Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:29, реферат
Авторское право в самом общем виде можно определить как закрепляемый за создателем произведения науки, литературы или искусства комплекс субъективных прав личного неимущественного и имущественного характера. К первой категории относятся нематериальные блага, возникающие у автора в связи с созданием произведения – право признаваться автором, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения и т.п. Ко второй относятся полномочия по использованию произведения. Вместе с тем институтом авторского права затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.
1.Авторский договор как гарант обеспечения авторского права.
2. Основные элементы авторского договора.
2.1.Субъектный состав авторского договора.
2.2. Предмет авторского договора.
2.3. Форма авторского договора.
3. Виды авторского договоров.
Второе исключение из требования заключения договора в письменной форме содержится в п.2 ст.27 ("при продаже экземпляров компьютерных программ или баз данных договор считается заключенным в письменной форме, если условия использования программы и базы данных изложены соответствующим образом на экземплярах компьютерной программы или базы данных"). Другими словами, любое лицо, приобретая компьютерную программу или базу данных, имеет право согласиться или не согласиться на условия лицензионного соглашения, которое прилагается к экземпляру компьютерной программы или базы данных. Подтверждением своего согласия на условия лицензионного соглашения является оставление в пользовании экземпляра компьютерной программы или базы данных. Прилагаемые к каждому экземпляру компьютерной программы или базы данных регистрационные карты, которые предлагается направлять производителю данного продукта, ни в коем случае не являются средством согласия или несогласия с условиями лицензионного соглашения.
2.4. Содержание авторского договора.
Содержанию авторского договора посвящена ст.26 новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах", пункт 1 которой устанавливает, что авторский договор должен предусматривать:
- способы использования произведения (конкретные права, которые передаются по авторскому договору);
- срок и территорию, на которые передается право;
- размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;
- а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Данный перечень – ни что иное, как установленные законом существенные условия авторского договора. В соответствии со ст.402 ГК РБ любой договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой законом форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются те условия договора, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Рассмотрим данные условия более подробно.
В авторском договоре должны быть определены передаваемые на его основании имущественные авторские права. При этом переданными считаются только те права, которые ясно указаны в договоре (абз.2 п.1 ст.25 новой редакции закона). Поэтому вряд ли можно согласиться с высказываниями о том, что авторский договор должен считаться состоявшимся, если передаваемые права будут определены лишь общим образом, например "все принадлежащие автору имущественные авторские права".
Срок, на который может быть передано право использования произведения, более не ограничен максимальным пределом. Это означает, что пользователь может приобрести имущественные авторские права на весь срок их охраны, который составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти. Законодатель также не исключает возможности заключения авторского договора о передаче прав на неопределенный срок. Это следует из нормы абз.2 п.1 ст.26 новой редакции закона, которая устанавливает, что при отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечение пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
На практике приходится сталкиваться с достаточно курьезными случаями, когда определенный в авторском договоре срок передачи прав превышает срок действия самого договора. Но ведь существование имущественных авторских прав у пользователя невозможно вне рамок относительного правоотношения с автором либо его правопреемником, то есть вне рамок авторского договора. Поэтому прекращение авторского договора по какому – либо основанию означает, что у пользователя прекращаются все полномочия по использованию произведения.
Территория, на которую передается право, также относится к числу существенных условий авторского договора. При отсутствии в договоре условия о территории, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики Беларусь (абз.3 п.1 ст.26 новой редакции закона). Использованный термин "территория" является родовым понятием, что не дает оснований сводить его только к территории определенного государства. Например, абсолютно правомерным будет авторский договор, по которому автор разрешает постановку своей пьесы только в театрах города Минска. При заключении авторского договора на иную, чем Республика Беларусь, территорию следует учитывать, что правовой режим произведения в другом государстве будет определяться на основании его внутреннего законодательства этого государства и норм соответствующего международного договора об охране авторских прав.
Авторское вознаграждение всегда относилось к числу существенных условий авторских договоров. Однако если ранее его размер должен был определяться в пределах утвержденных ставок (ст.502 ГК РБ 1964 г.), то действующее законодательство более не допускает возможности нормативного ограничения размера авторского вознаграждения каким – либо максимальным размером, отдавая решение вопроса о размере вознаграждения на усмотрение сторон договора.
Следует отметить, что применительно к авторскому вознаграждению принцип свободы договора содержит все же определенные ограничения, установленных императивными нормами закона. Первое из них связано с тем, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь (п.3 ст.26 новой редакции закона).
Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. содержал норму, согласно которой вознаграждение в авторском договоре должно было определяться в виде процента от дохода за соответствующий вид использования произведения. И только в тех случаях, "если это невозможно осуществить в связи с характером произведения либо особенностями его использования", вознаграждение могло определяться в виде твердо зафиксированной суммы либо иным способом. Данная норма закона вполне обоснованно вызывала целый ряд вопросов. Это положение, во – первых, в определенной мере отходило от принципа свободы договора, так как сторонам навязывался способ расчетов по договору, во – вторых, не согласовывалось с существующими минимальными ставками авторского вознаграждения, большинство из которых выражено в минимальных заработных платах, и, в – третьих, давало автору либо иному правообладателю возможность оспаривать заключенный договор по данному основанию, ссылаясь на то, что в отношении данного способа использования произведения вознаграждение вполне можно было определить в виде процента от полученных пользователем доходов. Кроме того, требование законодателя устанавливать вознаграждение в виде процента от дохода вызывало на практике серьезные проблемы, связанные с тем, что действующее финансовое законодательство и по сегодняшний день не содержит легального определения термина "доход", а оперирует понятиями "валовой доход" и "прибыль", которые, безусловно, не являются равнозначными. Поэтому сторонам авторского договора, определяющим вознаграждение в виде процента от дохода пользователя, необходимо было в этом же договоре определять, что они понимают под доходом для целей определения размера подлежащего выплате авторского вознаграждения.
В соответствии с новой редакцией закона "Об авторском праве и смежных правах" норма об установлении вознаграждения в виде процента от дохода утратила императивный характер – стороны вправе определять авторское вознаграждение в авторском договоре в виде процента от дохода или в виде твердо зафиксированной суммы или иным способом.
Если в договорах об издании или ином воспроизведении произведения авторское вознаграждение определено в виде твердо зафиксированной суммы, законодатель дополнительно вводит в авторский договор еще одно существенное условие – максимальный тираж экземпляров произведения, который может быть изготовлен на основании заключенного договора (абз.2 п.3 ст.26 новой редакции закона).
Все иные условия, которые по инерции продолжают относить к числу существенных условий авторского договора (обязанность автора предоставить в установленный срок произведение, вносить по требованию пользователя изменения, обязанность пользователя осуществить или начать использование произведения и т.п.) более не являются обязательными атрибутами авторского договора.
3. Виды авторского договоров.
Авторские договоры подразделяются на:
1) договоры о передаче исключительных прав;
2) договоры о передаче неисключит
Иначе говоря, предметом авторского договора может быть либо исключительное авторское право, либо неисключительное авторское право.
При этом исключительное авторское право дает возможность защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное авторское право дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру. Таким образом, исключительное право – это абсолютное право, а неисключительное - относительное (обязательственное) право.
В этих договорах покупатель становится исключительным, единственным владельцем имущественных прав (в тех пределах, которые указаны в договоре). Иными словами, покупатель может не только сам использовать произведение: он может также запретить любому другому лицу (в том числе и продавцу) использование произведения. А в случае нарушения таких прав правопреемник может применять способы защиты своих прав, перечисленные в ст. 40 Закона "Об авторском праве и смежных правах" 1998 г.
В настоящее время в авторских договорах о предоставлении исключительных прав иногда делается добавление о том, что приобретатель получает также право на защиту полученного права в случае нарушений со стороны любых третьих лиц. Такое добавление с правовой точки зрения ничего нового не содержит, поскольку владелец исключительного права всегда может защищать свое право.
Более того, нельзя исключать такой возможности: заключая договор о передаче исключительных прав, продавец может оставить часть этих исключительных прав за собой. Например, стороны могут договориться о том, что исключительное право (на тот или иной способ использования и в определенных договором пределах) делится между продавцом и покупателем поровну, что стороны становятся совладельцами этого права и будут в дальнейшем совместно пользоваться и распоряжаться этим правом. В любом случае, если лицо, которому переданы исключительные полномочия, не защищает это право, право запрещать другим лицам использование произведения или объекта смежных прав может осуществляться автором произведения.
Исключительное право закреплено за невладельцем исключительных прав, который, вообще говоря, подобным правом не обладает. Получается, что здесь мы сталкиваемся с особым, льготным правом, правом-исключением. Ясно, что это право не может принадлежать любому продавцу авторских прав. Следовательно, это право может принадлежать только первоначальному владельцу авторских прав - автору.
Таким образом,
термин "автор" обозначает только
автора, в то время как в остальных
местах, равно как и в остальных статья
Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными: они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие - как неисключительные.
Сравнивая эти два вида авторских договоров можно сделать следующие практические выводы:
- наиболее предпочтительным для
автора произведения является
форма договора, при которой он
оставляет за собой
- наиболее предпочтительным
для пользователя является
- даже в случае, когда автор
произведения расстался со
Список литературы.
1. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Сост., авт. ст. И.Силонов; оформл. Г.Сыроватского. — М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998.