Виды авторского договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Авторское право в самом общем виде можно определить как закрепляемый за создателем произведения науки, литературы или искусства комплекс субъективных прав личного неимущественного и имущественного характера. К первой категории относятся нематериальные блага, возникающие у автора в связи с созданием произведения – право признаваться автором, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения и т.п. Ко второй относятся полномочия по использованию произведения. Вместе с тем институтом авторского права затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

Содержание

1.Авторский договор как гарант обеспечения авторского права.
2. Основные элементы авторского договора.
2.1.Субъектный состав авторского договора.
2.2. Предмет авторского договора.
2.3. Форма авторского договора.
3. Виды авторского договоров.

Вложенные файлы: 1 файл

Avtorsky_dogovor_v_Belarusi.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

1.Авторский договор  как гарант обеспечения авторского  права.

2. Основные элементы авторского  договора.

2.1.Субъектный состав авторского  договора.

2.2. Предмет авторского договора.

2.3. Форма авторского договора.

3. Виды авторского  договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Авторский договор как гарант обеспечения авторского права.

 

Авторское право в самом общем виде можно определить как закрепляемый за создателем произведения науки, литературы или искусства комплекс субъективных прав личного неимущественного и имущественного характера. К первой категории относятся нематериальные блага, возникающие у автора в связи с созданием произведения – право признаваться автором, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения и т.п. Ко второй относятся полномочия по использованию произведения. Вместе с тем институтом авторского права затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

С возникновением авторского права возникает абсолютное правоотношение – автору противостоит неопределенный круг лиц, обязанных воздерживаться от нарушения его прав. Это создает автору наиболее благоприятные условия для самостоятельной реализации принадлежащих ему прав, ибо автор изначально обладает обеспеченной законом монополией на использование своего произведения. Однако общественное разделение труда и существование организаций, специализирующихся на использовании результатов творчества авторов – издательств, театрально – зрелищных предприятий, звукозаписывающих фирм, киностудий, теле – радио организаций и т.п. приводит к необходимости трансформации абсолютного правоотношения в правоотношения относительные, в рамках которых автор передает право использования своего произведения другим лицам.

По своей сути авторское право представляет собой комплекс прав личного и имущественного характера. К первой категории относятся право признаваться автором произведения (право авторства), право обозначать свое имя под произведением и выбирать способ такого обозначения (право на имя), право препятствовать любому искажению произведения (право на защиту репутации автора), а также решать вопрос об опубликовании произведения. К категории имущественных прав относятся исключительное право использовать произведения в любой форме и любым способом, а также право получать вознаграждение за каждый способ использования произведения.

Если личные права во всех случаях принадлежат автору, т.е. действительному создателю произведения, то принадлежность имущественных прав на произведение зависит от ряда обстоятельств. По общему правилу имущественные права также признаются за автором произведения. Однако, если произведение создавалось в порядке выполнения служебных обязанностей, т.е. создание знака входило в круг трудовых обязанностей автора и между создателем произведения и его работодателем не был заключен договор, предусматривающий иное, то в соответствии со ст. 13 закона “Об авторском праве и смежных правах” Республики Беларусь имущественные права в отношении такого “служебного” произведения принадлежат работодателю. Это означает не только то, что наниматель волен по своему усмотрению использовать такое произведение не спрашивая автора, но также то, что автор лишается возможности получать авторское вознаграждение. Вывод, который напрашивается из всего вышесказанного: нанимаясь в Беларуси на работу художник или дизайнер должны оговорить не только привычные условия трудового договора – должность, размер заработной платы и т.п., но и оговорить специальные условия в отношении тех произведений, которые будут ими созданы в рамках трудовых отношений; в противном случае они окажется “свободным” от своих имущественных прав в отношении этих произведений.

Для авторского права традиционной является договорная форма взаимоотношений автора с лицами, использующими результаты его творчества, поскольку именно эта форма позволяет в наибольшей степени обеспечить соблюдение прав и законных интересов автора. Также традиционно авторский договор выделяется в качестве самостоятельной разновидности гражданского договора, имеющей свой особый предмет и определенные особенности.

 

2. Основные элементы авторского договора.

2.1.Субъектный состав авторского договора.

 

Субъектами авторского договора традиционно  признавались автор или его правопреемник, с одной стороны, и организация, использующая произведение автора, с другой стороны. Однако закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. внес определенные изменения в субъектный состав авторского договора. Закон не говорил о том, что авторский договор может быть заключен только между автором и пользователем. Норма п.1 ст.24 закона о том, что имущественные авторские права могут передаваться по авторскому договору, давала основание говорить о том, что к договорам о переуступке прав от одного пользователя другому должны применяться все положения закона, относящиеся к авторскому договору; поскольку законодательством не было установлено иное, положения об авторском договоре равным образом относились и к тем договорам, которые заключала с пользователями произведений организация, управляющая имущественными авторскими правами на коллективной основе, каковой в Беларуси на тот момент является Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции. (В последствии решением Президента Республики Беларусь данный Комитет был ликвидирован и функции по коллективному управлению возложены на РУП "Белорусское авторское общество").

Как мы уже отмечали, новая редакция закона "Об авторском праве и смежных правах" рассматривает в качестве субъектов собственно авторского договора автора произведения, с одной стороны и пользователя, с другой. В отношении автора закон предусматривает общее требование дееспособности. В соответствии со ст.25 ГК РБ право осуществлять авторские правомочия возникает с четырнадцати лет. От имени несовершеннолетнего автора, не достигшего четырнадцати лет, авторский договор заключают родители или опекуны, а от имени недееспособного автора или ограниченного в дееспособности – соответственно опекун или попечитель.

Если авторский договор заключается по поводу произведения, созданного в соавторстве, стороной в авторском договоре выступает весь коллектив соавторов, так как в соответствии с п.2 ст. 10 новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах" право на использование такого произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

Определенные особенности имеет заключение авторского договора об использовании составных и производных произведений. Авторам составных произведений (сборников, антологий, баз данных и т.п.) принадлежит авторское право на осуществленный ими подбор и расположение материала, представляющие результат творческого труда; переводчикам и авторам других производных произведений (обработок, аннотаций, обзоров, аранжировок, инсценировок и т.п.) принадлежит авторское право на осуществленный ими перевод или переработку. Однако и составитель, и автор производного произведения пользуются авторским правом только при соблюдении прав соответственно авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение и прав автора произведения, подвергшегося переводу или переработке. Зависимый характер прав авторов составных и производных произведений означает, что заключаемый ими авторский договор может иметь юридическую силу только при условии заключения договоров с авторами охраняемых авторским правом оригинальных произведений, положенных в основу их произведений. На практике обязательства по получению согласия авторов оригинальных произведений чаще всего принимает на себя пользователь. Однако в любом случае отсутствие у пользователя договоров с авторами охраняемых оригинальных произведений означает юридическую ничтожность договоров, заключенных с составителями и авторами производных произведений.

Поскольку авторское право переходит по наследству, стороной авторского договора могут выступать наследники автора. Если у автора несколько наследников, то они совместно реализуют права по использованию произведения.

Другой стороной авторского договора выступает пользователь – организация либо гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Если в качестве пользователя выступает юридическое лицо, то существенным представляется вопрос о его правоспособности. В соответствии со ст.45 ГК РБ юридическое лицо обладает специальной правоспособностью и вправе совершать сделки, в том числе заключать авторские договоры, только в соответствии с установленными целями его деятельности. В случае, если заключение авторского договора выходит за пределы специальной правоспособности юридического лица, договор может быть признан судом недействительным в соответствии со ст.174 ГК РБ.

 

2.2. Предмет авторского договора.

 

В теории авторского права предметом  авторского договора традиционно считалось произведение науки, литературы и искусства, по поводу создания и использования которого стороны вступают в договорные отношения.

Закон "Об авторском праве и  смежных правах" 1996 г., говоря о предмете авторского договора, называл в качестве такового права по использованию произведения. В новой редакции закона имущественные авторские права прямо не называются в качестве предмета договора, хотя законодатель указывает, что именно по поводу их передачи заключается авторский договор. Однако мне представляется, что предмет авторского договора не исчерпывается только имущественными авторскими правами; поскольку имущественные авторские права не существуют сами по себе, безотносительно к произведению, то предмет авторского договора – это явление комплексное, представляющее собой определенные права по использованию конкретного произведения автора.

Особого внимания заслуживает норма абз.2 п.1 ст.25 новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах", которая устанавливает, что не могут уступаться права на использование произведения, которое в момент заключения договора не было известно. Данная норма – один из способов обеспечить интересы автора, оградив его от уступки прав на заранее установленных условиях в отношении произведения, художественная и коммерческая ценность которого в результате создания может оказаться значительно выше предполагаемой до этого.

К слову, законы ряда европейских  государств, послужившие основой для разработки законодательства об авторском праве на постсоветском пространстве, содержат подобную норму. Например, § 41 (4) Авторско-правового закона ФРГ устанавливает недействительность предоставления прав использования еще неизвестными способами, а ст. 33 французского закона "Об охране литературной и художественной собственности" 1957 г. признает полную уступку прав на еще не созданное произведение недействительной, в то же время допуская такую форму взаимоотношений автора и издателя, как преимущественное право последнего на издание будущих произведений автора, созданных в определенном жанре.

Пункт 5 ст.31 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" устанавливает, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.

Безусловно, подход к определению предмета авторского договора в законе "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. и в новой его редакции значительно отличается от существовавшего ранее. Авторский договор о передаче произведения для использования (ст.498 ГК РБ 1964 г.) мог предусматривать обязанность автора создать и в установленный срок предоставить организации произведение для использования, в связи с чем авторские договоры зачастую заключали в отношении произведений, которые еще только предстояло создать. Впрочем, действующее авторское законодательство также не препятствует заключению договоров в отношении еще не созданных произведений. Просто обязательства автора по созданию произведения, которые по своей природе скорее относятся к отношениям подряда, были выведены за рамки предмета собственно авторского договора. Единственная возникавшая при этом сложность – это необходимость оформлять договор о передаче имущественных авторских прав в отношении еще не созданного произведения как сделку, совершенную под отлагательным условием (ч.1 ст.63 ГК РБ 1964 г.), а условием могло быть создание автором произведения в соответствии с установленными требованиями, например, в соответствии с согласованным сторонами планом – проспектом.

Новый Гражданский кодекс внёс существенные изменения в вопрос о допустимости договоров об уступке прав в отношении ещё не созданного произведения, ст. 986 ГК РБ предусматривает возможность заключения договора о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, в том числе объектов авторского права. Эта статья устанавливает, что автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого произведения. Указанный договор должен определять характер подлежащего созданию произведения, а также цели либо способы его использования.

 

 

2.3. Форма авторского договора.

 

 Для авторского договора  законодатель, как и ранее, устанавливает обязательную письменную форму. Исключение в виде допускаемой устной формы делается только в отношении договоров об использовании произведения в периодической печати (п.1 ст.27 новой редакции закона). В то же время нельзя не обратить внимание на содержащееся в ст.27 новой редакции закона противоречие с нормой абз.2 ст.25, устанавливающей, что любая уступка имущественных прав должна оформляться письменным договором. Из этой коллизии можно выйти только используя при толковании закона принцип, согласно которому специальная норма (т.е. норма ст. 27 о форме договора) отменяет действие общей нормы.

Информация о работе Виды авторского договоров