу
(ч. 2 ст. 59) и др. Далее – это нормы, определяющие
административно-правовой статус гражданина
в его хозяйственно-трудовой деятельности,
например: право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный
труд, выбор профессии и рода деятельности
(ч. 1 ст. 37), право частной собственности,
в том числе на землю (ст. 35, 36), причем никто
не может быть лишен своего имущества
иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец,
нормы, определяющие административно-правовой
статус гражданина в личной или семейной
сфере, не затрагивающей интересы общества,
в частности право на литературное, художественное,
научное, техническое творчество, право
на изменение фамилии. Таким образом, гражданин
Российской Федерации приобретает дополнительные
к статусу личности права и обязанности,
вытекающие из факта гражданства.
Административно-правовой статус
гражданина определяется содержанием
его административной правосубъектности,
включающей административную правоспособность
и дееспособность.