Гражданин, чтобы стать участником
административно-правовых отношений,
должен обладать административной правоспособностью.
Под административной правоспособностью
гражданина понимается признаваемая
за ним законом возможность
быть субъектом административного
права, иметь права и обязанности
административно-правового характера.
Она возникает с момента рождения
гражданина и прекращается с
его смертью. Административная правоспособность
граждан не может быть отчуждаема
и передаваема. Её объём изменяется
лишь законом. Для отдельных граждан
эта правоспособность может быть
временно ограниченна в случаях
и в порядке, определяемых законодательством,
например, в связи с совершением
уголовного или административного
правонарушения, за которые закон предусматривает
санкции в виде лишения свободы, лишение
специальных прав и другие правоограничения.
Одним
из прав граждан, находящихся в административной
правовой сфере, является право на хранение
и ношение определённых видов оружия.
Оно реализуется Федеральным Законом
от 13.12.96 "Об оружии" и контролируется
органами внутренних дел. Так, для получения
лицензии на приобретение оружия гражданин
Российской Федерации обязан представить
в орган внутренних дел по месту жительства
заявление по установленной форме, медицинское
заключение об отсутствии противопоказаний
к владению оружием, связанных с нарушением
зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом
или наркоманией, и документ, подтверждающий
гражданство Российской Федерации.
Административная
дееспособность гражданина - признаваемая
за ним способность своими личными действиями:
а) приобретать права и обязанности административно-правового
характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность
включает также способность гражданина
лично нести ответственность за совершенные
правонарушения в соответствии с действующими
правовыми актами.
Третья часть административно-правового
статуса - социальный статус. Статья 19
Конституции РФ закрепляет 3 фундаментальных
положения, которые должны учитываться
при оценке содержания социального статуса
гражданина. Так, в соответствии:
- с ч. 1 ст. 19 все равны перед
законом и судом;
- с ч. 2 ст. 19 государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются любые
формы ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;
- с ч. 3 ст. 19 мужчина и женщина
имеют равные права и свободы и равные
возможности для их реализации.
Сейчас очень много идей и пропаганд
на тему равноправного общества. Я думаю
это невозможно, хотя бы в силу того что
общество разделено на мужчин и женщин,
на богатых и бедных, на начальников и
подчиненных, такие высказывания на мой
взгляд выглядят очень утопично. Но продолжим
нашу тему.
4. Юридические гарантии
административно- правового статуса граждан
Гарантии административно-правового
статуса граждан комплекс организационных,
экономических, политических, идеологических
и юридических мер, обеспечивающих реализацию
прав, обязанностей и ответственности
граждан в сфере государственного управления.
Существуют экономические, политические,
идеологические (культурно-нравственные)
и специальные юридические гарантии административно-правового
статуса граждан.
Экономические гарантии – состояние
развития экономической сферы общества,
возможность экономического (материально-финансового)
обеспечения реализации прав и обязанностей
граждан, характеризующиеся:
- уровнем экономического
развития общества;
- признанием и защитой
равным образом частной, государственной,
муниципальной и иной форм
собственности;
- запретами принудительного
внесудебного отторжения собственности;
- обеспечением условий
для свободного перемещения товаров,
услуг;
- поддержкой государством
добросовестной конкуренции и
ограничением монополизации и
др.
Политические гарантии – состояние
развития политической сферы общества,
состояние государственной власти, развитие
институтов демократии, характеризующиеся:
- уровнем политической
стабильности в обществе;
- эффективностью деятельности
органов государственной власти;
- созданием условий для
реализации народом власти непосредственно,
а также через органы государственной
власти и местного самоуправления;
- социализацией государственной
власти, ее ориентированием на
создание достойных условий жизни
граждан;
- наличием многопартийности;
- наличием общественных
объединений, в том числе профессиональных
союзов и религиозных объединений;
- поддержанием (стимулированием)
политической активности граждан
и др.
Идеологические (культурно-
нравственные) гарантии – определяются
состоянием духовно-нравственной сферы
общества, уровнем политической и правовой
культуры, характеризуются:
- уровнем общественного,
в том числе правового, сознания
граждан, их убежденности следовать
действующим социальным нормам;
- состоянием социальных
норм в обществе, их качеством;
- уровнем общественного
порядка и др.
Специальные юридические гарантии
– закрепленные в законодательстве средства,
а также система государственных органов,
обеспечивающих реализацию прав, обязанностей
и ответственность граждан в сфере государственного
управления.
Виды специальных юридических
гарантий:
- нормативно-правовое закрепление
прав, свобод и обязанностей граждан
в сфере - государственного управления;
- ответственность органов
государственного управления, местного
самоуправления и их должностных
лиц за нарушение прав и
свобод граждан;
- наличие юридических
процедур;
- право граждан на обжалование
незаконных действий (решений) органов
управления и их должностных
лиц;
- право на возмещение
ущерба, причиненного незаконными
действиями государственных органов,
органов местного самоуправления
и их должностными лицами;
- контрольно-надзорная деятельность
органов и должностных лип
государственных органов и местного
самоуправления;
- прокурорский надзор;
- обращения граждан.
Существуют следующие виды обращений
граждан.
Предложение - обращение граждан
в письменной или устной форме, направленное
на привлечение внимания к несовершенству
регулирования, организации или деятельности
органов государственной власти, местного
самоуправления, предприятий, учреждений,
организаций в той или иной сфере управленческой
деятельности с указанием на пути их устранения.
Заявление - обращение гражданина
в письменной или устной форме по поводу
реализации принадлежащих ему прав, свобод
или законного интереса либо информирующее
о факте нарушения законности (совершения
правонарушения).
Жалоба - обращение гражданина
в письменной или устной форме по поводу
нарушения принадлежащих ему прав и свобод
действиями или решениями органов государственной
власти, местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, общественными объединениями
и их должностными лицами.
Ходатайство - письменное обращение
гражданина в орган государственной власти,
местного самоуправления, учреждения
и предприятия о признании за ним определенного
статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением
соответствующего документа.3
Заключение
Гражданин
как субъект административного
права – это участник общественных
отношений, выступающий в качестве
носителя содержащихся в нормативных
актах конкретных прав и обязанностей,
которыми он наделен для реализации
своих жизненных потребностей, а
также для участия в управлении
делами общества и государства.
За прошедшее
время законодательство Российской
Федерации существенно обновилось
и стало занимать ведущее положение
в регулировании общественных
отношений. Так как предметом
регулирования административного
права является совокупность
тех отношений, которые складываются
в сфере государственного управления,
рассматривая гражданина, как субъект
административного права, в настоящей
ситуации особенно важно соблюдение
конституционного принципа независимости
прав и свобод человека от
произвола государства. Обладание
правами и свободами, на которые
не может посягать государство,
делает человека, гражданина, самостоятельным
субъектом, способным самоутвердиться
в качестве достойного члена
общества. Вместе с тем отношения
личности и государства не
исчерпываются обязанностью государства
не посягать на права человека.
Гражданин вовлечен в устойчивую
политико-правовую связь с государством,
состоящую из взаимных прав
и обязанностей. Лица, постоянно
проживающие на территории конкретного
государства, жизненно заинтересованы
в обладании статусом гражданина.
И государство, утвердившееся на
основе права и демократии, может
наиболее эффективно обеспечить
права и свободы граждан.
Российское государство,
зафиксировав права человека и гражданина
в Конституции, обязуется через деятельность
органов государственной власти, управления,
суда, прокуратуры, охраны правопорядка
осуществлять их реализацию и защиту.
Однако, не все права
и обязанности человека и гражданина производны
от его конституционного правового статуса.
Немало таких, которые находятся за пределами
такого статуса и устанавливаются нормативными
актами, соответствующими конституционной
концепции положения человека и гражданина
в Российской Федерации. Например, права
и обязанности, связанные с управлением
транспортными средствами, приобретением
оружия и др.
Знать
свои права и обязанности необходимо каждому
из нас в первую очередь для нас самих.
Владея этими знаниями, мы сможем защитить
свои права и не нарушать обязанности,
что бы не нести потом за это серьезную
ответственность. Живя в обществе,
мы ответственны и перед ним и перед государством
и перед самими собой.
Список используемой литературы.
Конституция Российской федерации
2012г.
Бахрах
Д. Н. Административное право России. Учебник
для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
- 640 стр.
Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов
Г.Ю.Административное право для вузов
. Юстицинформ, 2007. - 183 стр.
Макарейко Н. Административное
право. Конспект лекций. В. 5-е
изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование,
2009. - 189 с.
1
Административное право для вузов ( Звоненко
Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю)
2
Макарейко Н.В. Административное право
3
Макарейко Н.В. Административное право