Виды административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и юридический состав данного противоправного посягательства - явления не тождественные. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Состав административного правонарушения…………………………………...4
2. Виды административных правонарушений……………………………………10
Заключение………………………………………………………………………….14 Список используемой литературы…………………………………………….…..16

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение контрольная 1.docx

— 31.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Белгородский государственный  технологический университет

им. В.Г. Шухова

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Правоведение 

тема: « Виды административных правонарушений »

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Степанова Е.Ю.

Группа Мкз-31

 

Проверила:

                        Власова Евгения Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2011

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Состав административного  правонарушения…………………………………...4

2. Виды административных  правонарушений……………………………………10

Заключение………………………………………………………………………….14 Список используемой литературы…………………………………………….…..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Меры административной ответственности (административные наказания) устанавливаются  государством за совершенные административные правонарушения.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  Кодексом РФ об административных правонарушениях  Кодекс РФ об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1. (далее - КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

От иных социальных явлений  административное правонарушение отличается рядом признаков:

1) общественной опасностью;

2) административной противоправностью;

3) виновностью;

4) административной наказуемостью.

Признаки административного  правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный  юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности  правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и юридический состав данного  противоправного посягательства - явления  не тождественные. С помощью признаков  административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую  и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический  состав решает задачу, связанную с  правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

 

 

1. Состав административного  правонарушения

 

Состав административного  правонарушения - это совокупность наиболее общих, типовых признаков  отдельных административных правонарушений, необходимых и достаточных для  привлечения правонарушителя к  административной ответственности.

Состав административного  правонарушения образуется из следующих  элементов:

1) субъект административного  правонарушения;

2) объект административного  правонарушения;

3) объективная сторона  административного правонарушения;

4) субъективная сторона  административного правонарушения.

Соответственно, отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков  свидетельствует об отсутствии состава  административного правонарушения, т.е. согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении Грызунова Е.В. Правонарушение. Юридический состав и его особенности (применительно к различным видам правонарушений): Учебное пособие / Под ред. М.И. Байтина. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2002. С. 10..

Субъектами административного  правонарушения являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие  возраста 16 лет и вменяемые в  момент совершения правонарушения), а  также социальные организации, имеющие  статус юридического лица на момент совершения правонарушения, независимо от организационно-правовой формы.

В п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ отдельно указано на два обстоятельства, относящихся к составу административного правонарушения, при наличии любого из которых производство по делу об административном правонарушении исключено:

- недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности;

- невменяемость физического  лица, совершившего противоправные  действия (бездействие).

По общему правилу, содержащемуся  в ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Соответственно, в случае если противоправные действия (бездействие), предусмотренные КоАП РФ, совершено лицом, не достигшим 16 лет, то отсутствует такой признак состава административного правонарушения, как субъект.

Часть2 ст.2.3 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет: такое лицо с учетом данных о нем и конкретных обстоятельств дела может быть освобождено комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Следует отметить, что в ч.2 ст.2.3 КоАП РФ речь идет об освобождении от административной ответственности, но не о невозможности производства по делу об административном правонарушении Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: Учебное пособие. - М.: Закон и право; Юнити-Дана, 2004. С. 78..

Как установлено ст.2.8 КоАП РФ, физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, административной ответственности не подлежит. При этом в ст.2.8 КоАП РФ также законодательно определено понятие состояния невменяемости физического лица: лицо не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Среди физических лиц - субъектов  административных правонарушений - имеется  группа специальных субъектов административных правонарушений. Это физические лица, обладающие специальными признаками, имеющими юридическое значение при  квалификации административных правонарушений. Специальными субъектами, к примеру, являются должностные лица, водители, работники торговых предприятий, индивидуальные предприниматели, военнослужащие и  др.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно правовой позиции  Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 21 апреля 2005г. № 119-О, положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст.1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины и сами по себе не нарушают конституционные права и свободы заявителя. Там же Конституционный Суд РФ указал, что установление того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии или отсутствии его вины (умышленной или неосторожной) связаны с исследованием фактических обстоятельств дела, что является прерогативой судов общей и арбитражной юрисдикции Цит. по: Борисов А.Н. Административные правонарушения. - М.: Новая правовая культура, 2005. С. 38..

Объектом административного  правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере  государственного и муниципального управления и охраняемые мерами административной ответственности.

В качестве критериев деления  общего объекта выступают:

- отрасли общественной  деятельности, в которых складываются  общественные отношения. В соответствии  с данным критерием различают  такие родовые объекты, как  отношения в сельском хозяйстве,  в промышленности, на транспорте;

- содержание охраняемых  общественных отношений. По этому  критерию различают такие родовые  объекты, как государственный  и общественный порядок, установленный  порядок управления, права и свободы  граждан, государственная и иные  формы собственности.

Каждый административный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства, которым является специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, видовым объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.14 КоАП РФ «Нарушение правил маневрирования», является безопасность дорожного движения) Административное право: Учебник / Под ред. В.Ю. Попова, Ю.М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002. С. 216..

Объективная сторона административного  правонарушения - это совокупность предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих  его внешнее проявление.

Объективную сторону составляют внешние признаки и обстоятельства поведения нарушителя. Факультативными (дополнительными) признаками объективной  стороны являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного  правонарушения.

Признаки объективной  стороны указываются в статьях  Кодекса РФ об административных правонарушениях  и статьях законов субъектов  РФ об административных правонарушениях, иногда в некоторых подзаконных  нормативных правовых актах (к примеру, в Правилах дорожного движения, Правилах торговли и т.п.) Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие. - М.: Закон и право; Юнити-Дана, 2004. С. 57..

Субъективная сторона  административного правонарушения - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его  последствиям в момент совершения административного  правонарушения. Ее образует вина нарушителя. Факультативными признаками субъективной стороны являются цель и мотив  совершенного деяния.

Вина физического лица выражается в форме умысла (прямого  или косвенного) либо в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные  последствия и желало наступления  таких последствий (прямой умысел) или  сознательно их допускало (косвенный  умысел) (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных  последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность) (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

Для юридического лица Кодекс РФ об административных правонарушениях  не определяет формы вины, а лишь устанавливает условия виновности юридического лица. К ним относится:

1) наличие обстоятельств,  подтверждающих непринятие юридическим  лицом всех зависящих от него  мер по соблюдению норм, за  нарушение которых предусмотрена  административная ответственность;

2) наличие у юридического  лица возможности принятия таких  мер (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

При этом ч.3 ст.2.1 КоАП РФ установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Как указал Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ в постановлении  от 24 февраля 2004г. по делу № 13894/03 Вестник  Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. № 7., ч.3 ст.2.1 КоАП РФ не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, - но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения. Поэтому протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников.

В качестве обоснования такого вывода Президиум Высший Арбитражный  Суд РФ указал следующее:

- на основании ст. 28.2 КоАП РФ протокол составляется о совершении административного правонарушения, в нем указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица;

- таким образом, протокол  об административном правонарушении  представляет собой процессуальный  документ, фиксирующий противоправное  деяние конкретного лица, составляется  в отношении упомянутого лица  и является необходимым правовым  основанием для его привлечения  к административной ответственности.  КоАП РФ допускается оформление одного протокола в отношении одного лица, совершившего несколько административных правонарушений, но не предусматривается оформление одного протокола по правонарушениям нескольких лиц;

Информация о работе Виды административных правонарушений