Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:19, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является охарактеризовать основные виды законов в Российской Федерации.
Основными задачами данной курсовой работы является:
– дать общее понятие закона;
– рассмотреть иерархию законов в Российской Федерации;
– выделить основные признаки и особенности законов.
Введение………………………………………..……………....3
1.Понятие и виды законов в Российской Федерации…….…5
2.Конституция Российской Федерации……..………………..8
3.Федеральный конституционный закон……………….......20
4.Федеральный закон………………………………………...26
5.Закон о поправках к Конституции………………………..29
Заключение…………………………………………………...31
Список используемой литературы………………………….32
2. Принимаются только по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов по следующим вопросам: а) чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 56 и ст. 88); б)принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65 и ч. 1 ст. 137); в) статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 137); г) государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70); д) Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п «в» ст. 84); е) режим военного положения определяется федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 87); ж) установлена необходимость принятия федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); з) порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 114); и) судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118); к) полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 128); л) конституционное Собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 135)15.
3. Принимаются в более сложном порядке, нежели обычные федеральные законы. В соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ и положениями регламентов палат Федерального Собрания, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию16.
4. Президент РФ не имеет в отношении федеральных конституционных законов права вето, а лишь промульгирует и публикует их (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
На сегодняшний день приняты
федеральные конституционные
«О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г., «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г., «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г., «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г., «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г., «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.
Федеральные конституционные законы имеют прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации.
Правовое содержание прямого
действия законов заключается в
том, что они применяются
Верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем другим юридическим актам, включая и федеральные законы, обусловливает особую, более сложную процедуру их принятия. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства голосов.
Принятие федеральных
конституционных законов
Проект федерального
конституционного закона
Для того, чтобы Государственная Дума одобрила проект федерального конституционного закона, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Используемое в
нескольких статьях
Конституционный Суд
в Постановлении по делу о толковании
статей 103 (ч.3), 105 (ч.ч.2 и 5), 107 (ч.3), 108 (ч.2),
117 (ч.3) и 135 (ч.2) Конституции Российской
Федерации от 12 апреля 1995 г. 2-П постановил,
что положение об общем числе депутатов
Государственной Думы, содержащееся
в выше перечисленных статьях Конституции,
следует понимать как число депутатов,
установленное для Государственной Думы
положением статьи 95 (ч.3) Конституции РФ,
что составляет 450 депутатов.
Таким образом,
для одобрения Государственной
Принятый федеральный
конституционный закон в
4.Федеральные законы РФ.
Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Самой многочисленной группой законов являются федеральные законы, они составляют значительную часть правовых актов и принимаются Парламентом по широкому кругу вопросов.
Во-первых, во всех главах Конституции,
за исключением девятой, содержатся
упоминания об отдельных правоотношениях,
регулирование которых
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении20.
Рассмотрение подготовленного
законопроекта в
1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
2) отклонить законопроект;
3) принять закон (закон
может быть принят в первом
же чтении только в случае,
если за его принятие
Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:
1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
2) принять законопроект во втором чтении;
3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
5) принять федеральный
закон в целом во втором
чтении (это возможно при наличии
окончательного текста
В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение. С момента принятия Государственной Думой законопроект считается принятым федеральным законом.
5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
В форме
такого закона в соответствии
со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным
законом от 4 марта 1998 г. «О порядке
принятия и вступления в силу
поправок к Конституции