Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 03:48, курсовая работа
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.
Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки грузов.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
Дать правовую характеристику договора перевозки грузов.
Определить особенности условий договора касательно различных видов договора перевозки грузов.
Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Предлагаемое исследование представляет собой комплексное исследование условий договора перевозки грузов.
Актуальность темы определяется тем, что перевозка грузов занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в грузовых перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на водном) объем перевозок грузов больше, чем пассажирских, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.
Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки грузов. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл II, V; в Кодексе торгового мореплавания - гл. VIII.; в Воздушном кодексе - гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта - гл. XI, XVI; в Уставе автомобильного транспорта - разд. II. Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутренневодном транспорте постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.
Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки грузов.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Предлагаемое исследование представляет собой комплексное исследование условий договора перевозки грузов.
Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Как следует из приведенного определения, договор перевозки груза является реальным. По общему признанию, об этом свидетельствует ссылка на возникновение у перевозчика обязанности по доставке груза в момент его вверения. А это, следовательно, означает, что рассматриваемый договор опосредует лишь процесс перемещения груза в пространстве; отношения, возникающие на стадии подготовки перевозочного процесса, остаются за рамками этого договора. Как правило, они опосредуются договорами на организацию перевозок (ст. 798 ГК РФ), при этом операции, выполняемые на подготовительной стадии, могут выступать и в качестве предмета договора транспортной экспедиции, договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, подачу и уборку вагонов и др. В связи с этим в юридической литературе советского периода отношения, складывающиеся в процессе планирования перевозок и организации их выполнения посредством подачи заявок транспортным организациям на потребное количество транспортных средств для перевозки определенного груза, получили название организационных, а принятые перевозчиком к исполнению поданные отправителями заявки - плановыми предпосылками договора перевозки. Процесс формирования плановых предпосылок договора перевозки на некоторых видах транспорта протекал в рамках организационных договоров (годовых, специальных, навигационных).
Ныне действующий Гражданский кодекс формулирует договор перевозки грузов как реальный (ч. 1 ст. 785). Вместе с тем известно, что не все договоры перевозки укладываются в эту формулу. Так, например, договор фрахтования всегда признавался консенсуальным, что вполне соответствует его правовой природе. Если при заключении реального договора перевозки груза отношения его участников, направленные на подготовку и предъявление груза к перевозке и подачу необходимого количества подвижного состава, складываются за рамками указанного договора и нуждаются в особом правовом регулировании с помощью иных правовых средств, то отношения, опосредующие выполнение аналогичных действий при совершении договора фрахтования, оказываются в его составе и, следовательно, в дополнительном договорном нормировании не нуждаются.
Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 785 ГК РФ).
Данный договор является двухсторонним, так как обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем.
Субъектами договора перевозки грузов являются – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, при этом грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Перевозчиком же является профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии. По субъективному составу договор перевозки грузов квалифицируется как договор в пользу третьего лица – грузополучателя, этого взгляда придерживаются большинство современных юристов, например А.Н. Гуев, Д.А. Медведев. Но есть и другие взгляды на состав сторон в этом договоре. Так М.К. Александров-Дольников полагал, что грузоотправитель и грузополучатель составляют одну сторону договора. М.А. Тарасов утверждал, что договор перевозки является трехсторонним договором.
Грузополучатель, не являясь стороной в договоре перевозки, тем не менее обладает следующими правами и обязанностями: правом требования к перевозчику о выдаче груза; правом требования о возмещении ущерба в следствие утраты, недостачи или повреждения груза; обязанностью принять груз от перевозчика.
Предметом договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика - в установленный срок доставить вверенный груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю). Правовое положение грузополучателя.
Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных непригодных транспортных средств.
Перевозчик и отправитель
непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
прекращения
или ограничения перевозки
Освобождение от ответственности за неподачу (не использование) транспортных средств возможно и в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Ущерб, причиненный
при перевозке груза или
в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза пли багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
-в случае
утраты груза или багажа с
объявленной ценностью
- в размере объявленной стоимости груза
или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Это положение весьма принципиально, поскольку ранее ответственность перевозчика вытекала только из господствующего над другими документами коммерческого акта, составленного перевозчиком. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза, по общему правилу, носит ограниченный характер. Например, железная дорога ограничивается лишь предусмотренными Уставом железнодорожного транспорта РФ санкциями, не включающими убытки грузоотправителя в виде упущенной выгоды.
2. Особенности определения условий отдельных видов договора перевозки груза
2.1 Железнодорожная перевозка груза
Основные условия договора перевозки грузов железнодорожным транспортом помимо собственно договора содержатся в сопроводительных документах на груз – заявке, накладной и квитанцией о приеме груза, которые являются основными транспортными документами (ст. 25 УЖТ), и др.
При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.
В Заявке конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Заявка на перевозку грузов представляется грузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки.
Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами. Статья 25 УЖТ подчеркивает, что "железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза".
Статья 16 УЖТ устанавливает, что
грузоотправители могут предъявлять
грузы для перевозок с
Договор считается заключенным
с момента, когда груз сдан к перевозке
вместе с накладной. Перевозчик совершает
на накладной соответствующую
Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и Других условий. На железнодорожном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются Министерством транспорта по согласованию с Федеральным органом исполнительной власти в области экономики (ст. 33 УЖТ). Грузоотправители и перевозчики в договорах могут предусмотреть иной срок доставки грузов. В настоящее время утверждены в установленном порядке и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации (23 июня 2003 г. N 4816) Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. В соответствии с указанными Правилами исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля" в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки. При различных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться.
По общему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата за перевозку не внесена в установленные сроки (ст. 30 УЖТ) При этом вагоны, контейнеры будут, в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя. В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченного платежа в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Пленум Высшего арбитражного Суда в своем Постановлении N 30 (п. 20) уточнил это положение. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395 ГК Российской Федерации. Кроме того, в указанном случае до внесения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей в соответствии с частью 5 ст. 30 Устава железнодорожного транспорта не выданные грузополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.
Одним из важнейших вопросов в системе договорных отношений перевозки является ответственность перевозчика и отправителя.
А) ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств.
В отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК), ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте наступает не только за вину, но и за случай.
Вина третьих лиц в
Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов, предусмотрены ст. 117 УЖТ РФ. По характеру своего проявления в деятельности транспортной организации и грузоотправителя они могут быть разделены на три группы:
1) действие непреодолимой силы и военные действия. Непреодолимая сила является чрезвычайным и непредотвратимым в конкретных условиях событием (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.).
Информация о работе Анализ института договора перевозки грузов