Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа
С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к
компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В
русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и
условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у
населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное
сопротивление.
Одной из ярких форм противодействия христианству было упорное
нежелание соблюдать таинство венчания. Браки нередко заключались без
участия церкви. Борьба священнослужителей с этим явлением носила
ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени церковь
направляла усилия на то, чтобы население государства подчинилось
христианской форме брака.
Введение 2
Глава I. Заключение брака 4
1.1. Условия для заключения брака 4
1.2. Порядок заключения брака 9
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений 13
2.1 Взаимоотношения супругов в браке 13
2.2 Отношения между родителями и детьми 17
Глава III. Прекращение брака 20
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов 20
3.2 Развод 23
Заключение 29
Библиографический список 30
Брачно-семейное право в России в XV-XVIII веках
Введение 2
Глава I. Заключение брака 4
1.1. Условия для заключения брака 4
1.2. Порядок заключения брака 9
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений 13
2.1
Взаимоотношения супругов в
2.2 Отношения между родителями и детьми 17
Глава III. Прекращение брака 20
3.1
Прекращение брака в связи
со смертью одного из супругов
3.2 Развод 23
Заключение 29
Библиографический список 30
С принятием христианства на
Руси брачно-семейные дела
компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В
русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и
условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у
населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное
сопротивление.
Одной из ярких форм противодействия христианству было упорное
нежелание соблюдать таинство венчания. Браки нередко заключались без
участия церкви. Борьба священнослужителей с этим явлением носила
ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени церковь
направляла усилия на то, чтобы население государства подчинилось
христианской форме брака.
Основным законодательным
книга — сборник греко-римских законов, постановлении вселенских и поместных
соборов и мнений авторитетных деятелей церкви. В Кормчей книге находим
определение брака: «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей
жизни, божественная и человеческая правды общения»[1]. Следовательно, брак
приставлял собой союз двух лиц для рождения детей и избежания греховной
жизни он должен был заключаться единожды и длиться всю жизнь супругов.
Содержание христианскою брака противоречило пониманию брака в язычестве,
допускавшем свободу разводов и независимое существование супругов. Помимо
этого, сложность борьбы состояла в том, что христианский брак должен был
заключаться с соблюдением многих условии и формальностей, которые были
созданы византийским законодательством и применялись в России.
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим
обстоятельством. Сегодня мы имеем бурно развивающуюся сферу брачно-семейных
отношений. Распространяются добрачные связи, увеличивается число неполных
семей, в основном - матерей с детьми. Эти явления, которые иногда
рассматриваются как признак кризиса семьи, правильнее трактовать как
становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни
современного индустриального общества, так и специфическим условиям
социально-экономического и демографического развития России.
Жесткая структура
женщины и непререкаемым авторитетом мужа-хозяина уступает место новым,
более человечным и демократичным брачно-семейным отношениям. В то же время
устранение былой нерасторжимости брака сделало семейный союз менее прочным,
больше подверженным внешним воздействиям, требующим иного к себе отношения.
Изменяясь, семья сталкивается со многими новыми проблемами, но институт
семьи и ценности семьи, по-видимому, сохраняют свое значение. Кризис же
семьи, если он и существует, касается скорее, патриархальной семьи, которая
постепенно уступает место семье современного типа. Процесс этой
трансформации объективно обусловлен и не может быть обращен вспять.
Чтобы лучше понимать
рассмотреть генезис исконно патриархальной семьи на протяжении
рассматриваемого периода. Это – цель данной работы. Ее достижение
предполагает решение определенных задач. Среди них - анализ правовых
документов и конкретных юридических прецедентов указанных эпох.
К сожалению, в процессе написания работы пришлось столкнуться с
недостаточным количеством литературы специального характера. Общие же
учебные пособия по истории отечественного права указанные вопросы
рассматривают вскользь. Наиболее же полно нужный материал представлен в
работах Антокольской М.В. ([2]) и Цатуровой М.К. ([9]).
Глава I. Заключение брака
1.1. Условия для заключения брака
Для заключения брака надо было соблюсти установленный законом возраст.
Кормчая разрешала брак в двенадцать лет для девушки и в пятнадцать лет для
юноши. Это первое условие для брака не согласовывалось с обычаями — в
России традицией было женить детей в восемь — десять лет. Мотивы поведения
родителей были разными: материальная выгода выдать дочь замуж в
определенную семью, желание породниться с друзьями и др. А главной причиной
было стремление управлять судьбой детей. Необходимость соблюдать брачный
возраст не находила сочувствия у подданных. Однако церковная политика была
направлена на строгое соблюдение закона. В 1551 году Стоглавый собор
подтвердил норму о брачном возрасте:
Но и Стоглав не прекратил нарушений правила о брачном возрасте
—венчания происходили при попустительстве приходских священников, которые
не меньше прихожан были подвержены языческим традициям, не говоря уже о
том, что они иногда вынужденно .венчали малолетних, чтобы угодить приходу,
получая к тому ж денежное вознаграждение за соучастие в выгодной сделке.
В начале XVIII в. Петр I установил новый брачный возраст: для юноши —
двадцать лет, для девушки — семнадцать лет. Указ Петра затронул компетенцию
церковной власти и по сути дела, отменил византийскую норму права. Вряд ли
этот поступок государя вызвал одобрение у руководителей русской церкви,
скорее, наоборот. Действовал Петр I сообразно с государственными
интересами. Ранний брак связывал молодых людей, а Петр I хотел изменить
привычный образ жизни, создать такую ситуацию, при которой экономически
выгоднее было не сидеть у себя в имении и проживать не самим нажитые
деньги, а пробовать свои силы в военном, дипломатическом деле н др.
Многочисленные военные походы в его царствование требовали участия в них
грамотных, хорошо обученных военнослужащих. Для выполнения этих задач нужны
были свободные, необремененные женами и детьми молодые люди,
заинтересованные сделать карьеру с самоотверженностью, соответствующей их
возрасту и энергии. Повышение брачного возраста давало возможность
законодательно регулировать эти процессы. Однако введенная Петром I норма
закона не применялась даже в период его царствования. Новшества Петра I
вызывали .недовольство у подданных, так как ломали многовековые традиции
народа, стиль русской жизни, казались кощунственными и неправомерными.
Поэтому многие указы Петра I остались на бумаге. В еще большой мере это
касалось столь малоподвижной, столь консервативной области права, какой
являются брачно-семейные отношения, которые строились на обычае.
Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей:
«Вдова шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не
удостоится приобщением Святыни…»[2] Русское законодательство
самостоятельных законов на этот счет не создавало и всегда считало
шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак, при решении
дел такого рода ссылаясь на Кормчую.
Вторым условием для заключения брака было отсутствие запрещенных
степеней родства, свойства, а также духовного родства, которые
устанавливались исключительно по Кормчей книге. В ней было записано об
этом, как об одном из условий для брака. Священник должен был знать, как
определить степени, запрещенные к браку. Кровное родство не разрешалось до
седьмой степени включительно; его было проще всего установить. Более
сложным был вопрос об определении степени свойства. Свойство возникало
посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались в
свойстве с родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой
степени включительно. Трудность установления степени свойства состояла в
том, что многие родственники могли не поддерживать каких-либо контактов
между собой и не знать о браках их дальней родни.
Существовало еще одно условие
препятствия к браку —
Духовное родство возникало путем крещения, когда один был крестным отцом
или матерью, а другой крестником.. Духовное родство запрещалось до седьмой
степени включительно, но только по нисходящей линии. Еще одним видом
препятствия к браку было усыновление.
Таким образом, существовала сложная система, запрещавшая браки в
определенных степенях родства, свойства, духовного родства и усыновления.
Русская церковь по этим вопросам признавала действующим византийское
законодательство и не создавала самостоятельных документов. Различные
законодательные акты, грамоты митрополитов и патриархов повторяли о
необходимости помнить характер родственной или свойственной близости между
будущими супругами.
Русская церковь всегда
канонизированных степеней родства и свойства соблюдались как прихожанами,
гак и священниками приходов. В разное время существовали тонкие различия в
применении Кормчей книги; но, в целом, руководство церковью строго
подходило к возможности какого-либо смягчения закона, тяготело к
ужесточению канонических ограничений.
Следующим условием заключения
брака было разрешение
более трех раз, четвертый брак признавался недействительным: Вслед за
Кормчей ограничение количества браков было повторено Стоглавом: (1-й
брак—закон, 11-и — прощение). В этой норме совершенно не учитывались
причины расторжения или прекращения предыдущих трех браков, а также возраст
женщины и мужчины. Третий брак также не одобрялся, налагал на виновника
церковную епитимью. Однако это не мешало священникам венчать и пятые браки,
причем с молитвами, что вообще было запрещено в аналогичных случаях. В 1572
году церковный собор признал законным четвертый брак Иоанна IV.
Еще одним условием для брака было вероисповедание жениха и невесты.
Священное писание разрешало брак лиц, если один из супругов не исповедует
христианство: «… если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна с
ним жить, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа
неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо
неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается
мужем верующим»[3]. Кормчая книга запрещала брак лиц разных религий. В
России до начала XVIII в были запрещены браки лиц разных исповеданий,
поскольку церковь руководствовалась Кормчей книгой. Но при Петре I
произошли важные изменения в этом вопросе. Указ 1721 года разрешал шведским
пленникам жениться на русских без перемены веры. Но с них брали «сказку»,
что они не будут принуждать своих жен менять веру, а детей обязывали
крестить в православной вере. Однако в дальнейшем браки с иноверцами
продолжали оставаться проблемой и от них требовали либо принятия
православия, либо получения особого разрешения Синода на каждый такой брак.
Последним каноническим
родителей жениха и невесты на брак. Законодательно согласие на брак жениха
и невесты и родителей было уравнено.
Петр I сделал попытку решить вопрос женитьбы введением присяги для
родителей при венчании. Указ Петра I, разосланный по всем епархиям, должен
был исполняться «неотложно».
Формально присяга
должны были давать и помещики при бракосочетании принадлежащих им крестьян.
Указ Петра требовал н помещиков приводить к присяге с целью удостоверения,
что они не принуждают своих крепостных к браку.
Кроме канонических условий
введенные светским законодательством. Таким условием являлось состояние
здоровья жениха и невесты. В Кормчей книге нет запрещения венчаться, если
жених и невеста больны душевной болезнью.
Информация о работе Брачно-семейное право в России в XV-XVIII веках