Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа
Как известно, основными принципами демократии являются выборность и сменяемость органов власти, их легитимность. Недостаточно объявить государство демократическим, включив в конституцию соответствующее положение. Необходимо добиться, чтобы этот постулат прочно укрепился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открывает новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Введение 3
1 Избирательные системы и избирательное право 5
2 Избирательный процесс, его стадии 10
3 Принципы проведения выборов в Российской Федерации 19
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Абаканский филиал НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное право |
Тема |
Виды избирательных систем |
Фамилия студента |
Мизонова |
Имя студента |
Юлия |
Отчество студента |
Владимировна |
№ контракта |
10200100104004 |
Введение
1 Избирательные системы и избирательное
право
2 Избирательный процесс, его стадии
3 Принципы проведения выборов в Российской
Федерации
Заключение
Глоссарий
Список использованных
источников
Приложения
Как известно, основными принципами демократии являются выборность и сменяемость органов власти, их легитимность. Недостаточно объявить государство демократическим, включив в конституцию соответствующее положение. Необходимо добиться, чтобы этот постулат прочно укрепился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.
В истории достижений
человеческой цивилизации выборы и
избирательные процедуры
В процессе формирования демократического государства необходимо эффективно использовать возможности избирательной системы. Для этого каждому гражданину нужно знать и понимать важность выборов, принципы формирования выборных органов власти, смысл и особенности избирательного законодательства, а также свою роль в осуществлении избирательных прав – права избирать и быть избранным.
Роль избирательной системы в развитии и формировании политической системы в мире и Российской Федерации обосновывает актуальность темы данной курсовой работы "Виды избирательных систем".
Цель работы состоит в рассмотрении и анализе избирательного процесса и видов избирательных систем.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, глоссария и списка использованных источников.
Во введении описывается актуальность темы исследования, ее цели и задачи, а также содержание курсовой работы.
В первой и второй главах рассматриваются общая характеристика избирательных систем и раскрываются стадии избирательного процесса.
В третьей главе курсовой работы описываются и анализируются принципы и особенности выборов в Российской Федерации.
В заключении представлены краткие выводы по рассматриваемой теме курсовой работы.
1.1 Понятие и виды избирательного права
Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).
Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. В России нет обязательного голосования в отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и другие). Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление массового неучастия избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, так как придает результатам выборов менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования выборы могут быть сорваны. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей. Неявка на выборы усиливает политическую нестабильность в обществе и деформирует связь государства с населением.
Систему источников избирательного права составляют источники конституционного права, в которых содержатся избирательно-правовые нормы. Особое место здесь принадлежит специальным избирательным законам, которые иногда имеют форму кодексов (например, во Франции). Источники избирательного права Российской Федерации - нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:
1) Конституция РФ, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
2) Федеральный закон
от 19 сентября 1997 г. "Об основных
гарантиях избирательных прав
и права на участие в
3) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Не имеют права
избирать и быть избранными
граждане, признанные судом
Федеральными
1.2 Понятие и виды избирательных систем
Понятие избирательной системы рассматривается в двух аспектах - широком и узком. В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выбором органов публичной власти, составляющие порядок выборов. Однако чаще всего термин "избирательная система" употребляется в узком смысле - как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными.
Некоторые авторы предлагают отказаться от использования термина "избирательная система" в узком смысле, заменив его на "способ определения результатов голосования". Другие авторы считают такую замену неоправданной, так как это понятие не сводится только к способу определения результатов голосования, а в действительности представляет систему важнейших юридических норм. Основные виды избирательных систем: мажоритарные, пропорциональные и смешанные.
Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе выдвигается конкретный человек. В одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Как правило, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам, количество которых в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. В различных странах понятие "большинство" определено по-разному: абсолютное большинство, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительное большинство, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированное большинство, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может также по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России. Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов "разыгрывается" в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов. Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю. Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством). Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении, а места в представительном органе власти кандидаты занимают в соответствии с установленным партией приоритетом. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым "избирательным барьером" - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами.
Попытки максимально
использовать достоинства базовых
избирательных систем и снизить
их недостатки приводят к возникновению
смешанных избирательных
Подобная система