Анализ института договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 03:48, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.
Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки грузов.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
Дать правовую характеристику договора перевозки грузов.
Определить особенности условий договора касательно различных видов договора перевозки грузов.
Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Предлагаемое исследование представляет собой комплексное исследование условий договора перевозки грузов.

Вложенные файлы: 1 файл

Условия договора перевозки грузов.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

2) прекращение или ограничение  перевозки грузов в определенных направлениях, в порядке установленном ст. 29 УЖТ РФ.

3) иные случаи, предусмотренные  УЖТ РФ.

К обстоятельствам третьей группы относится неподача транспортных средств  грузоотправителю в случае невнесения грузоотправителем провозной платы и иных причитающихся железной дороге платежей за осуществление перевозки грузов, т.е. за все состоявшиеся ранее перевозки, по которым грузоотправитель не рассчитался с железной дорогой.

Помимо правовых норм, полностью  освобождающих грузоотправителя при определенных обстоятельствах от ответственности за невыполнение заявок на перевозку грузов на железнодорожном транспорте, действует норма, которая частично освобождает грузоотправителя от ответственности.

Так, при железнодорожных перевозках, если грузоотправитель предупредит станцию о неиспользовании транспортных средств не менее чем за двое суток до дня отгрузки, сумма штрафа уменьшается на одну треть (ст. 94 УЖТ).

Б) Ответственность перевозчиков и  грузоотправителей за несохранность  грузов.

К условиям ответственности перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся: а) неправомерное поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); б) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков; в) наличие самих убытков; г) вина перевозчика.

Статья 796 Гражданского кодекса предусматривает, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого  к перевозке груза и багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, т.е. не по его вине.

Перевозчик несет ответственность  за недостачу груза лишь в том  случае, если будет доказано обратное.

В) Ответственность перевозчика  за просрочку доставки грузов

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика  уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку  доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы  за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза.

Общей предпосылкой ответственности  за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Вместе с тем на железнодорожном  транспорте конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

 

2.2 Перевозка на внутреннем водном транспорте

 

Условия договора перевозки грузов на внутреннем водном транспорте предварительно их согласовываются с перевозчиками и грузоотправителями. Согласование достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, конкретизирующих объемы перевозок грузов и их сроки.

В зависимости от особенностей перевозок  грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию  перевозки грузов, имеют различную  правовую форму: при перевозках в  прямом сообщении - это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов.

На внутреннем водном транспорте перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Заявка является важнейшим элементом организации перевозки грузов - в ней уточняется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку.

Договор перевозки грузов по внутренним водным путям оформляется соответствующими документами установленной формы, которые имеют юридическое значение для определения взаимных прав и  обязанностей сторон, участвующих в договоре. К этим документам п. 2 ст. 67 КВВТ РФ относит:

- транспортную  накладную, составленную в соответствии  с требованиями правил перевозок  грузов;

- дорожную  ведомость и квитанцию о приеме  груза для перевозки, оформленные  на основании транспортной накладной.

Накладная сопровождает груз на всем пути следования, и выдается вместе с грузом получателю в порту (пристани) назначения. На основании накладной порт или пристань отправления составляют дорожную ведомость, которая следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у грузоотправителя.

В накладной  отправителем груза должны быть указаны:

- наименование, адреса и расчетные счета отправителя  и получателя;

- наименование  и вес груза;

- указание  скорости, с которой должен перевозиться груз.

Перевозчик  без участия отправителя вносит в накладную сведения:

- о платежах, внесенных отправителем при отправлении  груза, и о платежах, подлежащих  взысканию с получателя;

- о предусмотренных  пунктах перевалки, переадресовки,  о состоянии тары и упаковки, если она вызывает замечания.

В соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров исполнитель  принимает для перевозки груз для личных (бытовых) нужд по его  предъявлении без предварительной  подачи заявки и выдает квитанцию  о приеме груза для перевозки.

Грузы для  личных (бытовых) нужд, в том числе  состоящие из нескольких разнородных  предметов, сдаются для перевозки  под общим наименованием в  транспортной накладной "Грузы для  личных (бытовых) нужд" и с указанием  наименования и количества отдельных предметов, составляющих отправку.

Транспортное  средство одного и того же вида может  быть использовано в различных целях, которые не должны противоречить  действующему законодательству. Так, судно  можно использовать для перевозки  грузов, пассажиров, багажа и почты, для спасания судов, терпящих бедствие, буксировки других судов и иных плавучих объектов, подъема затонувшего имущества для научных, учебных и культурных целей, для спорта и иных целей. В зависимости от целей может быть заключен договор перевозки груза с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его - договор фрахтования (п. 4 ст. 67 Кодекса).

Смысл договора фрахтования состоит, прежде всего, в предоставлении за плату всей или  части вместимости одного или  нескольких транспортных средств для перевозки грузов.

Обычно  фрахтователь является отправителем или  получателем груза, но возможны и  такие ситуации, когда судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи  товара его продавцом, а отправление  груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара. В любом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные Кодексом для грузоотправителей.

Договор фрахтования  отнесен к договорам перевозки  грузов с особым условием - предоставлением  под погрузку всего судна или части его.

Предметом такого договора является именно деятельность по транспортировке груза: характеристика груза; порядок погрузки; температурный режим перевозки груза; порядок доставки в определенными соглашением сторон порты; скорость перевозки; порядок погрузки (выгрузки) груза; ответственность за сохранность груза.

Названные условия отнесены статьей 67 КВВТ РФ к содержанию договора перевозки.

 

4.3 Морская перевозка

 

Перевозки морским транспортом  классифицируются на: а) внутренние перевозки  между портами Российской Федерации (каботаж); б) перевозки в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории), каждый подвид договора порождает свои особые условия договора.

Предметом договора морской перевозки  груза служит деятельность перевозчика  по перемещению груза морем из порта отправления в порт назначения. Эта деятельность направлена на достижение полезного эффекта, который неотделим от процесса перевозки и не может иметь осязаемой (вещественной) формы. Результативный характер деятельности перевозчика отражен в самом определении договора: речь идет не о совершении рейса или плавании судна, а о доставке груза в порт назначения. Договор считается исполненным, лишь, когда груз выдан получателю.

Договор морской перевозки грузов может быть заключен: а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений и б) без такого условия (ст. 115 КТМ). В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК). Во втором случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов.

В чартерах может быть предусмотрено  осуществление одного рейса, кругового  рейса, последовательных рейсов. Первый из этих чартеров рассчитан на осуществление перевозки груза между определенными портами путем выполнения рейса в одном направлении. Чартер о выполнении кругового рейса предусматривает осуществление перевозки в двух направлениях - прямом и обратном. При последовательных рейсах перевозка осуществляется путем выполнения одним и тем же судном нескольких (не менее двух) рейсов в строго определенном направлении.

Чартер представляет собой консенсуальный договор. В этом - одно из его отличий  от договора перевозки груза по коносаменту, который, по распространенному в науке морского права мнению, во всех случаях заключается в момент сдачи груза отправителем и, следовательно, является реальным. Однако в линейном судоходстве возможно бронирование на судне места для груза. Соглашение о бронировании места и последующей перевозке груза иногда оформляется букинг - нотом или путем обмена письмами, телеграммами, телексами. Такое соглашение (назовем его букинговым договором) остается одним из двух подвидов договора перевозки груза по коносаменту. Основное отличие от чартера при этом сохраняется. По букинговому договору перевозчик сам решает, в каких помещениях судна должен быть размещен груз данного отправителя. Такой договор следует отнести к консенсуальным. Таким образом, договор перевозки груза по коносаменту может быть признан только тогда реальным, когда передаче груза не предшествует соглашение сторон, выражающее их волю совершить перевозку и ее оплатить.

Чартер - консенсуальная разновидность  договора перевозки. Поскольку его  заключение не свидетельствует о  приеме груза к перевозке и не дает возможности распорядиться им, при чартерных перевозках может быть выписан и коносамент. В этом случае отношения между фрахтовщиком и фрахтователем определяются чартером, а между перевозчиком (фрахтовщиком) и третьими лицами (прежде всего получателем) - коносаментом, если в нем нет иной оговорки со ссылкой на чартер (ст. 119 КТМ).

От чартера отличаются договор  фрахтования судна на время - тайм-чартер и договор фрахтования судна  без экипажа - бербоут-чартер. Они  применяется как при перевозках грузов и пассажиров, так и для достижения иных целей торгового мореплавания (проведение научных экспедиций, эксплуатация морских богатств, проведение экскурсий и прогулок и др.). По своей природе оба договора являются разновидностями договора аренды транспортных средств, который был охарактеризован выше.

Сроки доставки грузов устанавливаются  по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выполнившим  свою обязанность в отношении  срока при условии, что после  погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках.

По прибытии груза в порт назначения перевозчик обязан послать извещение (нотис) получателю. Грузополучатель  обязан в установленные сроки принять и вывезти прибывший в его адрес груз. В случае неявки получателя или его отказа от принятия груза последний сдается для хранения на склад или иное надежное место и (за исключением скоропортящихся грузов) хранится в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате отправителем всех причитающихся перевозчику сумм по данной перевозке груз реализуется в установленном порядке (ст. 159 КТМ).

Обычно, морские линейные перевозчики  принимают на себя обязательства  оплачивать стоимость погрузки товаров в порту отправления и выгрузки - в порту назначения. Дополнительные издержки судовладельцев, связанные со спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейного судоходства. Конкретное толкование линейных условий перевозок дается в проформах линейных коносаментов.

Особое значение в отношениях между  судовладельцем и получателем груза имеет Коносамент, являясь, по сути, единственным документом, регулирующим эти отношения. Коносамент - это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки. Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом.

В коносаменте на одной из сторон указаны условия перевозки (в  напечатанном виде). На другой стороне коносамента указаны данные, касающиеся данной погрузки, а именно:

1. Наименование судоходной компании.

2. Номер коносамента. Как правило,  коносамент нумеруется согласно  портам назначения, однако иногда  это правило нарушается.

3. Ссылка на грузоотправителя, наименование фирмы, предъявляющей груз к погрузке. В случае необходимости брокер может обратиться прямо к грузоотправителю.

4. Наименование грузоотправителя. Если в коносаменте указан  агент как отправитель груза,  тогда в нем, несомненно, будет добавление то есть, с указанием имени настоящего грузоотправителя.

Информация о работе Анализ института договора перевозки грузов