Брачно-семейное право в России в XV-XVIII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к
компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В
русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и
условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у
населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное
сопротивление.
Одной из ярких форм противодействия христианству было упорное
нежелание соблюдать таинство венчания. Браки нередко заключались без
участия церкви. Борьба священнослужителей с этим явлением носила
ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени церковь
направляла усилия на то, чтобы население государства подчинилось
христианской форме брака.

Содержание

Введение 2
Глава I. Заключение брака 4
1.1. Условия для заключения брака 4
1.2. Порядок заключения брака 9
Глава II. Правовое регулирование семейных отношений 13
2.1 Взаимоотношения супругов в браке 13
2.2 Отношения между родителями и детьми 17
Глава III. Прекращение брака 20
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов 20
3.2 Развод 23
Заключение 29
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

прибегавших к защите интересов пострадавшей, однако требовать  развода  жена

не могла. Даже в XVIII в., когда женщина получила больше прав,  она  псе  же

не получила право просить развода, тем более его добиваться, когда  муж  был

груб с нею. Разбирая дело о побоях жены, Синод твердо стоял на позиции,  что

побои не влекут за собой расторжение брака.

      Наконец, совершенно особое место  в проблеме развода занимало  разводное

письмо. Разводное письмо представляло собой письменный документ,  в  котором

супруги сами договаривались расторгнуть семейные-  узы.  Юридически  это  не

было законным разводом и новый брак, если б о нем стало  известно  церковным

властям,  был  бы   признан   недействительным.   Следовательно,   написание

разводных писем было попыткой обойти закон. Супруги  прибегали  к  написанию

разводных  писем,  в   двух   случаях,   которые   представляются   наиболее

распространенными. Во-первых, при обоюдном желании, но  отсутствии  законных

причин для развода, и, во-вторых, когда  инициатором  развода  был  один  из

супругов, единолично расторгавший брак и не согласовывавший свое  решение  с

женой или мужем (чаще с женой). Законных  причин  для  развода  и  в  данном

варианте не было.

      Итак, в России создалась своеобразная  ситуация: взяв за основу Кормчую

книгу,  русское  право  боялось  что-либо  в  ней   изменить,   догматически

относилось к записанным в ней канонам и считало  их  единственно  достойными

применения.  Давление  авторитета  византийского  законодательства,  слепое,

иногда бездумное  следование  букве  старого  закона  делало  русское  право

консервативным по существу.

      Суммируя вышесказанное, можно отметить  следующее. Общественная жизнь в

России менялась и  требовала  нововведений.  Подданными  применялись  обман,

насилие, подкуп с  целью  получить  долгожданный  развод.  В  свою  очередь,

церковь вела борьбу и с нарушителями законов,  игнорировавшими  каноническое

право, и против увеличения числа поводов к разводу. Эта  борьба  никогда  не

прекращалась и не могла закончиться победой одной из сторон.

 

                                 Заключение

 

 

 

      В  Российском  государстве  до  XVII  века  брачно-семейные  отношения

строились и регулировались на основе Домостроя.  Каких-либо  фундаментальных

документов  или  указов  регулирующих  эту  сторону   жизни   населения   не

существовало. Эпоха  правления  Петра  положила  начало  развития  семейного

права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

      Один из первых указов провозглашал  принцип добровольности вступления  в

брак. Согласно этому указу, родственники лиц,  вступающих  в  брак,  обязаны

были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.  С

1714 года  всех  приходах  священников  обязывают  регистрировать  все  акты

гражданского состояния.

      В середине сороковых годов  этого же столетия Указом Синода  запрещаются

браки  лиц  старше  80  лет.  С  1775   года   "семейное   законодательство"

пополняется  новыми  правилами.  Заключение  брака   с   1775   года   могло

производиться только в  приходской  церкви  одного  из  вступающих  в  брак.

Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался  при  личном

присутствии жениха и невесты. Возраст для вступления в брак  был  установлен

18 лет для мужчин и 16 лет для  женщин.

      Для вступления в брак  необходимо  было  получить  согласие  родителей

независимо от  возраста  жениха  и  невесты.  Женщина  получает  возможность

обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

      Законодательно устанавливаются  личные права  и  обязанности  супругов,

принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке.  Все

официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят  в  свод

гражданских  Законов.  Место  жительства  супругов  определяется  по   месту

жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за  ним,  в  противном

случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

 

                          Библиографический список

 

 

1. Российское законодательство X-XX вв. В девяти томах. Т. 2-4. – М.:  Юрид.

   лит, 1985.

2. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. – М.: Юрист, 1995. – 198 с.

3. Домострой. – Л.: Лениздат, 1992. – 144 с.

4. Исаев И.А. История государства  и права России. – М.: Юрист, 1993.  –  272

   с.

5. Развитие русского права в XV –  первой половине XVI в. – М.,  Юрид.  лит.,

   1988. – 465 с.

6. Развитие русского права второй  половины XVII-XVIII в. М.: Наука, 1992.  –

   412 с.

7. Сизиков М.И. История государства и права России с конца  XVII  до  начала

   XIX века: Учеб. пособие, М.: Юрист, 1998. – 360 с.

8.  Памятники  русского  права.  Вып.  6.  Соборное  уложение  царя  Алексея

   Михайловича 1649 г. М., 1957. –182 с.

9. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М.: Юрист,  1991.  -

   102 с.

10. Чистяков Н.О. История отечественного  государства и права. –  М.:  Юрист,

   1996. – 442 с.

-----------------------

[1] Российское законодательство X-XX веков. – М., 1984. Т. 2. С. 204.

[2] Русское законодательство X-XX вв. Т. 2.. – М., 1984. С. 27.

[3] Русское законодательство X-XX вв. Т. 2.. –  М., 1984. С. 33.

[4] Русское законодательство X-XX вв. Т. 2.. –  М., 1984. С. 49.

[5] Памятники Русского права. Соборное  уложение царя Алексея

Михайловича.1649 г.  – М., 1957. С. 49.

[6] Памятники Русского права. Соборное  уложение царя Алексея Михайловича

1649 г.  – М., 1957. С. 84.

[7] Русское законодательство X-XX вв. Т. 4.. – М., 1984. С. 369.

[8] [9] См. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М., 1991.

С 43-44.

[10] См. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М., 1991. С

46.

[11] Цит. по: Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М.,

1991. С 48

[12] Домострой. – Л., 1992. С. 7.

[13] Там же, с. 31.

[14] Российское законодательство X-XX вв. – М., 1984. С. 92.

[15] Памятники Русского права. Соборное  уложение царя Алексея

Михайловича.1649 г.  – М., 1957. С. 128.

[16] Там же, с. 128.

[17] Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М., 1991. С 55.

[18] Российское законодательство X-XX вв.Т. 2. –  М., 1984. С. 22.

[19] См. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М., 1991. С

58.

[20] Российское законодательство X-XX вв. Т. 2. – М., 1984. С. 61.

[21] Российское законодательство X-XX вв. Т. 2. – М., 1984. С. 63.

[22] Цит. по: Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М.,

1991. С 71.

 


Информация о работе Брачно-семейное право в России в XV-XVIII веках