Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, основными принципами демократии являются выборность и сменяемость органов власти, их легитимность. Недостаточно объявить государство демократическим, включив в конституцию соответствующее положение. Необходимо добиться, чтобы этот постулат прочно укрепился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открывает новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Содержание

Введение 3
1 Избирательные системы и избирательное право 5
2 Избирательный процесс, его стадии 10
3 Принципы проведения выборов в Российской Федерации 19
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Мизонова Ю.В., КР, КПР.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Абаканский филиал НАЧОУ  ВПО Современная гуманитарная академия

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Виды избирательных  систем

Фамилия студента

Мизонова

Имя студента

Юлия

Отчество студента

Владимировна

№ контракта

10200100104004


 

Содержание

Введение                                                                                                                 3

1 Избирательные системы и избирательное право                                             5

2 Избирательный процесс, его стадии                                                                  10

3 Принципы проведения выборов в Российской Федерации                             19

Заключение                                                                                                              26

Глоссарий                                                                                                                 28

Список использованных источников                                                                    30

Приложения                                                                                                             32

Введение

Как известно, основными  принципами демократии являются выборность и сменяемость органов власти, их легитимность. Недостаточно объявить государство демократическим, включив в конституцию соответствующее положение. Необходимо добиться, чтобы этот постулат прочно укрепился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и  избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан  участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открывает новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления. Выборы – мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая для сохранения своих позиций, выполняет волю избирателей. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав органов власти, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс, в значительной степени зависит общее направление движения всей страны. Также выборы способствуют формированию активной жизненной позиции, воспитанию стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к своим согражданам.

В процессе формирования демократического государства необходимо эффективно использовать возможности  избирательной системы. Для этого  каждому гражданину нужно знать  и понимать важность выборов, принципы формирования выборных органов власти, смысл и особенности избирательного законодательства, а также свою роль в осуществлении избирательных прав – права избирать и быть избранным.

Роль избирательной  системы в развитии и формировании политической системы в мире и Российской Федерации обосновывает актуальность темы данной курсовой работы "Виды избирательных систем".

Цель работы состоит  в рассмотрении и анализе избирательного процесса и видов избирательных  систем.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  • дать понятие и рассмотреть виды избирательных систем;
  • рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса;
  • определить и проанализировать особенности выборов в Российской Федерации.

Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, глоссария и списка использованных источников.

Во введении описывается актуальность темы исследования, ее цели и задачи, а также содержание курсовой работы.

В первой и второй главах рассматриваются общая характеристика избирательных систем и раскрываются стадии избирательного процесса.

В третьей главе курсовой работы описываются и анализируются принципы и особенности выборов в Российской Федерации.

В заключении представлены краткие  выводы по рассматриваемой теме курсовой работы.

Основная часть

1 Избирательные системы и избирательное право

1.1 Понятие и виды  избирательного права

Избирательное право - это  совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Как активное, так и  пассивное избирательное право  реализуется гражданами абсолютно  добровольно. В России нет обязательного голосования в отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и другие). Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление массового неучастия избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, так как придает результатам выборов менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования выборы могут быть сорваны. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей. Неявка на выборы усиливает политическую нестабильность в обществе и деформирует связь государства с населением.

Систему источников избирательного права составляют источники конституционного права, в которых содержатся избирательно-правовые нормы. Особое место здесь принадлежит специальным избирательным законам, которые иногда имеют форму кодексов (например, во Франции). Источники избирательного права Российской Федерации - нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция РФ, конституции  республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный закон  от 19 сентября 1997 г. "Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации"; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) указы и распоряжения  Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями  Государственной Думы и Центральной  избирательной комиссии.

Гражданин Российской Федерации  может избирать и быть избранным  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 Не имеют права  избирать и быть избранными  граждане, признанные судом недееспособными,  и граждане, содержащиеся в местах  лишения свободы по приговору  суда.

 Федеральными конституционными  законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления.

1.2 Понятие и виды избирательных систем

Понятие избирательной  системы рассматривается в двух аспектах - широком и узком. В широком  смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выбором органов публичной власти, составляющие порядок выборов. Однако чаще всего термин "избирательная система" употребляется в узком смысле - как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными.

Некоторые авторы предлагают отказаться от использования термина "избирательная система" в узком  смысле, заменив его на "способ определения результатов голосования". Другие авторы считают такую замену неоправданной, так как это понятие не сводится только к способу определения результатов голосования, а в действительности представляет систему важнейших юридических норм. Основные виды избирательных систем: мажоритарные, пропорциональные и смешанные.

Мажоритарная избирательная  система основана на системе персонального  представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе выдвигается конкретный человек. В одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Как правило, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам, количество которых в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. В различных странах понятие "большинство" определено по-разному: абсолютное большинство, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительное большинство, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированное большинство, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может также по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России. Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов "разыгрывается" в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов. Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит  принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю. Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством). Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении, а места в представительном органе власти кандидаты занимают в соответствии с установленным партией приоритетом. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым "избирательным барьером" - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами.

Попытки максимально  использовать достоинства базовых  избирательных систем и снизить  их недостатки приводят к возникновению  смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы  заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии).

Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной  Думы Российской Федерации первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Вторая половина депутатов Государственной Думы РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Соответственно, право участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей.

Информация о работе Виды избирательных систем